ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2002 г. N 02-18/06-1008
Департамент финансов, бухгалтерского учета и отчетности Фонда социального страхования Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по составлению учетной политики в региональных отделениях Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом следует иметь ввиду, что данные рекомендации не являются исчерпывающими и представляют собой пример составления учетной политики по форме, содержание которой должно быть наполнено спецификой, особенностью, конкретикой финансово-хозяйственной деятельности каждого регионального отделения Фонда.
Руководитель Департамента
финансов, бухгалтерского
учета и отчетности
В.И.ТРИФОНОВА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ
ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДЕНО
приказом ___________________________
(наименование регионального
отделения Фонда)
N ______ от "__" ___________ 200_ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ _________________________
_____________________________________________
(наименование регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации)
на 200_ год
1. Общие положения
_________________________________________________ входит как исполнительный
(наименование регионального отделения Фонда)
орган в Фонд социального страхования Российской Федерации, который является
специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве
Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется Положением о
Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (с
последующими изменениями и дополнениями).
Бухгалтерский учет в отделении Фонда ведется в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ
от 29 июля 1998 г. N 34н (далее по тексту - Положение N 34н), действующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и рабочим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации и Инструкцией по его применению, утвержденными Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.12.2001 N 124.
Основные задачи бухгалтерского учета регионального отделения соответствуют требованиям п. 3 Закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ и установкам Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 6 и 7 Федерального закона N 129-ФЗ ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:
- за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - управляющий отделением;
- за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности - главный бухгалтер.
Состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структура, функции и задачи бухгалтерской службы устанавливаются главным бухгалтером и утверждаются приказом Управляющего отделением.
2. Документальное оформление хозяйственных операций
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами (по счетам в банках, кассовым документам, по договорам, изменяющим финансовые обязательства), подписываются руководителем и главным бухгалтером, или уполномоченными на то лицами, в качестве которых выступают лица, на которых оформлены образцы подписей для банковских операций.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников регионального отделения.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
(Ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете"; п. 14 раздела 2 Положения N 34н.)
3. Формы первичных документов
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, разрабатываются необходимые формы документов самостоятельно региональным отделением.
Перечень этих форм с указанием основных и дополнительных реквизитов является приложением к настоящей Учетной политике.
(Ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете.)
4. Форма бухгалтерского учета
В региональном отделении применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета с элементами автоматизации (программа "ЕИИС-бухгалтерия").
5. Организация документооборота
Для обеспечения своевременного составления бухгалтерской отчетности применяется график документооборота по хозяйственным операциям.
Этот график разрабатывается под руководством главного бухгалтера и утверждается управляющим. В настоящее время порядок ведения документооборота в бухгалтерском учете регулирует Приказ Минфина СССР
от 29.07.1983 N 105 "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете".
График документооборота составляется в виде схемы или таблицы, в которой указываются ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок исполнения документа и порядок передачи в архив.
Контроль за соблюдением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер.
В целях своевременного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете установить следующие сроки представления документов, например:
не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, сдается табель рабочего времени главному бухгалтеру и/или бухгалтеру, осуществляющему расчет заработной платы;
до 5 числа каждого месяца сдаются документы на сотрудников, принятых на работу в течение последнего месяца, главному бухгалтеру и/или бухгалтеру, осуществляющему расчет заработной платы;
не позднее 1 числа каждого месяца сдаются отчеты об использовании бланков строгой отчетности главному бухгалтеру;
еженедельно (ежедневно) сдается отчет кассира главному бухгалтеру (по кассовой книге);
до 3 числа первого месяца квартала сдается отчет об остатках материальных ценностей главному бухгалтеру и/или бухгалтеру, ведущему учет материальных ценностей;
не позднее 3 дней (а для загранкомандировок - 10 дней) после возвращения из командировки работник представляет в бухгалтерию отчет о командировке.
(Ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете".)
6. Инвентаризация
Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ
от 13.06.95 N 49.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяются управляющим отделением, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Инвентаризацию проводит комиссия, утвержденная приказом управляющего отделением. Председателем комиссии является заместитель управляющего.
7. Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность составляется в порядке и в сроки, предусмотренные нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Формы промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности в Фонде разработаны на базе форм, рекомендованных Минфином РФ, и применяются с учетом дополнительных показателей, вводимых Фондом, включая специализированные приложения к балансу финансового отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
(ПБУ 4/99, постановление Фонда об утверждении формы финансового отчета от _______ N _____, Постановление Фонда о сроках представления отчетности от 01.12.1999 N 81.)
8. Утверждение и представление бухгалтерской отчетности
Годовой финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда и приложения к нему рассматриваются и утверждаются на координационном совете регионального отделения.
Бухгалтерская отчетность представляется в сроки и адреса, предусмотренные нормативными документами и постановлениями Фонда.
(ПБУ 4/99, Постановление Фонда от 01.12.1999 N 81.)
9. Рабочий План счетов
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
(Постановление Фонда от 10.12.2001 N 124.)
С 1 января 2002 года осуществлен переход на новый рабочий План счетов путем переноса остатков по счетам бухгалтерского учета, установленным старым рабочим Планом счетов на счета нового рабочего Плана счетов с составлением справки переноса сальдо (справка прилагается).
МЕТОДИКА УЧЕТА
10. Нематериальные активы
Бухгалтерский учет нематериальных активов осуществляется в соответствии с рабочим Планом счетов и Инструкцией по его применению, а также Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов, ПБУ 14/00", утвержденным Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н.
Не относятся к нематериальным активам программные продукты и базы данных, за исключением авторских прав на программы для ЭВМ, базы данных. Региональным отделением применяется линейный способ поквартального начисления амортизационных отчислений нематериальных активов.
11. Основные средства
Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с рабочим Планом счетов и Инструкцией по его применению с учетом Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств, ПБУ 6/01", утвержденного Приказом Минфина РФ
от 30 марта 2001 г. N 26н, Положением о порядке поступления, учета и выбытия основных средств в организациях Фонда социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Фонда от 01.10.1998 N 76, с изменениями и дополнениями от _________ N ______.
К основным средствам относятся активы, используемые в течение срока продолжительностью более 12 месяцев.
Объекты, подлежащие обязательной государственной регистрации и отвечающие критериям основных средств, до момента государственной регистрации учитываются в составе капитальных вложений.
(п. 41 Положения N 34н.)
Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.
При приобретении основных средств за плату первоначальная стоимость определяется как сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, включая НДС.
В первоначальную стоимость объектов основных средств, независимо от способа приобретения, включаются также фактические затраты на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Переоценка отдельных объектов основных средств в необходимых случаях производится по согласованию с Фондом.
Начисление износа по объектам основных средств производится поквартально линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы износа, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету.
Срок полезного использования устанавливается на основе технической документации (техпаспорта и других документов).
В случае отсутствия в этих документах сроков полезного использования применяется "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы", утвержденная Постановлением Правительства РФ
от 1 января 2002 года N 1.
Объекты основных средств стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются (вариант: или не списываются) на расходы по мере отпуска их в эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов организуется контроль за их движением.
(п. 18 раздела III ПБУ 6/01.)
Затраты на проведение всех видов ремонтов основных средств (текущего, среднего и капитального) включаются в расходы того отчетного периода, в котором они были произведены.
Затраты на капитальный и текущий ремонт основных средств списываются за счет предусмотренных ассигнований по бюджету или по смете.
12. Материальные запасы
Бухгалтерский учет материальных запасов регионального отделения осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов, ПБУ 5/01", утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н.
Данное положение применяется также в отношении оборудования к установке.
Инвентарь, инструмент, хозяйственные принадлежности со сроком службы менее года учитываются на счете 10 "Материалы".
Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения, включая НДС.
Фактические затраты на доставку материальных запасов включаются в их фактическую себестоимость.
(п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", ПБУ 9/99.)
Стоимость инвентаря и хозяйственных принадлежностей списывается на затраты в полном размере при их передаче в эксплуатацию. В целях обеспечения их сохранности организуется контроль за их движением.
Аналитический учет материальных запасов ведется с применением материального отчета ответственных лиц.
13. Расходы будущих периодов
Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, учитываются в бухгалтерском учете и отражаются в балансе отдельной строкой как расходы будущих периодов.
(п. 65 Положения N 34н.)
В состав расходов будущих периодов включаются, в частности:
арендная плата за будущие отчетные периоды по вступившим в силу договорам аренды и другие (коммунальные услуги...).
Расходы будущих периодов подлежат списанию по видам расходов равномерно в течение периода, к которому они относятся.
14. Расчеты с дебиторами и кредиторами
Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Расчеты с прочими дебиторами и по претензиям отражаются в учете и отчетности исходя из цен, предусмотренных договорами, и сложившихся остатков по расчетам.
Кредиторская задолженность поставщикам и другим кредиторам учитывается в сумме принятых к оплате счетов и величине начисленных обязательств согласно расчетным документам.
Кредиторская задолженность по неотфактурованным поставкам учитывается в сумме поступивших ценностей, определенной исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
(Положение N 34н.)
15. Доходы, связанные с исполнением бюджета Фонда
Доходы, зачисляемые в бюджет Фонда, признаются как по начислению, так и по факту поступления средств.
Для обобщения информации о доходах, связанных с исполнением бюджета Фонда, предназначен счет 92 "Доходы по бюджету Фонда социального страхования".
Учет доходов, связанных с исполнением бюджета Фонда, ведется по статьям доходов.
(Рабочий План счетов и Инструкция по его применению от 10.12.2001 N 124.)
Доходы, отличные от доходов, связанных с исполнением бюджета, считаются прочими поступлениями.
16. Расходы, связанные с исполнением бюджета Фонда
Вся информация о расходовании средств, связанных с исполнением бюджета Фонда в течение отчетного периода, отражается на счете 27 "Расходы по бюджету Фонда социального страхования".
Аналитический учет ведется по статьям расходов в суммарном и количественном выражении.
(Рабочий План счетов и Инструкция по его применению от 10.12.2001 N 124.)
17. Прочие доходы и расходы
Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов осуществляется на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Операционными доходами являются поступления, связанные с доходами от продажи основных средств и иных активов, и другие поступления.
(п. 7 ПБУ 9/99.)
Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; безвозмездное получение активов; прибыль прошлых лет; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы и прочие внереализационные доходы.
(п. 8 ПБУ 9/99.)
18. Учетная политика в целях налогообложения
В региональном отделении ведется отдельно налоговый учет.
Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по всем налогам, сборам и другим аналогичным обязательным платежам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным
Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учет расчетов по налогам, платежам и сборам, уплачиваемым в бюджет и внебюджетные фонды, ведется непрерывно нарастающим итогом раздельно по каждому налогу, платежу и сбору в разрезе уровня бюджетов и внебюджетных фондов (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет), а также в разрезе типа задолженности (недоимка по основной сумме налога, платежа и сбора, пеня, штраф).
Ответственность за ведение налогового учета возлагается на бухгалтерскую службу регионального отделения.
Документы, обосновывающие расчеты по налогам, как по начислению, так и по уплате, формируются в соответствии с графиком документооборота, являющимся неотъемлемым приложением к учетной политике в целях налогообложения.
В бухгалтерском учете обеспечиваются требования к раздельному учету в соответствии с положениями
Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях налогообложения НДС выручка (доход) признается по оплате продукции, товаров, работ, услуг.
(Ст.
167 НК РФ; ст. ст.
271,
273 НК РФ.)
В целях налогообложения прибыли выручка признается по методу начисления (вариант: кассовому методу, если выполняются условия, предусмотренные п. 1 ст.
273 НК РФ).
Налог на прибыль
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
(
НК РФ, глава 25, статья 285.)
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, которая определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
Уплата сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится региональными отделениями по месту их нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизационного имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 13 статьи 259 Кодекса, в целом по налогоплательщику.
Региональное отделение самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
Аналитические регистры для ведения налогового учета разрабатываются и применяются исходя из осуществляемых региональным отделением хозяйственных операций, с учетом рекомендаций налоговых органов. Аналитические регистры налогового учета составляются до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Перечень аналитических регистров прилагается.
Расчет прибыли (убытка) от реализации и иного выбытия основных средств и нематериальных активов производится исходя из линейного способа начисления износа, исчисляемого от первоначальной (восстановительной) стоимости в соответствии с правилами, установленными гл.
25 НК РФ.
Налог на добавленную стоимость
Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
(
НК РФ, глава 21, статья 163.)
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации активов (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Региональные отделения, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения регионального отделения, определяется как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Региональные отделения, имеющие обособленные подразделения, самостоятельно определяют и уведомляют налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика, какой показатель должен применяться: среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение календарного года.
Указанные удельные веса определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) на конец отчетного налогового периода этих организаций и их обособленных подразделений за календарный год, предшествующий отчетному налоговому периоду и средней стоимости основных производственных фондов этих организаций и их обособленных подразделений за календарный год, предшествующий отчетному налоговому периоду.
(
НК РФ, глава 21, статья 175.)
Налог на доходы физических лиц
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год.
(
НК РФ, глава 23, статья 216.)
Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Единый социальный налог
Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
(
НК РФ, глава 24, статья 240.)
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности Регионального отделения по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения Регионального отделения, в состав которого входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
Прочие налоги
Прочие налоги и сборы исчисляются и уплачиваются в соответствии с требованиями налогового законодательства.
С целью обеспечения достоверности, полноты и своевременности расчетов организации по налогам, платежам и сборам в отделении Фонда проводятся регулярные сверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В годовом бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
(п. 74 Положения N 34н.)