МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 5 июня 2002 г. N ШС-6-14/793
В целях повышения эффективности доказывания в судах неправомерности возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспортным операциям Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
Письмом Заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Бойкова О.В. от 17.04.2002 N С5-5/уп-342 обращено внимание Министра Российской Федерации по налогам и сборам Букаева Г.И. на крайне слабую доказательственную базу, представляемую налоговыми органами в арбитражные суды по делам, связанным с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг).
Одновременно отмечено следующее. В настоящее время отсутствует законодательное закрепление отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков - экспортеров о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей
165 Налогового кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае - налогового органа).
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении
от 25.07.2001 N 138-О указал, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи
3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Следовательно, представление отдельной налоговой декларации и документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов и возмещения НДС по экспортным операциям, является основанием для вынесения налоговым органом решения о правомерности применения налоговой ставки и возмещения налога только в отношении добросовестных налогоплательщиков.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации
от 25.07.2001 N 138-О предусмотрено, что для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации
от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Учитывая изложенное, в случае представления налогоплательщиками в налоговые органы налоговой декларации и документов, обосновывающих право на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг), налоговые органы в соответствии со статьей
176 Налогового кодекса Российской Федерации проводят проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В ходе проверки налоговые органы обязаны исследовать вопрос о наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности.
При выявлении фактов, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, налоговые органы обязаны доказывать недобросовестность налогоплательщика путем представления подтверждающих документов при рассмотрении судами исков налогоплательщиков, связанных с возмещением НДС по экспортным операциям, и исков налоговых органов о признании недействительными сделок как заключенных с целью, противной основам правопорядка, то есть с целью незаконного изъятия денежных средств из федерального бюджета либо уклонения от конституционной обязанности по уплате налогов.
Одновременно Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обращает внимание, что неперечисление НДС в бюджет поставщиком налогоплательщика - экспортера свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика в совокупности с другими фактами.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.Н.ШУЛЬГИН