ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
30 апреля 1993 г. N АЧ-19/3009
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
5 мая 1993 г. N ЛБ/1869
ПИСЬМО
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСКОМИМУЩЕСТВА РОССИИ,
КОМИТЕТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СОЗДАНИИ ХОЛДИНГОВЫХ
КОМПАНИЙ
В целях оперативного принятия решений о приватизации государственных предприятий и создании холдинговых компаний при реализации требований Законов Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Указов Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721,
от 16.11.92 N 1392, Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.92 N 906 и других нормативных актов по приватизации установить следующий порядок взаимодействия Госкомимущества России, комитетов по управлению имуществом и государственных антимонопольных органов России:
1. Комитет по управлению имуществом национально - государственного, национально- и административно - территориального образования (далее по тексту - комитет по управлению имуществом) при получении документов на приватизацию предприятий, подразделений предприятий в 3-дневный срок с момента их поступления направляют с сопроводительным письмом копии этих документов вместе с подготовленным в рамках предоставленных полномочий проектом распоряжения комитета по управлению имуществом:
1.1. в территориальное управление ГКАП России (далее по тексту - антимонопольное управление) в случаях:
1) предприятие занимает доминирующее положение на местном рынке товаров, работ и услуг и приватизируется в целом;
2) предусматривается создание самостоятельного предприятия (предприятий) путем выделения подразделения (подразделений) из состава существующего предприятия, занимающего доминирующее положение на местном рынке товаров, работ и услуг;
1.2. в ГКАП России в случаях:
1) предприятие занимает доминирующее положение на федеральном рынке товаров, работ и услуг и приватизируется в целом;
2) предусматривается создание самостоятельного предприятия (предприятий) путем выделения из состава существующего подразделения (подразделений) из состава существующего предприятия, занимающего доминирующее положение на федеральном рынке товаров, работ и услуг.
Копии документов направляются с нарочным (под расписку) или заказным письмом с уведомлением о вручении.
В сопроводительном письме указывается, кому (комитету по управлению имуществом или Госкомимуществу России) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.92 N 906 и распоряжением Госкомимущества России
от 15.02.93 г. N 275-р антимонопольные органы направляют письмо о согласовании приватизации предприятия, подразделений предприятия.
Вышеуказанные действия осуществляются также Госкомимуществом России в случаях, если они не были совершены комитетом по управлению имуществом в установленном порядке.
Порядок взаимодействия комитетов по управлению имуществом и антимонопольных управлений при создании холдинговых компаний на основе государственных предприятий, не относящихся к федеральной собственности, а также Госкомимущества России и ГКАП России при создании холдинговых компаний на основе государственных предприятий, относящихся к федеральной собственности, предусмотрен пп. 5 - 6 настоящего письма.
2. Доминирующим признается положение предприятия, доля продукции которого на федеральном или местном рынке товаров, работ, услуг соответственно превышает 35 проц. (предприятие включено в Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий - монополистов или иной документ, подтверждающий доминирующее положение предприятия на соответствующем товарном рынке, переданный, соответственно, комитету по управлению имуществом, Госкомимуществу России антимонопольным управлением, ГКАП России).
Если приватизируемое предприятие не занимает доминирующего положения на федеральном или местном рынке товаров, работ, услуг, то согласования его приватизации с антимонопольным органом не требуется независимо от размера уставного капитала создаваемого акционерного общества.
3. При согласовании приватизации предприятий, занимающих доминирующее положение на федеральном или местном рынке, а также допустимости выделения из состава таких предприятий структурных подразделений в качестве юридически самостоятельных предприятий, ГКАП России или антимонопольное управление соответственно могут запросить у приватизируемого предприятия дополнительно:
- сведения о структуре приватизируемого предприятия - наличие структурных подразделений с указанием их юридического статуса;
- сведения о наличии или отсутствии решений трудовых коллективов структурных подразделений приватизируемого предприятия о создании открытых акционерных обществ в процессе приватизации;
- сведения об основных видах деятельности приватизируемого предприятия и их доле на соответствующем товарном рынке (по форме согласно приложению к настоящему письму). В случае, если трудовые коллективы структурных подразделений приватизируемого предприятия приняли решения о самостоятельной приватизации и акционировании, аналогичные сведения представляются по каждому из подразделений.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольные органы вправе запросить у предприятия и другую дополнительную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу.
Преобразование структурных подразделений предприятия в открытые акционерные общества осуществляется с учетом требований пункта 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
4. Согласование приватизации объектов и предприятий, указанных в п.1 настоящего письма, антимонопольными органами производится в недельный срок с момента поступления документов. Под согласованием понимается дача антимонопольными органами заключения о приватизации предприятий, которое направляется, соответственно, в Госкомимущество России или комитет по управлению имуществом.
В заключении антимонопольный орган может высказывать предложения по использованию того или иного конкретного способа приватизации, реорганизации предприятия, включению определенных условий в план приватизации предприятия, в устав создаваемого акционерного общества (ст. 3 типового устава, определяющую цели и предмет его деятельности) либо в дополнительные условия при продаже предприятий на коммерческом или инвестиционном конкурсе.
Отрицательные мотивированные заключения антимонопольного органа по приватизации предприятий, а также его предложения по включению дополнительных условий в документы по приватизации предприятия учитываются Госкомимуществом России, комитетом по управлению имуществом при принятии решения о приватизации (внесении проектов распоряжений в Правительство Российской Федерации).
При возникновении разногласий между комитетом по управлению имуществом и антимонопольным управлением по вопросу выделения из состава государственных предприятий структурных подразделений документы по приватизации данного предприятия направляются в Госкомимущество России для рассмотрения совместно с ГКАП России, о чем заявитель (предприятие) уведомляется в письменной форме одновременно с отправкой документов в указанные органы.
5. Рассмотрение вопроса о создании холдинговой компании на основе крупного государственного предприятия путем выделения подразделения (подразделений) из состава существующего предприятия в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий осуществляется с соблюдением нижеследующего.
5.1. Предложение о создании холдинговой компании направляется в соответствующий комитет по управлению имуществом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.92 N 906, с документами, предусмотренными Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (приложение к Указу Президента Российской Федерации
от 16.11.92 N 1392 - далее Временное положение о холдинговых компаниях).
5.2. Предложение о создании холдинговой компании (заявка) должно содержать обоснование необходимости создания компании, указание целей и задач ее деятельности. В состав документов, прилагаемых к заявке, включаются: перечень подразделений, предлагаемых к выделению из состава предприятия в качестве дочерних предприятий; сведения об основных видах деятельности самого предприятия и его подразделений, а также их доле на федеральном и местном рынках (представляются по форме приложения к настоящему письму); решения трудовых коллективов подразделений, которые выделяются в качестве дочерних предприятий; проект плана приватизации предприятия, преобразуемого в холдинговую компанию; проект устава холдинговой компании; акт оценки имущества, а также проекты уставов, разделительных балансов имущества и планов приватизации юридически самостоятельных (дочерних) предприятий. Документы, в том числе дочерних предприятий, должны соответствовать Положению о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 (далее по тексту - Положение о коммерциализации) с учетом целей создания холдинговой компании и содержать сведения, предусмотренные пп. 2.1 и 4.12 Временного положения о холдинговых компаниях.
5.3. Для рассмотрения предложения о создании холдинговой компании (заявки) комитетом по управлению имуществом создается комиссия по приватизации, в состав которой включаются представитель антимонопольного управления, а также лица, перечисленные в п. 4.4 Временного положения о холдинговых компаниях.
Комиссия по приватизации рассматривает заявку на создание холдинговой компании, документы, прилагаемые к ней, и подготавливает заключение о возможности и целесообразности создания компании.
Основанием к выделению из состава предприятия юридически самостоятельных (дочерних) предприятий могут служить условия, отвечающие требованиям п. 2 ст. 19 Закона России "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
5.4. По предприятию, относящемуся к федеральной собственности, заявка, заключение комиссии по приватизации и документы, рассмотренные указанной комиссией, направляются комитетом по управлению имуществом заказным письмом с уведомлением о вручении или с нарочным в Госкомимущество России.
Копии заявки, заключения комиссии по приватизации и документов, рассмотренных указанной комиссией, в обязательном порядке направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или с нарочным в ГКАП России (по предприятиям, относящимся к федеральной собственности). В остальных случаях эти документы направляются в соответствующее антимонопольное управление.
5.5. ГКАП России, соответствующее антимонопольное управление (далее - антимонопольные органы) в десятидневный срок рассматривает поступившие документы и письменно сообщает о согласии (несогласии), соответственно, Госкомимуществу России или комитету по управлению имуществом, принимающему в пределах своей компетенции решение о создании холдинговой компании.
5.6. При рассмотрении вопроса о даче согласия на создание холдинговой компании в порядке преобразования предприятия (объединения) с выделением из его состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий антимонопольные органы проверяют в соответствии со своей компетенцией:
- соответствие документов холдинговой компании требованиям Временного положения о холдинговых компаниях и Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
- отражение в учредительных документах наличия контрольных пакетов акций дочерних предприятий в уставном капитале холдинговой компании. Решение о наличии контрольного пакета акций принимается на основании анализа конкретных особенностей учредительных документов дочерних предприятий и структуры их капитала.
5.7. Антимонопольные органы вправе сообщать свое мнение о создаваемой холдинговой компании, о соответствии представленных копий документов действующему законодательству.
Антимонопольные органы вправе давать рекомендации Госкомимуществу России (комитетам по управлению имуществом) по предусмотрению в уставах ограничений по характеру предпринимательской деятельности холдинговой компании и пределов правомочий по принятию решений, влияющих на деятельность дочерних предприятий.
5.8. Согласие (несогласие), а также рекомендации (мнение) направляются антимонопольными органами заказным письмом с уведомлением о вручении или передаются с нарочным под расписку, соответственно, в Госкомимущество России или комитет по управлению имуществом.
5.9. Госкомимущество России (комитет по управлению имуществом) принимает решение о создании холдинговой компании на основании заключения о возможности и целесообразности ее создания, при наличии согласия ГКАП России (его антимонопольного управления) на создание этой компании, а также при наличии решений трудовых коллективов на преобразование подразделений в дочерние предприятия этой компании.
5.10. В случае принятия Госкомимуществом России, комитетом по управлению имуществом решения о создании холдинговой компании, комиссия по приватизации разрабатывает учредительные документы на основе представленных проектов и с учетом рекомендаций (мнения) антимонопольных органов.
Документы, подготовленные комиссией по приватизации, утверждаются комитетом по управлению имуществом и направляются на регистрацию в установленном законодательством порядке.
6. Рассмотрение вопроса о создании холдинговой компании в порядке объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий осуществляется Госкомимуществом России (комитетом по управлению имуществом) с соблюдением требований, изложенных в пункте 5 настоящего письма, а также с учетом нижеследующего.
6.1. К предложению о создании холдинговой компании прилагается перечень юридически самостоятельных предприятий, предлагаемых для включения в создаваемую холдинговую компанию, сведения об основных видах деятельности указанных предприятий и их доле на федеральном и местном товарных рынках (представляются по каждому предприятию по форме, согласно приложению к настоящему письму); решения трудовых коллективов предприятий о создании холдинговой компании и их согласии на преобразование в дочерние предприятия холдинговой компании; проект устава холдинговой компании; акты оценки имущества, а также проекты уставов, планов приватизации юридически самостоятельных (дочерних) предприятий.
6.2. Комиссия по приватизации создается:
6.2.1. Госкомимуществом Российской Федерации, когда юридически самостоятельные предприятия создаваемой холдинговой компании расположены на территории нескольких национально - государственных, национально - территориальных, административно - территориальных образований и эти предприятия или их часть относятся к объектам федеральной собственности.
6.2.2. комитетом по управлению имуществом, когда юридически самостоятельные предприятия создаваемой холдинговой компании расположены на территории одного национально - государственного, национально - территориального, административно - территориального образования.
6.2.3. комитетом по управлению имуществом по месту предполагаемой регистрации холдинговой компании, когда юридически самостоятельные предприятия создаваемой холдинговой компании расположены на территории нескольких национально - государственных, национально- и административно - территориальных образований и относятся к объектам собственности этих образований.
6.3. В состав создаваемой Госкомимуществом России или комитетом по управлению имуществом комиссии по приватизации включается, соответственно, представитель ГКАП России или антимонопольного управления.
6.4. Для получения согласия ГКАП России (антимонопольного управления) на создание холдинговой компании, согласования с ним перечня предприятий, включаемых в холдинговую компанию в качестве дочерних, Госкомимущество России (комитет по управлению имуществом) направляет в антимонопольный орган:
- проект распоряжения Госкомимущества России, комитета по управлению имуществом с перечнем предприятий, включаемых в холдинговую компанию в качестве дочерних;
- заключение комиссии по приватизации о возможности создания холдинговой компании;
- копии документов, прилагаемых к предложению о создании холдинговой компании.
В случаях, предусмотренных п. 6.2.1 настоящего письма, согласие на создание холдинговой компании дается и согласование перечня предприятий, включаемых в холдинговую компанию в качестве дочерних, производится ГКАП России.
В случаях, предусмотренных п. 6.2.3 настоящего письма, согласие на создание холдинговой компании дается и согласование перечня предприятий, включаемых в холдинговую компанию в качестве дочерних, производится антимонопольным управлением по месту предполагаемой регистрации холдинговой компании. Это антимонопольное управление дает согласие на создание холдинговой компании по согласованию с антимонопольными управлениями по месту нахождения дочерних предприятий. При недостижении согласия между антимонопольными управлениями по вопросу создания холдинговой компании окончательное решение принимается ГКАП России.
В остальных случаях согласие на создание холдинговой компании, согласование перечня предприятий, включаемых в холдинговую компанию в качестве дочерних, дается соответствующим антимонопольным управлением.
6.5. Антимонопольные органы в десятидневный срок рассматривают поступившие документы и письменно сообщают о согласии (несогласии) с созданием холдинговой компании и о согласовании перечня дочерних предприятий этой компании в Госкомимущество России (комитет по управлению имуществом). Одновременно антимонопольные органы сообщают Госкомимуществу России (комитету по управлению имуществом) о выявленном несоответствии проектов учредительных документов холдинговой компании и ее дочерних предприятий требованиям Временного положения о холдинговых компаниях и антимонопольному законодательству с указанием тех изменений и дополнений, которые должны быть учтены комиссией по приватизации при разработке проектов учредительных документов.
6.6. Решение о создании холдинговой компании принимается соответствующим комитетом по управлению имуществом после получения согласия антимонопольного органа на создание холдинговой компании и согласования ими перечня дочерних предприятий этой компании.
Решение о создании холдинговой компании, в состав которой включаются предприятия, относящиеся к федеральной собственности, принимается Госкомимуществом России.
В случае, если в состав компании предполагается включение предприятия, не относящегося к федеральной собственности, то включение этого предприятия осуществляется только с согласия соответствующего комитета по управлению имуществом. При этом указанный комитет по управлению имуществом выступает учредителем холдинговой компании в соответствии с размерами вклада соответствующего национально - государственного, национально - территориального или административно - территориального образования, вносимого в уставный капитал создаваемой компании.
6.7. Проекты учредительных документов холдинговой компании, подготовленные комиссией по приватизации в соответствии с пп. 4.8 - 4.13 Временного положения о холдинговых компаниях, прошитые и скрепленные печатью Госкомимущества России (комитета по управлению имуществом), вместе с решением о создании компании, протоколом комиссии по приватизации и проектом решения Госкомимущества России (комитета по управлению имуществом) об утверждении учредительных документов направляются в антимонопольный орган, давший согласие на создание этой компании.
При выявлении несоответствия проектов учредительных документов холдинговой компании требованиям Временного положения о холдинговых компаниях и антимонопольного законодательства, ГКАП России (антимонопольное управление) в недельный срок с момента получения документов уведомляет об этом Госкомимущество России (комитет по управлению имуществом) с указанием тех изменений и дополнений, которые должны быть внесены.
Если по истечении 10-дневного срока со дня получения указанного уведомления Госкомимуществом России (комитетом по управлению имуществом) не представлены на повторное согласование проекты документов, измененные в соответствии с требованиями антимонопольного органа, ГКАП России (антимонопольное управление) в трехдневный срок направляет в Госкомимущество России (комитет по управлению имуществом) мотивированный отказ в согласовании учредительных документов холдинговой компании.
В случае получения такого отказа Госкомимущество России (комитет по управлению имуществом) обязан отменить свое решение о создании холдинговой компании с одновременным уведомлением заявителей и заинтересованных предприятий.
Председатель Госкомимущества
Российской Федерации
А.Б.ЧУБАЙС
Председатель ГКАП
Российской Федерации
Л.А.БОЧИН
Приложение
к письму Госкомимущества России
и ГКАП России
от "__" ____________ 1993 г. N __
СВЕДЕНИЯ
ОБ ОСНОВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ,
ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА, ИХ ДОЛЕ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕМ
ТОВАРНОМ РЫНКЕ
┌───┬────────┬─────────┬───────────────┬─────────────────┬───────────────┬───────────────┬──────────────────────────┐
│NN │Наимено-│Основная │ Объем │ Общий объем │Объем экспорта │ Объем импорта │ Уд. вес основного вида │
│п/п│вание │номенкла-│ производства │ производства │ (вывоза) │ (ввоза) │ продукции (работ, услуг) │
│ │предпри-│тура про-│основного вида │ основного вида │ аналогичной │ аналогичной │предприятия в общем объеме│
│ │ятия и │дукции │ продукции │ продукции │ продукции │ продукции │ аналогичной продукции │
│ │его ме- │(работ, │(работ, услуг) │ (работ, услуг) │ │ ├────────────┬─────────────┤
│ │стонахо-│услуг), │предприятия <*>│ │ │ │на россий- │ на местном │
│ │ждение │пред-тия,│ │ │ │ │ском товар- │ товарном │
│ │ │ед. изм. │ │ │ │ │ном рынке │ рынке │
│ │ │ ├──────┬────────┼──────┬──────────┼──────┬────────┼──────┬────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │ │ для │ для │ по │в границах│ из │с мест- │в Рос-│ на │ 1 │ 2 │
│ │ │ │России│местного│России│ местного │России│ного то-│сию │местный │ --------- │ --------- │
│ │ │ │ │ рынка │ │ товарн. │ │варного │ │товарный│ 3 - 5 + 7 │ 4 - 6 + 8 │
│ │ │ │ │ │ │ рынка │ │рынка │ │ рынок │ │ │
├───┼────────┼─────────┼──────┼────────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼────────┼────────────┼─────────────┤
│ А │ Б │ В │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
├───┼────────┼─────────┼──────┼────────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────────┼─────────┼──────┼────────┼──────┼──────────┼──────┼────────┼──────┼────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┴────────┴─────────┴──────┴────────┴──────┴──────────┴──────┴────────┴──────┴────────┴────────────┴─────────────┤
│Всего: │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> Исключается экспортируемая (вывозимая) продукция и продукция, предназначенная для внутренних нужд предприятия.