НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> МНС РФ от 23.03.2001 N ВП-6-05/229 "О правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налога на операции с ценными бумагами" (вместе с "Методическими рекомендациями по практическому осуществлению пункта 4 Плана мероприятий МНС России по выполнению Межведомственного плана мероприятий контролирующих и правоохранительных органов по пополнению доходной части федерального бюджета на 2001 год")

"О правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налога на операции с ценными бумагами" (вместе с "Методическими рекомендациями по практическому осуществлению пункта 4 Плана мероприятий МНС России по выполнению Межведомственного плана мероприятий контролирующих и правоохранительных органов по пополнению доходной части федерального бюджета на 2001 год")
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 23 марта 2001 г. N ВП-6-05/229
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет разработанные во исполнение Приказа МНС России от 29.01.2001 N БГ-14-16/10 дсп Методические рекомендации по пункту 4 Плана мероприятий МНС России по выполнению Межведомственного плана мероприятий контролирующих и правоохранительных органов по пополнению доходной части федерального бюджета на 2001 год.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПУНКТА 4 ПЛАНА
МЕРОПРИЯТИЙ МНС РОССИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО
ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ КОНТРОЛИРУЮЩИХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ПО ПОПОЛНЕНИЮ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2001 ГОД
При проведении во исполнение пункта 4 Плана мероприятий МНС России по выполнению Межведомственного плана мероприятий контролирующих и правоохранительных органов по пополнению доходной части федерального бюджета на 2001 год проверок налогоплательщиков, осуществляющих выпуск эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), по правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налога на операции с ценными бумагами, следует руководствоваться следующими нормативно - правовыми документами:
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- Федеральным законом от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- Законом Российской Федерации от 12.12.91 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (с учетом изменений и дополнений),
а также совместным письмом ФКЦБ России, Госналогслужбы России, Минфина России от 12.04.96 N ДВ-2040; N 05-02-03; N 04-07-06 с учетом изменений от 24.06.98 N АК-3279, N 05-02-04, N 04-02-08.
В соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации) подлежат государственной регистрации. До даты регистрации их выпусков запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг. В связи с этим договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг являются недействительными.
В случае выявления фактов рекламы по незарегистрированным выпускам такую информацию следует направлять в регистрирующие органы.
Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска.
В том случае, если данные ценные бумаги не прошли государственную регистрацию, в соответствии со статьей 51 Закона "О рынке ценных бумаг" выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии, региональных отделений Федеральной комиссии, государственного регистрирующего органа, органа государственной налоговой службы, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка регистрации или эмиссии ценных бумаг, и возвращение владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.
Государственная регистрация ценных бумаг осуществляется в соответствии с Постановлением ФКЦБ России от 17.09.1996 N 19 "Об утверждении Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" (с учетом изменений и дополнений).
Для кредитных организаций правила выпуска и регистрации ценных бумаг установлены инструкцией Банка России от 17.09.96 N 8 (с учетом изменений и дополнений).
Выпуск эмиссионных ценных бумаг подлежит налогообложению в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.91 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (в редакции Федеральных законов от 18.10.95 N 158-ФЗ и от 23.03.98 N 36-ФЗ).
Плательщиками данного налога являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8 процента номинальной суммы выпуска ценных бумаг.
Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации и действующему на дату регистрации эмиссии.
Согласно статье 5 данного Закона сумма налога уплачивается плательщиком - эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.
Учитывая данную норму, Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" распространяется на эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации) и не распространяется на векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги.
В случае отказа в регистрации эмиссии в соответствии со статьей 3 Закона уплаченный налог не возвращается.
Не является объектом обложения данным видом налога в соответствии с данным Законом номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценных бумаг акционерного общества в соответствии с разъяснением ФКЦБ России, Госналогслужбы России, Минфина России от 24.06.98 N АК-3279, N 05-02-04, N 04-02-08 понимается выпуск акций при создании акционерного общества. Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" от 26.12.95 N 208-ФЗ (статья 8) общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Кроме того, не является объектом налогообложения:
номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства Российской Федерации;
номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;
номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества;
номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества;
номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества;
номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае уменьшения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.
При эмиссии облигаций данный налог уплачивается со всей номинальной суммы, на которую выпускаются облигации.
Законом Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" не установлен источник уплаты налога, в связи с этим уплату данного налога следует производить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Соответствующие разъяснения даны письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 08.12.93 N НП-4-01/196н, N 142 "О некоторых вопросах налогообложения, возникающих в связи с использованием ценных бумаг" .
Расчет налога на операции с ценными бумагами в соответствии с совместным письмом ФКЦБ России, Госналогслужбы России, Минфина России от 12.04.96 N ДВ-2040; N 05-02-03; N 04-07-06 представляется в налоговый орган по произвольной форме в 3-дневный срок после уплаты налога.
В случае непредставления налогоплательщиком в налоговый орган расчета по данному налогу следует учитывать статью 80 Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлено, что налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Законом Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" не предусмотрено представление в налоговые органы расчета (налоговой декларации).
В связи с этим ответственность, установленная статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в налоговый орган расчета по налогу на операции с ценными бумагами, не применяется.
Управление налогообложения
финансовых организаций