НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> МНС РФ от 15.01.1999 N ШС-6-18/38 "О возмещении предприятию убытков, возникших в связи с исполнением закона, признанного впоследствии недействительным" (вместе с Постановлением Президиума ВАС РФ от 13.10.1998 N 5007/98)

"О возмещении предприятию убытков, возникших в связи с исполнением закона, признанного впоследствии недействительным" (вместе с Постановлением Президиума ВАС РФ от 13.10.1998 N 5007/98)
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 15 января 1999 г. N ШС-6-18/38
О ВОЗМЕЩЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЮ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ
В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА, ПРИЗНАННОГО
ВПОСЛЕДСТВИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.98 N 5007/98, касающееся некоторых вопросов возмещения предприятию убытков, возникших в связи с исполнением закона, признанного впоследствии недействительным.
Доведите направляемое Постановление до нижестоящих государственных налоговых инспекций.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 1998 г. N 5007/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.97 по делу N 2к/932-97.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Совтранссервис" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Алтайского края о возврате из бюджета 1125628449 рублей, уплаченных в качестве целевого сбора на строительство мостового перехода.
Решением от 24.04.97 иск удовлетворен.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение отменить, в иске отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Алтайское краевое Законодательное Собрание приняло Закон от 30.12.94 "О целевом сборе в 1995 году на строительство мостового перехода через реку Обь".
Данным нормативным актом для хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности являющихся плательщиками налога на прибыль, а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в том числе реализующих горюче - смазочные материалы на стационарных и передвижных автозаправочных станциях, установлен сбор в размере 10 процентов от цены реализации каждого литра нефтепродуктов без налога на добавленную стоимость и специального налога с отнесением этого сбора на стоимость отпускаемых потребителям горюче - смазочных материалов.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23.05.96 названный Закон признан недействительным как принятый с превышением полномочий Законодательного Собрания.
Принимая решение об удовлетворении иска, Арбитражный суд Алтайского края сослался на статью 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как на основание для возврата уплаченного сбора. Однако указанная норма, как и налоговое законодательство в целом, не устанавливает имущественных последствий принятия незаконных правовых актов.
Кроме того, по мнению суда, уплата сбора повлияла на финансовые результаты предприятия, поэтому в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истец был вправе требовать возмещения причиненных ему убытков.
Выводы суда не основаны на обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием ответственности государственного органа в результате издания не соответствующего закону акта является наличие причинной связи между недействительностью данного акта и убытками.
Сам по себе факт перечисления в бюджет края спорной суммы не является доказательством причинения убытков.
При решении вопроса о возврате ранее перечисленных сумм налога следует учитывать установленный нормативным актом механизм взимания налога и его правовую природу.
Как следует из упомянутого Закона, сумма сбора не влияла на финансовый результат деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену горюче - смазочных материалов. Уплаченные суммы налоговых платежей возмещались истцу при оплате приобретенной продукции.
Следовательно, никаких убытков в связи с надлежащим исполнением Закона у истца возникнуть не могло.
Вывод суда о том, что уплата сбора повлияла на финансовый результат предприятия, не основан на материалах дела. Истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него убытков, возникших в связи с исполнением Закона, признанного впоследствии недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.97 по делу N 2к/932-97 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Совтранссервис" в иске к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Алтайского края о возврате из бюджета края 1125628449 рублей отказать.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ