ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N МЗ-02-25/4206
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 361-АП
ПИСЬМО
от 6 мая 2002 года
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ
РАСХОДОВ НА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИИ ПРЕСТАРЕЛЫХ
ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ И ОКАЗАНИЮ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
НУЖДАЮЩИМСЯ ПЕНСИОНЕРАМ И ИНВАЛИДАМ
В соответствии с проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год полученные в результате мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов средства в размере 1 млрд. суммы пеней и иных финансовых санкций в размере 450 млн. руб., а также фактически поступившие сверх этой суммы, но не свыше 3 млрд. руб., средства направляются на финансирование расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам (далее - социальные программы).
Указанные средства (далее - дополнительные средства) направляются стационарным учреждениям социального обслуживания сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах расходов на содержание этих учреждений, территориальным органам ПФР для получателей адресной социальной помощи сверх сумм, предусмотренных на оказание государственной социальной помощи.
Во исполнение изложенного Пенсионный фонд Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации направляют указания по организации работы по финансированию социальных программ.
Финансирование социальных программ осуществляется в рамках соглашений о сотрудничестве между ПФР и администрацией субъекта Российской Федерации.
Администрацией субъекта Российской Федерации представляется в ПФР согласованная с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации заявка на финансирование социальных программ за счет средств ПФР. Рассмотрение представленных заявок осуществляется комиссией, созданной на основании постановления правления ПФР (далее - комиссия). Комиссия в своей деятельности руководствуется положением о ней. Комиссия принимает решение об объемах финансирования социальных программ с учетом выполнения плановых показателей доходной части бюджета "мобилизация просроченной задолженности" и "суммы пеней и иных финансовых санкций" отделений ПФР, объемов финансирования программ государственной социальной помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количества пенсионеров, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании протоколов заседаний комиссии правлением Пенсионного фонда Российской Федерации утверждаются лимиты дополнительных средств на финансирование социальных программ. За счет выделенных дополнительных средств продолжается реализация мероприятий по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации в 2000 - 2001 гг. согласно Указам Президента Российской Федерации
от 29.01.2000 N 115 "О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения" и
от 25.12.2000 N 2063 "О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения".
Согласно Федеральному закону от 10.12.95 N 195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" стационарными учреждениями социального обслуживания населения являются дома - интернаты престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома, интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками.
Дополнительные средства направляются в первую очередь на укрепление и развитие материально - технической базы стационарных учреждений социального обслуживания населения, в том числе на приобретение технологического, медицинского, реабилитационного оборудования, специализированного автотранспорта и предметов длительного пользования, а также текущего и капитального ремонта объектов инженерной и социально - бытовой инфраструктуры.
Финансирование строительства объектов для учреждений социального обслуживания населения осуществляется в целях ликвидации очередности на размещение в этих учреждениях, обеспечения соблюдения санитарных норм размещения престарелых граждан и инвалидов, замещения выбывающих вследствие физического износа зданий. При этом предусматривается финансирование завершения строительства объектов при условии их обязательного ввода в эксплуатацию в текущем финансовом году.
Не допускается финансирование строительства, ремонта, приобретение оборудования, инвентаря и т.д., необходимых для обеспечения деятельности аппарата управления учреждением социального обслуживания населения, оплата которых должна осуществляться в рамках бюджетного финансирования учреждений социального обслуживания населения по основной смете расходов.
В соответствии с выделенными лимитами составляются дополнительные сметы расходов по указанным учреждениям и сводная роспись расходов финансирования социальных программ по субъекту Российской Федерации, являющиеся неотъемлемой частью соглашения о сотрудничестве между ПФР и администрацией субъекта Российской Федерации.
Дополнительные сметы расходов по учреждениям социального обслуживания населения за счет дополнительных средств согласовываются администрацией субъекта Российской Федерации и региональным отделением ПФР, подписываются руководителем учреждения социального обслуживания населения.
Сводная роспись расходов финансирования социальных программ за счет дополнительных средств утверждается администрацией субъекта Российской Федерации по согласованию с региональным отделением ПФР. В пределах дополнительной сметы расходов заключаются договоры выполнения работ, поставки продукции и оказания услуг (далее - договор поставки) организациями, перечень которых определяется отделением ПФР. Договоры поставки могут предусматривать расчеты по мере поставки партии товаров и выполнения отдельных этапов работ, а также выделение аванса для начала работ.
Договоры поставки согласовываются (визируются) администрациями по подчиненности учреждений социального обслуживания населения и региональными отделениями ПФР.
Договоры на выполнение работ по капитальному строительству (капитальному ремонту) заключаются с учетом бюджетного финансирования (объем, сроки финансирования) и гарантии их завершения и ввода объекта в эксплуатацию в текущем году.
Региональные отделения ПФР осуществляют финансирование стационарных учреждений социального обслуживания населения за счет средств, полученных в результате мобилизации просроченной задолженности, в строгом соответствии с утвержденными дополнительными сметами расходов учреждений социального обслуживания населения с учетом авансирования работ, после подтверждения фактического выполнения договора поставки при представлении учреждением социального обслуживания населения платежных поручений на перечисление соответствующих сумм в счет оплаты работ (оказания услуг, поставки продукции).
Финансирование адресной социальной помощи малоимущим пожилым и нетрудоспособным гражданам, в том числе пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации по мере перечисления сумм пеней и иных финансовых санкций региональными ОПФР на централизованный счет ПФР с учетом установленных сроков реализации программ социальной помощи. Финансирование осуществляется в пределах утвержденных на эти цели лимитов путем перечисления средств на счета региональных отделений ПФР.
Региональные отделения ПФР осуществляют финансирование социальных программ в порядке, предусмотренном соглашением о сотрудничестве, через территориальные органы ПФР или органы социальной защиты населения.
Территориальные органы ПФР перечисляют средства на оказание адресной социальной помощи путем зачисления средств на лицевые счета получателей в отделениях Сберегательного банка России, или по выплатному документу через доставщиков, или отделение федеральной почтовой службы. Для бухгалтерского учета средств, направляемых на финансирование социальных программ, в Пенсионном фонде Российской Федерации применяется субсчет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами". Аналитический учет по субсчету 178 ведется в накопительной ведомости по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами формы 408 (мемориальный ордер N 6), в которой для каждого дебитора или кредитора отводится необходимое количество строк для отражения операций в течение месяца. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами может вестись на карточке формы 292.
В региональном отделении ПФР при получении от ПФР средств на финансирование социальных программ учет осуществляется по дебету субсчета 117 "Текущий счет по средствам Пенсионного фонда Российской Федерации" и кредиту субсчета 730 "Средства переданные и полученные". При перечислении отделением ПФР этих средств учреждениям социального обслуживания населения дебетуется субсчет 178 и кредитуется субсчет 117 "Текущий счет по средствам ПФР".
На основании отчетных данных об исполнении дополнительной сметы расходов учреждений социального обслуживания населения (органов социальной защиты населения) в отделениях ПФР составляется отдельный мемориальный ордер формы 274, дебетуется субсчет 220 "Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации" и кредитуется субсчет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".
Администрация субъекта Российской Федерации ежемесячно представляет отчет об исполнении дополнительных смет расходов учреждений социального обслуживания населения и оказании адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам, а также объяснительную записку отделению Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отделение ПФР представляет ежемесячно отчет о финансировании социальных программ в ПФР и фактическом использовании этих средств. Контроль за расходованием и целевым использованием дополнительных средств, направленных на финансирование социальных программ, осуществляется администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) совместно с региональными отделениями ПФР и аппаратом Ревизионной комиссии ПФР (при проведении комплексных ревизий региональных отделений).
О выявленных нарушениях информируются органы социальной защиты населения, администрация субъекта Российской Федерации, аппарат Ревизионной комиссии ПФР, и принимаются соответствующие меры по их устранению.
Должностные лица, допустившие нецелевое использование средств ПФР, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Председатель Правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации
М.ЗУРАБОВ
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК