НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФФОМС от 18.08.1999 N 4216/80-1/и "О законодательных актах, затрагивающих деятельность системы обязательного медицинского страхования"

"О законодательных актах, затрагивающих деятельность системы обязательного медицинского страхования"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 18 августа 1999 г. N 4216/80-1/и
В последнее время был принят ряд законодательных актов, в той или иной степени затрагивающих деятельность системы обязательного медицинского страхования. Основными из них являются:
1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ.
Изменения и дополнения внесены во все разделы и главы Налогового кодекса и, в большинстве случаев, носят редакционный характер, хотя есть и ряд новых принципиальных норм, определяющих и регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов.
В новой редакции статьей 9 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов определены участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а статьей 11 дано понятие внебюджетного фонда. В соответствии со статьей 4 органы государственных внебюджетных фондов наделяются правом издавать обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
В главе 5 Кодекса введена новая статья (34-1), определяющая полномочия органов государственных внебюджетных фондов наравне с налоговыми органами в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Кроме того, пунктом 4 статьи 30 установлено, что налоговые органы, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Кодексом и иными федеральными законами, определяющих порядок организации и деятельности налоговых органов.
Пунктом 3 статьи 72 Кодекса дано право органам государственных внебюджетных фондов обеспечивать исполнение обязательств по уплате налогов и сборов следующими способами: залогом имущества, поручительством и пеней. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
Пункт 13 статьи 78 Кодекса распространяет правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога и сбора на органы государственных внебюджетных фондов.
В разделе 5 Кодекса "Налоговая отчетность и налоговый контроль" внебюджетным фондам предоставляется ряд полномочий, предусмотренных для налоговых органов. В соответствии с пунктом 9 статьи 80 органам государственных внебюджетных фондов предоставляется право разрабатывать форму и порядок заполнения налоговых деклараций, которые представляются плательщиками страховых взносов в фонды в установленные сроки. Пункт 2 статьи 82 предоставляет внебюджетным фондам право осуществлять налоговый контроль в пределах своей компетенции в порядке, предусмотренном Кодексом. Кроме того, статьей 84 предусмотрен порядок постановки на учет во внебюджетных фондах плательщиков страховых взносов. Причем форма заявления о постановке на учет разрабатывается фондами по согласованию с МНС России.
Статьей 102 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов определены субъектом правоотношений в сфере налоговой тайны в порядке, предусмотренном для налоговых органов.
Статьей 124 Кодекса предусмотрена ответственность налогоплательщика или его законного представителя за незаконное воспрепятствование должностному лицу органа государственного внебюджетного фонда доступа на его территорию или помещение с целью налоговой проверки.
По отдельным позициям изменены временные показатели для субъектов налоговых правоотношений. Так, для налогоплательщиков установлен четырехлетний срок для обеспечения сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (ранее было 3 года). Установлен срок в 14 дней для снятия с учета налогоплательщика, в случае его ликвидации или прекращения деятельности (ранее срок не был установлен).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Вместе с тем необходимо учесть, что действие положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации будет распространяться на фонды обязательного медицинского страхования после введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (статья 3 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147-ФЗ).
До введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации правовой режим деятельности фондов обязательного медицинского страхования регулируется действующими нормативно - правовыми актами в области обязательного медицинского страхования.
2. Федеральный закон "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ.
Статьей 6 названного Федерального закона предусмотрено введение отдельным федеральным законом:
- п. 2 статьи 146 Кодекса - "сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет";
- статьи 148 Кодекса - "исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации";
- п. 1 ст. 150 Кодекса - "контроль за исполнением бюджетов фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов".
Статьей 1 данного Федерального закона определено, что Бюджетный кодекс вводится в действие с 1 января 2000 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие (например, вышеуказанные статьи).
В статье 152 Кодекса названы участники бюджетного процесса, которые осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Органы законодательной (представительной) власти осуществляют аналогичные полномочия по отношению к государственным внебюджетным фондам.
В статье 153 Кодекса закреплены полномочия органов законодательной (представительной) власти, представительных органов местного самоуправления по рассмотрению и утверждению бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществлению последующего контроля за исполнением бюджета, определению правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.
В статье 154 Кодекса закреплены бюджетные полномочия органов исполнительной власти, в том числе и по отношению к государственным внебюджетным фондам.
3. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ.
Статья 9 данного Закона предусматривает порядок и условия предоставления налоговых льгот, в том числе и по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением Пенсионного фонда), иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями.
4. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие основы государственного регулирования обязательного социального страхования, в том числе и медицинского, давая при этом отсылку к федеральным законам о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 3 Закона даны основные понятия и термины, используемые в сфере обязательного социального страхования, в том числе и такие ключевые, как "страховой взнос" и "тариф страхового взноса". Важным моментом является то, что средства обязательного социального страхования определены как денежные средства и имущество, находящиеся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.
В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что статья 6 Закона дает определение субъектов обязательного социального страхования. Так, страховщиками считаются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соотношении с действующим законодательством в области обязательного медицинского страхования под это определение подпадают фонды ОМС. Кроме того, это подтверждается и положениями статьи 9 "Возникновение отношений по обязательному социальному страхованию" и статьи 11 "Права и обязанности страховщиков" Закона.
Статьей 7 Закона необходимость получения медицинской помощи признается видом социальных страховых рисков, а оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи, статьей 8 Закона определена видом страхового обеспечения.
Положения главы 3 "Управление системой обязательного социального страхования" и главы 4 "Финансовая система обязательного социального страхования" Закона в целом повторяют действующее законодательство в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе и по организационно - правовой форме фондов ОМС (пункт 4 статьи 13 Закона). Вместе с тем есть и ряд новых положений. В частности:
- пункт 3 статьи 13 Закона определяет, что средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью (в Законе РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" - государственной собственностью Российской Федерации);
- пункт 2 статьи 14 Закона предоставляет право профсоюзам осуществлять профсоюзный контроль за использованием средств обязательного социального страхования;
- статьей 23 Закона определено, что денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что статьей 27 Закона установлены сроки рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования.
Прошу данную информацию использовать в практической деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
И.о. Директора
Ю.Н.КРЮКОВ