НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Банка России от 29.03.1999 N 114-Т "О результатах рассмотрения работы территориальных учреждений Банка России за 1998 год по контролю за проведением проблемными кредитными организациями мероприятий по финансовому оздоровлению"

"О результатах рассмотрения работы территориальных учреждений Банка России за 1998 год по контролю за проведением проблемными кредитными организациями мероприятий по финансовому оздоровлению"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 1999 г. N 114-Т
О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТЫ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ
ЗА 1998 ГОД ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫМИ
КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ
В условиях реализации мер по реструктуризации банковской системы Российской Федерации, одобренных Советом директоров Банка России и Президиумом Правительства Российской Федерации, проведение работы по финансовому оздоровлению кредитных организаций приобретает особое значение.
Банк России рассмотрел информацию, представленную территориальными учреждениями Банка России, по осуществлению контроля за организацией и проведением проблемными кредитными организациями мероприятий по финансовому оздоровлению и отмечает следующее.
В 1998 году территориальными учреждениями Банка России были запрошены планы санации по 320 кредитным организациям в связи с недостаточностью их собственных средств (капитала) и несвоевременным удовлетворением требований кредиторов.
В истекшем году были представлены и рассмотрены территориальными учреждениями 352 плана санации. В истекшем году в результате проведения в 1998 году санационных мероприятий финансовое положение 72 банков (20,3%) улучшилось.
Анализ представляемой в Банк России информации показывает, что многие территориальные учреждения успешно осуществляют работу по организации санирования проблемных кредитных организаций.
В то же время необходимо отметить, что, несмотря на определенные положительные результаты проводимой территориальными учреждениями Банка России работы по организации банковского санирования, продолжают иметь место существенные недостатки. К их числу можно отнести следующие:
1. Неисполнение требований письма Банка России от 10.09.97 N 517 "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий в соответствии со ст. 20 (п. 6) Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
По результатам анализа представляемой банками отчетности установлено, что в истекшем году многие кредитные организации имели недостаток собственных средств (капитала), а также значительные суммы задолженности по неоплаченным платежным документам клиентов, предъявленным к корреспондентскому счету, то есть подпадали под критерии письма Банка России от 10.09.97 N 517 "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий в соответствии со ст. 20 (п. 6) Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с указанным письмом Банка России вопрос об отзыве лицензий у таких кредитных организаций может не рассматриваться территориальными учреждениями Банка России только в случае составления кредитными организациями планов финансового оздоровления (санации), признанных реальными соответствующими территориальными учреждениями Банка России.
В то же время согласно представляемой в Банк России информации по ряду кредитных организаций территориальными учреждениями Банка России ходатайства на отзыв лицензии не подготавливаются по причинам, не связанным с проведением мероприятий по финансовому оздоровлению, что свидетельствует о невыполнении требований действующего законодательства и нормативных актов Банка России.
Имеются случаи, когда кредитные организации имеют признаки несостоятельности (банкротства) и обладают отрицательным капиталом длительный период времени, а территориальные учреждения не применяют к ним адекватных мер надзорного реагирования. В этот период кредитными организациями зачастую нарушаются права большей части кредиторов и вкладчиков за счет удовлетворения требований отдельных кредиторов.
Некоторыми территориальными учреждениями без наличия достаточных обоснований затягивается решение вопроса о дальнейших перспективах деятельности банков, имеющих задолженность по централизованным кредитным ресурсам.
В истекшем году территориальными учреждениями Банка России допускались факты необоснованного непредставления ходатайств об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций.
Продолжали иметь место факты невыполнения требований вышеназванного письма Банка России в части своевременности представления территориальными учреждениями в Банк России заключений о реальности представленных кредитными организациями планов санации.
2. Несоответствие представляемых территориальными учреждениями Банка России заключений о реальности планов финансового оздоровления (санации) Методическим рекомендациям о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации, предусмотренным указанием Банка России от 13.11.97 N 18-У.
Примерами наиболее часто встречающихся недостатков при составлении территориальными учреждениями Банка России заключений о реальности представляемых кредитными организациями планов санации являются:
отсутствие обоснованных выводов о реальности мероприятий, предусмотренных планами санации, и завышение ожидаемого эффекта от их реализации;
занижение величины утраченных собственных средств (капитала) кредитной организации вследствие низкого качества оценки ее активов;
отсутствие оценки мероприятий, предусматривающих развитие бизнеса и возникновение у кредитной организации стабильных источников дохода на среднесрочную и долгосрочную перспективу, являющихся необходимым условием полного восстановления ее платежеспособности и ликвидности.
3. Наличие фактов невыполнения территориальными учреждениями Банка России требований указания Банка России от 01.06.98 N 245-У и письма Банка России от 01.06.98 N 121-Т.
Территориальными учреждениями Банка России ослаблен контроль за выполнением требования об уменьшении уставного капитала кредитными организациями, собственные средства (капитал) которых по состоянию на 01.01.98 были меньше зарегистрированного уставного капитала и функционирующими более двух лет.
При этом в соответствии с разъяснениями Банка России от 10.08.98 N 05-15-3/3338 территориальные учреждения Банка России в истекшем году были вправе не предъявлять требование об уменьшении уставного капитала только к тем кредитным организациям, которые в текущем году увеличили собственные средства (капитал) и обеспечили достижение размера зарегистрированного уставного капитала, с учетом результатов анализа правомерности увеличения собственных средств кредитной организацией.
Анализ представленных материалов свидетельствует о наличии фактов, когда территориальными учреждениями Банка России, в нарушение нормативных указаний Банка России, не были предъявлены требования к кредитным организациям об уменьшении уставного капитала на основании разработки последними планов санации, признанных территориальными учреждениями реальными. При этом в отчетном периоде банками не было обеспечено необходимое увеличение величины собственных средств (капитала).
В истекшем году всего 18 кредитными организациями было принято решение об уменьшении уставного капитала. Вместе с тем по состоянию на 01.01.99 около 70 кредитных организаций полностью утратили собственные средства (капитал).
4. Представление территориальными учреждениями необоснованных ходатайств о выделении банкам обеспеченных кредитов Банка России.
Анализ поступающих в Банк России ходатайств территориальных учреждений о предоставлении кредитов Банка России кредитным организациям показывает, что отдельными главными управлениями направлялись ходатайства при отсутствии у кредитных организаций планов финансового оздоровления (санации), признанных реальными, а также при отсутствии у этих кредитных организаций достаточного обеспечения по кредиту, что противоречит положениям письма Банка России от 26.11.98 N 333-Т.
5. Недостатки в работе, проводимой территориальными учреждениями Банка России по передаче вкладов населения.
В ходе проведения работы по передаче вкладов населения из коммерческих банков в Сбербанк России установлено, что имеются существенные недостатки в работе отдельных территориальных учреждений Банка России по организации контроля за ходом осуществления процедуры передачи коммерческими банками своих обязательств по вкладам населения в Сбербанк России.
Анализ поступающих в Банк России обращений вкладчиков передающих банков и их филиалов свидетельствует, что отдельные банки (их филиалы) допускали существенные нарушения в ходе работы с вкладчиками. Установлены факты приема коммерческими банками заявлений на перевод вкладов в Сбербанк России по форме, отличной от типовой, а также факты сознательного введения вкладчиков в заблуждение относительно вводимых Банком России запретов на осуществление передающими банками операций по договорам банковского вклада.
В этой связи полагаем необходимым обеспечить неукоснительное выполнение территориальными учреждениями Банка России требований письма Банка России от 03.09.98 N 199-Т в части установления строгого контроля за соблюдением установленного порядка реализации мер по защите вкладов населения в банках, своевременного направления наблюдателей в банки, передающие по договору обязательства по вкладам населения в Сбербанк России, организации работы по доведению всей необходимой информации до вкладчиков коммерческих банков.
Одновременно обращаем внимание, что в настоящее время рассмотрение Банком России ходатайств коммерческих банков (за исключением тех, по которым Советом директоров Банка России были приняты решения рекомендовать Сбербанку заключить соответствующие соглашения о передаче обязательств по вкладам населения в Сбербанк России) прекращено в связи с отсутствием возможностей у Центрального банка Российской Федерации и Сбербанка России.
Учитывая изложенное, в связи с необходимостью четкого обеспечения работы территориальных учреждений Банка России по организации финансового оздоровления проблемных кредитных организаций в условиях реструктуризации банковской системы и ужесточения подходов к оценке перспектив дальнейшей деятельности кредитных организаций, имеющих признаки несостоятельности (банкротства), просим принять необходимые меры к устранению и недопущению впредь отмеченных недостатков.
Заместитель Председателя
В.Н.ГОРЮНОВ