НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ПФ РФ от 11.04.1995 N 09-12/2094-ИН "О договорах маркетинга"

"О договорах маркетинга"
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 апреля 1995 г. N 09-12/2094-ИН
О ДОГОВОРАХ МАРКЕТИНГА
В связи с поступающими запросами от региональных отделений с просьбой дать разъяснения по трактовке договора маркетинга Юридический отдел сообщает следующее.
На основании Постановления Совмина СССР от 23.01.90 N 68 "О некоторых мерах по развитию оптовой торговли средствами производства", Указа Президента РФ от 28.08.93 N 1317 "Об организации оперативного статистического и информационно - аналитического наблюдения за состоянием торговли, рынков товаров и услуг", Постановления Правительства РФ от 16.05.94 N 460 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями" маркетинг - это информационно - консультативные услуги (работы) по комплексному изучению рынка: спроса на продукцию клиента, текущего и прогнозируемого на перспективу, предложения соответствующих товаров, изучения сведений о конкурентах, ценах, качестве товаров и их последующем сервисном обслуживании.
Маркетинговый договор как отдельный вид гражданско - правовых обязательств не предусмотрен Гражданским кодексом РФ и Основами гражданского законодательства, поэтому, классифицируя его, необходимо учитывать следующее:
1. По договору подряда подрядчик обязуется за свой риск выполнить определенную работу по заданию заказчика с использованием его или своих материалов, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (ч. 1 ст. 91 Основ и ст. 350 ГК РФ).
Договор подряда следует отнести к обязательствам по производству работ или материально - овеществленных услуг, являющихся результатом работы (труда).
Цель договора маркетинга - выдача клиенту рекомендаций, учет которых позволит ему производить пользующуюся спросом продукцию, улучшать качество изделий и т.д.
Таким образом, предметом договора маркетинга является овеществленный результат работы исполнителя (подрядчика) - документация в виде объективной информации о рынке с рекомендациями исполнителя.
Кроме того, ответственность за недобросовестно выполненную работу в виде недостоверной информации и т.д. по договору маркетинга возложена на исполнителя.
Поэтому такой договор маркетинга относится к подрядному виду гражданско - правовых обязательств.
2. Иногда по договору маркетинга исполнителем кроме фактических действий (работ по изучению рынка, маркетинговых исследований) совершаются юридические действия (заключение сделок от имени заказчика). В данном случае маркетинговая деятельность лишь способствует достижению конечной цели договора - совершению юридического действия и не входит в состав предмета договора (ст. 115 Основ).
Поэтому такое соглашение относится к договору поручения с элементами договора подряда, так как по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия.
При рассмотрении указанных видов договоров, на наш взгляд, следует применять нормы "смешанных договоров" (ст. 421 части первой ГК РФ).
В соответствии с п. 3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (с последующими изменениями и дополнениями), страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" начисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.
Таким образом, на вознаграждения за выполнение работы по договору маркетинга страховые взносы начисляются.
Начальник
Юридического отдела
З.СЕЛИВАНОВА