НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Минобрнауки России от 25.07.2016 N 09-1790 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности")

"О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности")
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июля 2016 г. N 09-1790
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 ноября 2015 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по совершенствованию дополнительных общеобразовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере воспитания
детей и молодежи
А.Э.СТРАДЗЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ, СОЗДАНИЮ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ, ЦЕНТРОВ МОЛОДЕЖНОГО
ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА И ВНЕДРЕНИЮ ИНЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ПО ПРОГРАММАМ ИНЖЕНЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Введение
Настоящие рекомендации предназначаются для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации и образовательными организациями.
Необходимость развития в Российской Федерации наукоемких технологий, создания высокотехнологичных производств, восстановления и создания промышленных предприятий, центров компетенций и точек технологических прорывов по приоритетным направлениям науки и техники неоднократно отмечается в выступлениях Президента Российской Федерации, Председателя Правительства и Министра образования и науки Российской Федерации, видных ученых и представителей бизнеса России. С этой целью в рамках реализации стратегической инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" в конце 2015 г. были созданы первые детские технопарки: Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (в г. Ханты-Мансийске и г. Нефтеюганске) и Республике Татарстан (г. Набережные Челны) <1>.
--------------------------------
<1> Адрес в информационно-коммуникационной сети "Интернет": www.tehnopark-kvantorium.ru.
В этой связи ключевыми задачами являются формирование технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров в системе общего и дополнительного образования, создание условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук, занятий научно-техническим творчеством, организация тематического отдыха и сетевого проектного взаимодействия. В условиях низкой мотивации детей к познанию и научно-техническому творчеству особую актуальность приобретает задача по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию особых пространств и форм для интеллектуального развития детей и молодежи, их подготовки по программам инженерной направленности. Необходимо формировать условия для развития образования, обеспечивающие расширенные возможности детей и молодежи получать знания из различных областей науки и техники в интерактивной форме "Исследовать - Действовать - Знать - Уметь", развивать у молодого поколения инициативность, критическое мышление, способность к нестандартным решениям. В субъектах Российской Федерации необходимо проведение анализа существующей региональной практики по указанному вопросу, включая функционирующие механизмы взаимодействия вузов с работодателями, порядок выявления талантливых обучающихся и их последующего трудоустройства. Увлеченные познавательным и созидательным поиском дети и подростки со временем будут содействовать развитию инновационных технологий, науки и производства.
Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения мотивации к выбору инженерных профессий и создания системы непрерывной подготовки будущих квалифицированных инженерных кадров, обладающих академическими знаниями и профессиональными компетенциями для развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Настоящие рекомендации способствуют решению проблемы развития технологической компетентности на разных этапах жизненного пути и роста мотивации к выбору инженерных профессий, поддержки личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления детей и подростков в мобильном обществе.
Совершенствование дополнительных образовательных программ предлагается осуществлять посредством реализации следующих механизмов:
формирование в организациях общего и дополнительного образования мотивирующей интерактивной среды развития технологических компетентностей;
организация на базе организаций общего и дополнительного образования центров молодежного инновационного творчества;
организация тематического отдыха детей и подростков;
организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с передовыми зарубежными и отечественными практиками;
поддержка деятельности школьных научно-исследовательских сообществ;
создание специализированных сред мотивации развития и творчества;
создание системы оценки профессиональной подготовки абитуриентов по уровням мастерства для высших учебных заведений;
использование потенциала государственно-частного и социального партнерства при реализации дополнительных образовательных программ.
Формирование в организациях общего и дополнительного
образования мотивирующей интерактивной среды развития
технологических компетентностей
Эффективным инструментом решения вышеуказанной проблемы представляется создание в образовательных организациях общего, дополнительного и профессионального образования Мотивирующей интерактивной среды развития технологической компетентности (далее - "Среда").
Принцип организации Среды как современного образовательно-музейного пространства "научая - развлекай, развлекая - научай" способствует вовлечению детей и подростков в мир научных открытий с его историей, проблемами и перспективами за счет активного использования образовательных информационных технологий и интерактивных инсталляций, демонстрирующих различные технические изобретения и физические законы.
Создание в образовательных организациях России Среды с качественно проработанным методическим и контентным обеспечением, продуманной эргономикой направлено на обеспечение условий для формирования мотивации подростков и молодежи к овладению различными областями фундаментальной науки и техники, создание установок инновационного поведения, снижение рисков и напряженности в подростковой и молодежной среде.
Технологическая компетентность понимается как форма интеллектуальной деятельности, направленной на поиск (конструирование) принципов построения системы действий по решению творческих технических задач. Эффективность формирования технологической компетенции обеспечивается непрерывностью данного процесса на протяжении всей жизни, чтобы будущее поколение могло успешно адаптироваться, функционировать и развиваться в постоянно меняющемся информационно-технологическом мире.
Мотивирующая интерактивная среда развития технологической компетентности представляет собой совокупность имитационных исследовательских практик ("обучение через игру", "обучение как открытие", "обучение как исследование", "вовлечение в процесс познания"), реализующих через техносферу образовательных организаций принципы вариативности и включения познания в значимые виды деятельности (игра, исследования, общение). Мотивация обучающихся к познанию и выбору инженерных профессий достигается за счет их включения в исследовательские и имитационные практики, а также в различные виды значимой деятельности. Интерактивность Среды обеспечивается использованием интерактивных экспозиций, действующего лабораторного и демонстрационного оборудования (установок), интерактивного программного обеспечения и электронного образовательного контента, активных форм организации образовательного процесса, исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Методологический базис Среды формируется на основе следующих научных концепций, результатах предварительных исследований авторов, передовых отечественных и международных практиках:
системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова и др.), основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, заложенный в Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и ориентированный на практическую учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование подрастающего поколения как основы нового среднего класса с множественным интеллектом, мотивированного на приобретение и развитие компетентности к изменению компетенций, научно-техническое творчество и рукомесло;
концепция "Техносфера образовательного учреждения" (А.Г. Асмолов, И.И. Калина, П.Д. Рабинович);
принципы конвергентного естественно-научного и инженерного образования (М.В. Ковальчук);
принципы смешанного (Blended learning) и адаптивного обучения;
международные инициативы MINT (математика, информатика, естественные науки и техника), STEM (наука, технология, инженерное дело, математика), NBIC (информационно-коммуникационные, био-, нано- и когнитивные технологии), FabLab, TechShop, Museum of Science (Музей науки) и другие (European Society for Engineering Education, International Federation of Engineering Education Societies и др.);
практика подготовки специалистов в сфере высокопроизводительных и распределенных вычислений (А.П. Афанасьев и др.);
свод правил по управлению проектами