НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
НАЛОГИ И ПРАВО
Федеральные законы
Кодексы
Документы Минфина и ФНС
Президент РФ
Правительство РФ
Пленум ВС РФ
Нормативные акты
Судебная практика
Карта сайта
Налоговый кодекс
Налоговый кодекс. Часть 1
Налоговый кодекс. Часть 2
Изменения в НК РФ
Нормативные акты
Судебная практика по НК РФ
Минфин РФ
Приказы Минфина России
Письма Минфина России
Информация Минфина России
ФНС РФ
Приказы ФНС России
Письма ФНС России
Информация ФНС России
Кодексы РФ
Налоговый кодекс
Гражданский кодекс
Трудовой кодекс
Уголовный кодекс
КОАП РФ
Популярные материалы
ФЗ о страховых пенсиях
N 400-ФЗ от 28.12.2013
ФЗ о пожарной безопасности
N 69-ФЗ от 21.12.1994
ФЗ об ОСАГО
N 40-ФЗ от 25.04.2002
ФЗ об образовании
N 273-ФЗ от 29.12.2012
ФЗ о государственной гражданской службе
N 79-ФЗ от 27.07.2004
О защите прав потребителей
N 2300-1 от 07.02.1992 ЗОЗПП
ФЗ о противодействии коррупции
N 273-ФЗ от 25.12.2008
ФЗ о рекламе
N 38-ФЗ от 13.03.2006
ФЗ об охране окружающей среды
N 7-ФЗ от 10.01.2002
ФЗ о полиции
N 3-ФЗ от 07.02.2011
ФЗ о бухгалтерском учете
N 402-ФЗ от 06.12.2011
ФЗ о закупках
N 223-ФЗ от 18.07.2011
Подборки
Подборки документов по законодательству и судебным прецедентам
Нормативные акты
Письмо ПФ РФ от 15.08.2000 N МЗ-09-25/7298
Письмо ПФ РФ от 15.08.2000 N МЗ-09-25/7298 "О применении Налогового кодекса Российской Федерации"
"О применении Налогового кодекса Российской Федерации"
Глава 15. Налогового кодекса, устанавливающая общие положения привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений, применяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом норм специального законодательства, регулирующего уплату страховых взносов. Так, в соответствии со статьей 106 Налогового кодекса нарушением законодательства, регулирующего уплату страховых взносов, признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства об уплате страховых взносов) деяние (действие или бездействие) плательщика, за которое прежде всего специальным законодательством, а также Налоговым кодексом установлена ответственность. Статьи 107 - 111 Налогового кодекса необходимо применять при решении вопросов по привлечению плательщиков к ответственности за нарушение законодательства, регулирующего уплату страховых взносов, с учетом норм специального законодательства для целей установления лиц, подлежащих ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, общих условий привлечения к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, обстоятельств, исключающих привлечение плательщиков к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, формы вины при нарушении законодательства об уплате страховых взносов, а также обстоятельств, исключающих вину плательщика в нарушении законодательства об уплате страховых взносов. Статья 112 Налогового кодекса, регулирующая вопросы об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность за нарушение законодательства об уплате страховых взносов, не применяется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в силу пункта 4 указанной статьи, которым установлено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом. Статья 113 Налогового кодекса устанавливает срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов налогового правонарушения. Виды применяемых к плательщику мер ответственности установлены Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, а также главой 16 Налогового кодекса. Следует учитывать, что статья 113 Налогового кодекса не распространяется на взыскание пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, так как несвоевременная уплата обязательных платежей как налоговое правонарушение вышеназванными нормативными правовыми актами не предусмотрена. Взыскание пеней в соответствии со статьей 72 Налогового кодекса является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Порядком, а также Налоговым кодексом за нарушение законодательства об уплате страховых взносов предусмотрена ответственность только в виде штрафов. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 1996 г. N 20-П определил пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Статья 75 Налогового кодекса устанавливает, что пени - это денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки. Исходя из изложенного пени носят восстановительный характер. Штрафы носят карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное Налоговым кодексом, а также нормами специального законодательства противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При наложении финансовой санкции в виде штрафа подлежит доказыванию факт совершения правонарушения и степень вины плательщика страховых взносов. При взыскании пеней доказывать факт нарушения законодательства об уплате страховых взносов не требуется. Для этого достаточно самого факта неуплаты или несвоевременной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, пени не являются видом ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов. На основании изложенного при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов применяется пункт 8 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, которым предусмотрен шестилетний срок для производства бесспорного списания недоимки и начисленных пеней. Статьи 114 - 115 Налогового кодекса не применяются к отношениям по уплате страховых взносов, поскольку виды применяемых к плательщику мер ответственности установлены Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.
Статья 107.
Статья 112.
Статья 113.
Статья 114. Налогового кодекса не применяются к отношениям по уплате страховых взносов, поскольку виды применяемых к плательщику мер ответственности установлены Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.
Статья 116.
Статья 118.
Статья 119.
Статья 122.
Статья 124.
Статья 126.
Статья 128. , 129 Налогового кодекса не подлежат применению органами Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку содержат санкции норм Налогового кодекса, для реализации которых необходимы административные полномочия, которыми органы Пенсионного фонда Российской Федерации действующим законодательством не наделены.
Глава 8. Налогового кодекса устанавливает общие принципы возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора и полностью применяется к органам Пенсионного фонда Российской Федерации с изъятиями, установленными специальным законодательством, регулирующим отношения по уплате страховых взносов. Статьи 44, 45, 49, 50, 51, 59 Налогового кодекса применяются с учетом того, что обязанность по уплате страховых взносов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных прежде всего Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Налоговым кодексом и иным специальным законодательством, регулирующим правоотношения по уплате страховых взносов. Следует отметить, что пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса, которым установлен момент исполнения обязанности по уплате налога, к отношениям по уплате страховых взносов в части безналичного расчета не применяется, так как Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ) установлен иной момент исполнения обязанности плательщика по уплате страховых взносов, а именно: обязанность плательщика по уплате страховых взносов считается исполненной с момента списания средств плательщика с его расчетного счета. При исполнении плательщиком обязанности по уплате страховых взносов наличными денежными средствами обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты страховых взносов в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. Статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению после утверждения Правительством Российской Федерации Порядка списания безнадежных долгов по налогам и сборам. Статьи 46, 47, 48 Налогового кодекса регулируют общий порядок взыскания с плательщиков недоимки и задолженности по пеням. Пункт 5 статьи 46 Налогового кодекса не применяется в части запрета на бесспорное взыскание недоимки с бюджетного счета, так как пунктом 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ) установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов плательщиков страховых взносов - юридических лиц, за исключением ссудных счетов (Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 13 июня 2000 г. N СД-09-27/5159 "О применении пункта 5 статьи 46 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Согласно части 5 пункта 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов плательщиков страховых взносов - юридических лиц, в том числе с валютных. Указанное списание осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации. Частью 2 пункта 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога может производиться с валютных счетов плательщика. Пункт 3 данной статьи предусматривает, что взыскание страховых взносов с валютных счетов плательщика производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. Таким образом, в связи с тем, что Порядок взыскания недоимки по страховым взносам в ПФР с валютных счетов плательщиков до настоящего времени не принят, необходимо непосредственно применять указанные нормы Налогового кодекса к взысканию недоимки с валютных счетов плательщиков страховых взносов. Взыскание органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов за счет имущества плательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика производится по решению руководителя органа Пенсионного фонда Российской Федерации путем направления соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Формы решения и постановления утверждаются постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Взыскание страховых взносов и пеней с физического лица осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном статьей 48 Налогового кодекса, путем подачи искового заявления в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя). Статьи 52 - 58 Налогового кодекса применяются только к уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, так как порядок исчисления, сроки уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлены действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (разъяснения о применении указанных статей к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица будут доведены до региональных отделений Управлением методологии и организации сбора страховых взносов). Статьей 60 Налогового кодекса органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право за неперечисление и несвоевременное перечисление банками сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленный срок применить к этому банку меры по взысканию неперечисленных сумм страховых взносов и пеней за счет денежных средств в бесспорном порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 Налогового кодекса, а за счет иного имущества - в судебном порядке. С учетом того, что размер пеней банкам за указанное нарушение установлен пунктом 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ) и равен одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
Статья 44.
Статья 59.
Статья 46.
Статья 52. Налогового кодекса применяются только к уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, так как порядок исчисления, сроки уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлены действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (разъяснения о применении указанных статей к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица будут доведены до региональных отделений Управлением методологии и организации сбора страховых взносов). Статьей 60 Налогового кодекса органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право за неперечисление и несвоевременное перечисление банками сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленный срок применить к этому банку меры по взысканию неперечисленных сумм страховых взносов и пеней за счет денежных средств в бесспорном порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 Налогового кодекса, а за счет иного имущества - в судебном порядке. С учетом того, что размер пеней банкам за указанное нарушение установлен пунктом 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ) и равен одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.