ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 марта 2002 г. N СД-09-25/2221
ОБ ОТНЕСЕНИИ ПФР И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
К БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с запросами региональных отделений о правомерности признания ПФР и его территориальных органов бюджетными учреждениями сообщает, что актуальность рассмотрения данного вопроса в соответствии с нормами гражданского и бюджетного законодательства обусловлена тем, что предоставляющие различного рода услуги организации относят ПФР и его территориальные органы к числу коммерческих организаций, не подпадающих под льготные тарифы, установленные для некоммерческих организаций - бюджетных учреждений, что негативно отражается на расходной части бюджета ПФР.
Статьей 5 Федерального закона
от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что ПФР является государственным учреждением и вместе с его территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.
Гражданским кодексом Российской Федерации, как и Федеральным законом
от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", не установлено такой организационно - правовой формы юридического лица, как "бюджетное учреждение".
Понятие "бюджетное учреждение" введено и раскрыто статьей
161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. К бюджетным учреждениям относятся организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующих бюджетов или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, законодательно установлены следующие критерии отнесения учреждений к бюджетным:
1) наличие учредителя в лице органа государственной власти или самоуправления (ПФР учрежден законодательным органом власти и действует на основании положения, утвержденного законодателем и являющегося актом, имеющим силу закона, статус ПФР как государственного учреждения установлен федеральным законом);
2) цели создания - выполнение управленческих, социально - культурных, научно - технических и иных функций некоммерческого характера (ПФР создан в целях управления средствами обязательного пенсионного страхования и по определению законодателя является органом управления, государственным учреждением);
3) источники финансирования - федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, бюджет муниципального образования или бюджет государственного внебюджетного фонда (ПФР финансируется за счет бюджета, утверждаемого федеральным законом, только два бюджета существуют в правовой форме федерального закона - это федеральный бюджет и бюджет государственного внебюджетного фонда);
4) финансирование по смете из бюджета (региональные отделения финансируются по смете из бюджета ПФР).
Иных критериев отнесения учреждений к категории бюджетных ни
Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено. Анализ приведенных выше аргументов показывает, что ПФР соответствует указанным критериям.
Следовательно, позиция организаций о неотнесении ПФР и его территориальных органов к числу бюджетных учреждений не имеет под собой правовых оснований. Сравнительный анализ статьи
161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статей нормативных правовых актов, которыми установлен правовой статус ПФР, показал, что законодательно установленным критериям отнесения учреждения к категории бюджетных ПФР соответствует.
Позиция же организаций, предоставляющих различного рода услуги и отказывающих в предоставлении их по льготным тарифам, установленным для бюджетных учреждений, основана на субъективном толковании норм
Бюджетного кодекса Российской Федерации, игнорировании норм
Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 214) и норм Постановления Верховного Совета Российской Федерации
от 27.12.91 N 3020-1, в соответствии с которыми наряду со средствами федерального бюджета средства бюджета ПФР входят в состав государственной казны Российской Федерации, из чего следует, что частью государственной казны Российской Федерации управляет государственное учреждение - ПФР.
Из изложенного выше следует, что ПФР и его территориальные органы отвечают законодательно установленным критериям бюджетного учреждения, подпадают под понятие "бюджетное учреждение" и, следовательно, могут пользоваться льготами, установленными для бюджетных учреждений. При этом сохраняется специфика ПФР как государственного внебюджетного фонда: особые условия его создания в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, самостоятельное осуществление бюджетного процесса, неучастие в межбюджетных отношениях, образование бюджета ПФР вне федерального бюджета.
Позицию в отношении квалификации ПФР как бюджетного учреждения разделяет Министерство юстиции Российской Федерации (письмо
от 12.10.99 N 8252-ЕС, которое доводилось до сведения региональных отделений). Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 28.01.2002 N 05-1-7/80-В-727 сообщило, что в его компетенцию не входит определение правового статуса организаций, в том числе и ПФР.
ПФР считает, что его территориальные органы должны более активно защищать свою позицию по вопросу отнесения их к бюджетным учреждениям с учетом буквального понимания и толкования норм
Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также судебно - арбитражной практики, свидетельствующей, что суды при вынесении решений относят ПФР и его территориальные органы к бюджетным учреждениям.
Заместитель Председателя
Правления
С.Е.ДОНЦОВ