ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 1999 г. N 114-Т
О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТЫ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ
ЗА 1998 ГОД ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫМИ
КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ
В условиях реализации мер по реструктуризации банковской системы Российской Федерации, одобренных Советом директоров Банка России и Президиумом Правительства Российской Федерации, проведение работы по финансовому оздоровлению кредитных организаций приобретает особое значение.
Банк России рассмотрел информацию, представленную территориальными учреждениями Банка России, по осуществлению контроля за организацией и проведением проблемными кредитными организациями мероприятий по финансовому оздоровлению и отмечает следующее.
В 1998 году территориальными учреждениями Банка России были запрошены планы санации по 320 кредитным организациям в связи с недостаточностью их собственных средств (капитала) и несвоевременным удовлетворением требований кредиторов.
В истекшем году были представлены и рассмотрены территориальными учреждениями 352 плана санации. В истекшем году в результате проведения в 1998 году санационных мероприятий финансовое положение 72 банков (20,3%) улучшилось.
Анализ представляемой в Банк России информации показывает, что многие территориальные учреждения успешно осуществляют работу по организации санирования проблемных кредитных организаций.
В то же время необходимо отметить, что, несмотря на определенные положительные результаты проводимой территориальными учреждениями Банка России работы по организации банковского санирования, продолжают иметь место существенные недостатки. К их числу можно отнести следующие:
1. Неисполнение требований письма Банка России от 10.09.97 N 517 "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий в соответствии со ст. 20 (п. 6) Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
По результатам анализа представляемой банками отчетности установлено, что в истекшем году многие кредитные организации имели недостаток собственных средств (капитала), а также значительные суммы задолженности по неоплаченным платежным документам клиентов, предъявленным к корреспондентскому счету, то есть подпадали под критерии письма Банка России от 10.09.97 N 517 "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий в соответствии со ст. 20 (п. 6) Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с указанным письмом Банка России вопрос об отзыве лицензий у таких кредитных организаций может не рассматриваться территориальными учреждениями Банка России только в случае составления кредитными организациями планов финансового оздоровления (санации), признанных реальными соответствующими территориальными учреждениями Банка России.
В то же время согласно представляемой в Банк России информации по ряду кредитных организаций территориальными учреждениями Банка России ходатайства на отзыв лицензии не подготавливаются по причинам, не связанным с проведением мероприятий по финансовому оздоровлению, что свидетельствует о невыполнении требований действующего законодательства и нормативных актов Банка России.
Имеются случаи, когда кредитные организации имеют признаки несостоятельности (банкротства) и обладают отрицательным капиталом длительный период времени, а территориальные учреждения не применяют к ним адекватных мер надзорного реагирования. В этот период кредитными организациями зачастую нарушаются права большей части кредиторов и вкладчиков за счет удовлетворения требований отдельных кредиторов.
Некоторыми территориальными учреждениями без наличия достаточных обоснований затягивается решение вопроса о дальнейших перспективах деятельности банков, имеющих задолженность по централизованным кредитным ресурсам.
В истекшем году территориальными учреждениями Банка России допускались факты необоснованного непредставления ходатайств об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций.
Продолжали иметь место факты невыполнения требований вышеназванного письма Банка России в части своевременности представления территориальными учреждениями в Банк России заключений о реальности представленных кредитными организациями планов санации.
2. Несоответствие представляемых территориальными учреждениями Банка России заключений о реальности планов финансового оздоровления (санации) Методическим рекомендациям о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации, предусмотренным указанием Банка России от 13.11.97 N 18-У.
Примерами наиболее часто встречающихся недостатков при составлении территориальными учреждениями Банка России заключений о реальности представляемых кредитными организациями планов санации являются:
отсутствие обоснованных выводов о реальности мероприятий, предусмотренных планами санации, и завышение ожидаемого эффекта от их реализации;
занижение величины утраченных собственных средств (капитала) кредитной организации вследствие низкого качества оценки ее активов;
отсутствие оценки мероприятий, предусматривающих развитие бизнеса и возникновение у кредитной организации стабильных источников дохода на среднесрочную и долгосрочную перспективу, являющихся необходимым условием полного восстановления ее платежеспособности и ликвидности.
3. Наличие фактов невыполнения территориальными учреждениями Банка России требований указания Банка России от 01.06.98 N 245-У и письма Банка России от 01.06.98 N 121-Т.
Территориальными учреждениями Банка России ослаблен контроль за выполнением требования об уменьшении уставного капитала кредитными организациями, собственные средства (капитал) которых по состоянию на 01.01.98 были меньше зарегистрированного уставного капитала и функционирующими более двух лет.
При этом в соответствии с разъяснениями Банка России от 10.08.98 N 05-15-3/3338 территориальные учреждения Банка России в истекшем году были вправе не предъявлять требование об уменьшении уставного капитала только к тем кредитным организациям, которые в текущем году увеличили собственные средства (капитал) и обеспечили достижение размера зарегистрированного уставного капитала, с учетом результатов анализа правомерности увеличения собственных средств кредитной организацией.
Анализ представленных материалов свидетельствует о наличии фактов, когда территориальными учреждениями Банка России, в нарушение нормативных указаний Банка России, не были предъявлены требования к кредитным организациям об уменьшении уставного капитала на основании разработки последними планов санации, признанных территориальными учреждениями реальными. При этом в отчетном периоде банками не было обеспечено необходимое увеличение величины собственных средств (капитала).
В истекшем году всего 18 кредитными организациями было принято решение об уменьшении уставного капитала. Вместе с тем по состоянию на 01.01.99 около 70 кредитных организаций полностью утратили собственные средства (капитал).
4. Представление территориальными учреждениями необоснованных ходатайств о выделении банкам обеспеченных кредитов Банка России.
Анализ поступающих в Банк России ходатайств территориальных учреждений о предоставлении кредитов Банка России кредитным организациям показывает, что отдельными главными управлениями направлялись ходатайства при отсутствии у кредитных организаций планов финансового оздоровления (санации), признанных реальными, а также при отсутствии у этих кредитных организаций достаточного обеспечения по кредиту, что противоречит положениям письма Банка России
от 26.11.98 N 333-Т.
5. Недостатки в работе, проводимой территориальными учреждениями Банка России по передаче вкладов населения.
В ходе проведения работы по передаче вкладов населения из коммерческих банков в Сбербанк России установлено, что имеются существенные недостатки в работе отдельных территориальных учреждений Банка России по организации контроля за ходом осуществления процедуры передачи коммерческими банками своих обязательств по вкладам населения в Сбербанк России.
Анализ поступающих в Банк России обращений вкладчиков передающих банков и их филиалов свидетельствует, что отдельные банки (их филиалы) допускали существенные нарушения в ходе работы с вкладчиками. Установлены факты приема коммерческими банками заявлений на перевод вкладов в Сбербанк России по форме, отличной от типовой, а также факты сознательного введения вкладчиков в заблуждение относительно вводимых Банком России запретов на осуществление передающими банками операций по договорам банковского вклада.
В этой связи полагаем необходимым обеспечить неукоснительное выполнение территориальными учреждениями Банка России требований письма Банка России от 03.09.98 N 199-Т в части установления строгого контроля за соблюдением установленного порядка реализации мер по защите вкладов населения в банках, своевременного направления наблюдателей в банки, передающие по договору обязательства по вкладам населения в Сбербанк России, организации работы по доведению всей необходимой информации до вкладчиков коммерческих банков.
Одновременно обращаем внимание, что в настоящее время рассмотрение Банком России ходатайств коммерческих банков (за исключением тех, по которым Советом директоров Банка России были приняты решения рекомендовать Сбербанку заключить соответствующие соглашения о передаче обязательств по вкладам населения в Сбербанк России) прекращено в связи с отсутствием возможностей у Центрального банка Российской Федерации и Сбербанка России.
Учитывая изложенное, в связи с необходимостью четкого обеспечения работы территориальных учреждений Банка России по организации финансового оздоровления проблемных кредитных организаций в условиях реструктуризации банковской системы и ужесточения подходов к оценке перспектив дальнейшей деятельности кредитных организаций, имеющих признаки несостоятельности (банкротства), просим принять необходимые меры к устранению и недопущению впредь отмеченных недостатков.
Заместитель Председателя
В.Н.ГОРЮНОВ