МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833
О ПЛАТЕЖАХ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими от налоговых органов запросами о порядке исчисления и уплаты платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов сообщает следующее.
1. О порядке зачисления платежей
и их распределении между бюджетами разного уровня
В соответствии со статьями 9 и 27 Федерального закона
от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду направляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, соответственно, 19 и 81 процентов доходов.
В целях обеспечения распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными данным Законом, указанные платежи подлежат зачислению в полной сумме на счета органов федерального казначейства для осуществления ими распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами закрытых административно - территориальных образований.
Следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Минфина России от 29.12.2000 N 3-01-08/524 с 1 января 2001 года суммы по перерасчету платы за фактически произведенные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия за 2000 год перечисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации в пропорциях, установленных статьями 9 и 27 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".
Кроме того, письмом Минфина России и МНС России от 09.02.2001 N N 3-01-01/01-59/ФС-6-09/122 разъясняется, что по регулирующим доходам от уплаты налогов в счет погашения недоимки и по доначисленным суммам налогов по результатам документальных проверок и перерасчетам за прошедшие периоды применяются нормативы отчислений доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, установленные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
Это положение распространяется и на платежи за загрязнение природной среды, т.к. последние предусмотрены в перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (код бюджетной классификации 1050600 "плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов"), утвержденном Приказом Минфина России
от 29.12.2000 N 420.
2. О контроле налоговых органов за поступлением платежей
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации
от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32.1 Федерального закона
от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" статьи
12 -
15 Налогового кодекса Российской Федерации вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Федеральным законом
от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 Кодекса продолжают взиматься налоги, сборы и другие платежи, установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 19 вышеназванного Закона платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду является в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" одним из видов платежей за пользование природными ресурсами.
В соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам.
Таким образом, контроль за поступлением указанных платежей, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. О взаимодействии налоговых органов
с территориальными органами МПР России
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, МПР России утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, определяет лимиты размещения отходов и допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду, организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование лицензий (разрешений) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие вредные физические воздействия на нее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 85
Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
Таким образом, при проведении налоговыми органами проверок правильности исчисления и своевременности внесения платы за загрязнение окружающей природной среды следует обеспечить взаимодействие с территориальными органами МПР России.
Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации рекомендуется заключать с территориальными органами МПР России соглашения о взаимодействии, в которых следует предусматривать конкретные формы контроля за поступлением указанных платежей в бюджеты разного уровня.
В соглашениях, в частности, может быть определен порядок и сроки предварительного согласования организациями размеров платы с территориальными органами МПР России (как одной из форм контроля, осуществляемого этими органами за полнотой и обоснованностью физических показателей, отражаемых в расчетах по плате, представляемых налогоплательщиками в соответствующие территориальные налоговые органы).
4. О неправомерности предоставления льгот
по платежам органами исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов МПР России осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей, а также по согласованию с территориальными органами МПР России и Госсанэпиднадзора России могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной или культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджетов разных уровней.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Статьей 19 вышеназванного Закона платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
Согласно статье 56
Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
При этом предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации льгот по федеральным налогам, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта,
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установление исполнительными органами субъектов Российской Федерации льгот по уплате платежей за пользование природными ресурсами, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, неправомерно.
Таким образом, в случае принятия исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, в соответствии с которым устанавливаются пониженные размеры платы за загрязнение природной среды или освобождаются от нее отдельные организации, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, Управлению МНС России по данному субъекту Российской Федерации не следует принимать указанные решения к исполнению. Одновременно следует поставить в известность орган исполнительной власти субъекта о неправомерности вынесения подобного акта.
Вместе с тем законодательный акт субъекта Российской Федерации о предоставлении льгот той или иной категории плательщиков по указанным выше платежам в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, действует до его отмены в установленном порядке.
5. О порядке внесения платежей
при аренде оборудования, являющегося источником
загрязнения природной среды
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" соответствующую плату за загрязнение окружающей природной среды вносят организации, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду.
В связи с этим расчет платежей за предусмотренные законодательством виды вредного воздействия на природную среду должен производиться организацией исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.
При этом организации в установленном порядке получают разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
Таким образом, платежи за загрязнение окружающей природной среды вносятся организациями, осуществляющими любые виды деятельности, связанные с природопользованием, на территории Российской Федерации, в том числе на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения природной среды.
6. О внесении платежей индивидуальными предпринимателями
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" не предусмотрено внесение платежей за загрязнение природной среды такой категорией лиц, как предприниматели без образования юридического лица. Решение данной проблемы возможно только путем внесения в данный Закон соответствующих поправок.
При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом
от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что плата за размещение отходов взимается, в том числе, и с индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.В.ТИХОМИРОВ