НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ПФ РФ от 09.07.1998 N ЕВ-09-10/5477 "Об Обзоре законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Пенсионного фонда Российской Федерации, за II квартал 1998 года"

"Об Обзоре законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Пенсионного фонда Российской Федерации, за II квартал 1998 года"
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 1998 г. N ЕВ-09-10/5477
ОБ ОБЗОРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ, ВХОДЯЩИМ В КОМПЕТЕНЦИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗА II КВАРТАЛ 1998 ГОДА
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для информации подготовленный Главным правовым управлением Обзор законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Пенсионного фонда Российской Федерации, за II квартал 1998 года.
Заместитель Председателя
Правления
Е.Я.ВАСИЛЬЕВ
ОБЗОР
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ,
ВХОДЯЩИМ В КОМПЕТЕНЦИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗА II КВАРТАЛ
1998 ГОДА
Федеральные законы Российской Федерации
1. Федеральный закон Российской Федерации от 11 апреля 1998 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 87 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" ("Российская газета", 14 апреля 1998 г., N 72). Вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете".
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признаны утратившими силу:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 февраля 1996 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 4 марта 1996 г., N 10, ст. 829);
Федеральный закон Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 31-ФЗ "О выплате пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 22 апреля 1996 г., N 17, ст. 1910). Тем самым была решена проблема кодификации ранее принятых законодательных актов по вопросам выплаты пенсий за выслугу лет.
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N ЕВ-06-10/3328 вышеупомянутый Закон был направлен в региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Совместной телетайпограммой Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 - 8 мая 1998 г. N 2608-ЮЛ, N ВБ-06-32/3535 с 14 апреля 1998 г. выплачивать пенсии за выслугу лет, назначенные в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности при выслуге 25 лет, следует в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. независимо от характера работы. Часть первая статьи 22 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. определяет, что работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме (без надбавки на нетрудоспособных иждивенцев).
Применение действующей редакции статьи 87 Закона от 20 ноября 1990 г. по официальным разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации (журнал "Пенсия", N 5(20), 1998) неизбежно приведет к тому, что часть людей, занятых лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности, получавших по нормам ранее действовавшего законодательства пенсию за выслугу лет в период работы, теперь утрачивают право на получение пенсии, если она установлена при 30 годах выслуги. Часть же пенсионеров этой категории приобретет право на выплату пенсии (например, пенсионеры, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения в городе, рабочем, курортном, дачном поселке, которым пенсия назначена при 25 годах выслуги).
В связи с этим вышеупомянутая телетайпограмма содержит также положение, что переплаты пенсий, вызванные реализацией Закона от 11 апреля 1998 г., удержанию не подлежат.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации предложения по изменению действующей редакции статьи 87 Закона от 20 ноября 1990 г.
Письмами Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. N ЕВ-06-11/1072 "О применении Федерального закона Российской Федерации от 18.04.96 N 31-ФЗ" и от 3 декабря 1996 г. N ЕВ-06-11/8745-ИН "О выплате пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности" руководствоваться не следует (письмо от 1 июля 1998 г. N ЕВ-06-11/5143).
Правовое положение получателей пенсий за выслугу лет, назначенных по статье 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. (педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей), в связи с Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. не изменилось.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" ("Российская газета", 23 апреля 1998 г., N 79). Вступил в силу со дня его официального опубликования.
Региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации письмом от 18 июня 1993 г. N ЮИ-12/2313-ИН "Об уплате страховых взносов садоводческими и садово - огородными товариществами" было сообщено, что установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации данной категории плательщиков 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
В соответствии с настоящим Федеральным законом садоводческим, огородническим или дачным объединениям граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально - хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (статья 1).
Согласно статье 6 садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации.
Настоящий Федеральный закон применяется как к создаваемым, так и к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее, чем три человека. Учредительным документом такого некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей (статья 16).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 19 член данного некоммерческого объединения обязан своевременно уплачивать наряду с членскими и иными взносами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи.
Садоводы, огородники, дачники и их садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения могут в установленном федеральными законами порядке полностью или частично освобождаться от федеральных налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей (пункт 1 статьи 35).
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации не применяется Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1988, N 22, ст. 355; "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР", 1989, N 19, ст. 350; 1990, N 26, ст. 489; 1991, N 11, ст. 294; N 12, ст. 324, 325) в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 мая 1998 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации" ("Российская газета", 12 мая 1998 г., N 89). Вступил в силу со дня его официального опубликования.
В новой редакции статья 15 "Стороны и содержание трудового договора (контракта)" представляет собой следующее:
"Трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.".
Статья дополнена частью второй следующего содержания:
"В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в трудовом договоре могут содержаться условия неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.".
4. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" ("Российская газета", 13 мая 1998 г., N 90).
Вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 26, которая вводится в действие после утверждения Правительством Российской Федерации порядка и условий заключения договора фонда с депозитарием (статья 38).
Согласно статье 2 настоящего Федерального закона негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность таких фондов представляет собой аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
Исходя из смысла Федерального закона негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании соответствующего пенсионного договора (статья 12) между фондом и вкладчиком (юридическим или физическим лицом), перечисляющим пенсионные взносы в пользу назначенных им участников (физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства). Причем участник может выступать одновременно вкладчиком в свою пользу. По договору фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований (статья 10) в соответствии с пенсионными правилами фонда (статья 9) и выбранной пенсионной схемой (статья 11) выплачивать участнику негосударственную пенсию.
Фонд считается созданным с момента государственной регистрации и получает право на осуществление соответствующей деятельности с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельности, выдаваемого государственным уполномоченным органом.
Органами управления фонда являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция. Контрольными органами являются попечительский совет и ревизионная комиссия.
Фонд имеет право на льготы по налогам, таможенным и иным федеральным сборам и платежам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 78-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год" ("Российская газета", 30 мая 1998 г., N 103). Вступил в силу со дня его официального опубликования.
Данным Федеральным законом утвержден отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год.
В соответствии с настоящим Федеральным законом на 1 января 1997 года размер некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации по расходам на выплату пенсий и пособий, доставку, пересылку всех видов государственных пенсий, осуществляемых Фондом на возвратной основе, составляет 9369,34 млрд. руб. Правительству Российской Федерации предписано оформить указанную задолженность перед Фондом с условием ее погашения в первом полугодии 1999 года. По погашению задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, образовавшейся по состоянию на 1 января 1997 года по расходам на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации досрочных пенсий безработным гражданам в сумме 160,46 млрд. руб., следует принять меры в первом полугодии 1998 года.
Федеральным законом установлено возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации расходов по обслуживанию привлеченных кредитов банков в сумме 1954,93 млрд. руб., произведенных в нарушение статьи 10 Федерального закона от 8 июля 1996 г. N 88-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 8 июля 1996 г., N 28, ст. 3350) в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 79-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год" ("Российская газета", 30 мая 1998 г., N 103). Вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 30 мая 1998 г., за исключением статей 10 и 12, которые действуют только в 1997 году.
Данным Федеральным законом утвержден бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год.
Действие статей 8, 9, 11, 13, которые являются нормами прямого действия, не ограничено во времени периодом календарного года, на который утверждается бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N ЕВ-09-28/5372 "О применении Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год").
По сравнению с аналогичным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год (см. Федеральный закон от 8 июля 1996 г. N 88-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год" ("Российская газета", 10 июля 1996 г., N 128) в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. установлены иные сроки уплаты страховых взносов отдельными категориями плательщиков.
Так, частью 2 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. установлен иной, нежели в 1996 году, срок уплаты страховых взносов работодателями, не имеющими счетов в банках, а также работодателями, имеющими счета, но производящими выплаты в пользу работников из сумм выручки, - 15 число вместо 10 числа, следовательно, изменена дата, с которой возможно начисление пеней с данной категории плательщиков. Данной норме, улучшающей правовое положение плательщика страховых взносов, правоприменительным органом может быть придана обратная сила.
Отдельные категории плательщиков, в частности, адвокаты необоснованно отнесены в 1997 году к категории плательщиков, уплачивающих страховые взносы в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц, в то время как адвокат не является индивидуальным предпринимателем. С целью осуществления своей профессиональной деятельности адвокаты состоят в коллегиях адвокатов, которые, являясь юридическими лицами, уплачивают страховые взносы за адвокатов.
Особое внимание уделено санкциям за несвоевременную уплату страховых взносов работодателями, включая работников и иные категории плательщиков (статья 9). За данный вид нарушений устанавливается пеня в размере 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки (см. пункт 12 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочении наличного и безналичного денежного обращения" "Собрание законодательства Российской Федерации", 26 августа 1996 г., N 35, ст. 4144). В этой же статье воспроизведены нормы Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 1996 г. N 25 "Об утверждении дополнений в Инструкцию о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации" (2 абзац статьи 9), которое согласно информационному письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 мая 1998 г. N ЕВ-16-28/3425 впредь до внесения изменений в Инструкцию N 258 использовать в работе не следует.
За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых взносов, а также пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета Фонда с корреспондентских счетов банков, обслуживающих Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие органы Фонда взыскивают с этих банков пени за каждый день просрочки в размере 1 процента этих сумм.
Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимки и пени со всех счетов плательщиков страховых взносов, в том числе с валютных (статья 9).
В 1997 году Фонду предоставлено также право предоставления рассрочек на погашение сумм недоимки по страховым взносам и начисленной пене с учетом финансового состояния организаций на основе соглашений, заключаемых Фондом с плательщиками страховых взносов, приостановления начисления пени на сумму недоимки по страховым взносам на период действия указанных соглашений при условии своевременности уплаты текущих платежей, что было в свое время закреплено в Постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 июля 1997 г. N 54 "О заключении договоров по погашению просроченной задолженности".
В статье 12 законодателем закреплено в 1997 году за Пенсионным фондом Российской Федерации право приема ценных бумаг в виде векселей кредитных организаций в качестве платежного средства в счет погашения недоимки по страховым взносам и начисленным пеням организаций, заключивших соответствующие соглашения с Фондом (см. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. N 93 "О порядке обращения ценных бумаг в Пенсионном фонде Российской Федерации").
7. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" ("Российская газета", 27 июня 1998 г., N 120). Вступил в силу со дня его официального опубликования.
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N ЕВ-09-10/5117 настоящий Федеральный закон был направлен в региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следует обратить особое внимание на новую редакцию статей 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые регулируют вопросы уклонения физического лица и организации, т.е. юридического лица, от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Так, уклонение физического лица от уплаты налога (статья 198) путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере (крупным размером считается, согласно примечаниям, сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, превышающая двести минимальных размеров оплаты труда), - наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
За то же деяние, совершенное в особо крупном размере (пятьсот минимальных размеров оплаты труда), предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Лицо, впервые совершившее данный вид преступления, а также преступления, предусмотренные статьями 194 ("Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица") и 199 ("Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации") освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.
Уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (статья 199), совершенное в крупном размере (сумма, превышающая одну тысячу минимальных размеров оплаты труда), - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, совершенное при определенных в части 2 статьи 199 отягчающих обстоятельствах, к числу которых относится уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в особо крупном размере (пять тысяч минимальных размеров оплаты труда), наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Указы Президента Российской Федерации
1. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" ("Российская газета", 8 мая 1998 г., N 88).
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 8 мая 1998 г. N ЕВ-05-10/3518 настоящий Указ был доведен до сведения региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации.
Во исполнение настоящего Указа принято Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 555 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов".
2. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1998 г. N 499 "О мерах по стабилизации социально - экономической обстановки в угледобывающих регионах" ("Российская газета", 13 мая 1998 г., N 90).
Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах Президента Российской Федерации не установлен другой порядок вступления их в силу.
Пунктом 3 настоящего Указа Пенсионному фонду Российской Федерации поручено провести реструктуризацию задолженности организаций угольной промышленности по страховым взносам и начисленным пеням в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. N 1391 "О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 5 января 1998 г., N 1, ст. 99).
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 5 июня 1998 г. N A3-12-28/4374 данный Указ был доведен до сведения региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации.
4. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 554 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации" ("Российская газета", 19 мая 1998 г., N 94). Настоящий Указ вступает в силу в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 , упомянутого выше.
Данный Указ устанавливает, что после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок, если иной срок не предусмотрен указанным федеральным законом, представляет Президенту Российской Федерации предложения или принимает решение об отмене либо приостановлении финансирования указов и распоряжений Президента Российской Федерации, принятых до вступления в силу указанного федерального закона и предусматривающих осуществление государственных расходов за счет средств федерального бюджета, не предусмотренных федеральным бюджетом на текущий финансовый год.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, в отношении которых принято в установленном порядке решение о приостановлении финансирования предусмотренных в них расходов за счет средств федерального бюджета, учитываются Правительством Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и реализуются со следующего за текущим финансового года в случае включения соответствующих положений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять меры по укреплению финансовой дисциплины и обеспечению исполнения бюджетного законодательства Российской Федерации исходя из положений настоящего Указа.
5. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1998 г. N 604 "О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам" ("Российская газета", 30 мая 1998 г., N 103). Вступил в силу со дня его официального опубликования.
В целях обеспечения своевременного и в полном объеме взыскания с организаций задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам до формирования службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3590) федеральные органы налоговой полиции осуществляют предусмотренные Законом Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции Закона от 17 декабря 1996 г.) ("Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации", 22 июля 1993 г., N 29, ст. 1114) меры, направленные на обеспечение взыскания задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на основании решений судов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также решений иных органов, имеющих право принимать такие решения в соответствии с федеральными законами.
Таковыми мерами являются:
обращение взыскания на имущество организаций, имеющих задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам, в трехдневный срок со дня вынесения решения о взыскании указанной задолженности;
административный арест имущества должника для обеспечения взыскания задолженности независимо от получения отметки банка, осуществляющего обслуживание расчетного (текущего) счета должника, о недостаточности денежных средств должника, предусмотренной Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 19 февраля 1996 г., N 8, ст. 741). Необходимо отметить, что положение, содержащееся в данном абзаце, противоречит нормам (статьи 7, 45) Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591).
Финансирование расходов по обращению взыскания на имущество должников осуществляется в порядке, установленном статьей 84 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1998 г. N 609 "О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных бюджетных фондов" ("Российская газета", 2 июня 1998 г., N 104). Вступает в силу со дня его официального опубликования.
Данным Указом запрещено федеральным органам исполнительной власти привлечение заемных средств путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов, кроме случаев, если такое привлечение прямо не установлено Правительством Российской Федерации.
Государственным внебюджетным фондам (кроме Пенсионного фонда Российской Федерации) также запрещено привлечение заемных средств.
Постановления Правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1998 г. N 405 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за I квартал 1998 года для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 1998 года" ("Российская газета", 29 апреля 1998 г., N 83).
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" данное Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (21 апреля 1998 г. N ВБ-06-32/2895) совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (21 апреля 1998 г. N 2320-ЮЛ) направили телетайпограмму в свои территориальные органы, в соответствии с которой с 1 мая 1998 года применяется среднемесячная заработная плата для исчисления и перерасчета государственных пенсий в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3585) за январь, февраль, март 1998 года и I квартал 1998 года в размере 760 руб. в месяц.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 1998 г. N 438 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины" ("Российская газета", 19 мая 1998 г., N 94). Вступает в силу в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ.
Данным Постановлением устанавливается, что любые предложения федеральных органов исполнительной власти, иных получателей средств федерального бюджета, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об увеличении расходов, предоставлении льгот вносятся в Правительство Российской Федерации только при условии обеспечения таких предложений конкретными источниками их финансирования в федеральном бюджете.
Не обеспеченные источниками финансирования нормативные правовые акты Российской Федерации и ведомственные нормативные правовые акты, предусматривающие выделение бюджетных средств, в том числе социальные выплаты, действующие в соответствующем финансовом году, приостанавливают свое действие до санкционирования соответствующих выплат федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Аналогичные положения содержатся и в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 441 "Вопросы исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 18 мая 1998 г., N 20, ст. 2157; "Российская газета", 29 апреля 1998 г., N 83), которым предусматривается утверждение поквартального распределения доходов, расходов в структуре бюджетов Российской Федерации и источников финансирования дефицита федерального бюджета (роспись).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 1998 г. N 451 "О мерах по стабилизации социально - экономической обстановки в угледобывающих регионах" ("Российская газета", 23 мая 1998 г., N 98). Вступает в силу в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ.
В соответствии с п. 7 настоящего Постановления Правительства Российской Федерации Министерству топлива и энергетики Российской Федерации поручено обеспечить взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации при подготовке решений о реструктуризации задолженности организаций угольной промышленности перед государственными внебюджетными фондами.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" ("Российская газета", 26 мая 1998 г., N 99). Вступает в силу в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ.
Настоящим Постановлением Правительства Российской Федерации одобрена Программа пенсионной реформы в Российской Федерации и утвержден План подготовки нормативных правовых актов и организационных мероприятий на период 1998 - 1999 годы, информация о ходе выполнения которого ежеквартально представляется государственными внебюджетными социальными фондами в Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
К числу основных направлений развития Концепции реформы системы пенсионного обеспечения наряду с введением накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования, уточнением порядка исчисления размера пенсии с применением индивидуального коэффициента, совершенствованием льготного пенсионного обеспечения и формированием института профессиональных пенсионных систем относится необходимость изменения нормативных правовых актов по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, а также необходимость более четкого определения правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации путем формирования Федеральной службы государственного пенсионного страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 апреля 1998 г. N 37 "О подготовительных мероприятиях по проведению пенсионной реформы в Российской Федерации" соответствующим структурным подразделениям поручено провести подготовительные работы по внесению изменений в систему персонифицированного учета в связи с применением условно - накопительных пенсионных субсчетов и элементов накопительного финансирования трудовых пенсий, а также в связи с формированием профессиональных пенсионных систем на накопительных принципах.
К числу подготовительных мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации относится и подготовка необходимых материалов для проведения конкурса среди организаций, способных выполнить социологическое обследование на тему: "Отношение населения Российской Федерации к пенсионной реформе".
Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 14 мая 1998 г. N АК-08-28/3618 "О документах по взаимодействию с профсоюзными органами по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" направил для сведения и использования в практической работе одобренную 15 апреля 1998 г. на расширенном заседании Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Программу на 1998 год по выполнению Соглашения о сотрудничестве между Федерацией независимых профсоюзов России и Пенсионным фондом Российской Федерации по реализации данного Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 1998 г. N 543 утвержден План мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы, ежеквартальная информация о ходе выполнения которого ответственными исполнителями (в том числе Пенсионным фондом Российской Федерации) представляется в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" ("Российская газета", 28 мая 1998 г., N 101). Вступает в силу в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ.
Данным Постановлением утверждается Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства.
При наличии оснований для возбуждения дела о банкротстве организации - должника налоговые и иные уполномоченные органы, государственные внебюджетные фонды (в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации) согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 12 января 1998 г., N 2, ст. 222), имеющие право на подачу заявления о банкротстве, представляют в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению документы, необходимые для обращения в арбитражный суд с единым заявлением, содержащим объединенные требования к должнику по всем обязательным платежам.
Положение определяет порядок и условия применения процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляемых в ускоренном режиме (ускоренные процедуры банкротства) при рассмотрении в арбитражных судах дел о банкротстве организаций - должников по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Ускоренные процедуры банкротства осуществляются арбитражным управляющим на основании соответствующего решения кредиторов организации - должника.
Коллегия уполномоченных государственных представителей, образованная из числа представителей государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации или их территориальных органов, принимает решение о голосовании на собрании кредиторов за введение внешнего управления и применении ускоренных процедур банкротства.
Следующим шагом является утверждение арбитражным судом кандидатуры временного управляющего (в том числе из числа сотрудников Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению), сумма вознаграждения которого, а также сумма компенсации расходов, связанных с проведением наблюдения, перечисляются в специализированный фонд при государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
При применении ускоренных процедур банкротства осуществляются действия по реорганизации бизнеса организации - должника, в том числе путем создания на базе его имущества открытого акционерного общества (бизнеса), все акции которого подлежат продаже.
Средства, вырученные от продажи этих акций, направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном статьями 106 - 111 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ.
В том случае, если таковых средств оказалось недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, арбитражный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о прекращении внешнего управления, признании организации - должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 июня 1998 г. N A3-12-28/4587 данное Постановление было доведено до сведения региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации для использования в работе.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. N 496 "Об утверждении Плана первоочередных мер Правительства Российской Федерации" ("Российская газета", 29 апреля 1998 г., N 83). Вступает в силу в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ.
В соответствии с п. 1.1.7 вышеназванного Плана Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими министерствами подготовить для утверждения проект Указа Президента Российской Федерации о перерасчете пеней, начисленных за нарушение порядка уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, в Плане мер Правительства предусматривается принять нормативные правовые акты в целях финансовой стабилизации Пенсионного фонда Российской Федерации.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций" ("Российская газета", 4 июня 1998 г. N 83). Вступает в силу в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ.
Настоящее Постановление Правительства Российской Федерации издано в целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591), а также повышения эффективности исполнения судебных решений по обращению взыскания на имущество организаций - должников, повышения собираемости налоговых и других обязательных платежей.
При определении очередности обращения взыскания на имущество организации - должника в соответствии с вышеуказанным Законом (ст. 59) права требования, принадлежащие должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская задолженность), учитываются в составе первой очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации.
Наложение ареста на дебиторскую задолженность сопровождается запретом на совершение любых действий, приводящих к изменению либо прекращению прав требований должника по соответствующим обязательствам, равно как на передачу прав требований третьим лицам.
В течение месяца Правительством Российской Федерации поручено утвердить порядок ареста и реализации дебиторской задолженности при обращении взыскания на имущество организаций - должников.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 537 "О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" ("Российская газета", 10 июня 1998 г., N 110). Вступает в силу в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ.
Данным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждается Положение о Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), которая создана на базе Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций.
Согласно Постановлению на Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению возложены полномочия государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, а также осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций - должников перед государством при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций.
Одной из основных задач Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению является финансовое оздоровление и реструктуризация неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства.
Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению имеет право издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства.
Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. В Федеральной службе образуется коллегия, численность и персональный состав которой утверждает Правительство Российской Федерации.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 года "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 15 июня 1998 г. N 18-П ("Российская газета", 23 июня 1998 г., N 116).
Данным Постановлением признаны не соответствующими части 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 39 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации статьи 2, 5 и 6 вышеуказанного Закона Российской Федерации в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 25 июля 1994 г., N 13, ст. 1447; "Российская газета", 23 июля 1994 г., N 138 - 139), настоящее Постановление служит основанием для отмены в установленном порядке положений нормативных актов, основанных на признанных неконституционными положениях Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 года, либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, а также другими органами и должностными лицами.
Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами (статья 79 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ).
Начальник Главного
правового управления
3.М.СЕЛИВАНОВА