НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Банка России от 25.04.1994 N 14-5/74 "Об итогах работы по выдаче средств на потребление в 1993 году"

"Об итогах работы по выдаче средств на потребление в 1993 году"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 1994 г. N 14-5/74
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ПО ВЫДАЧЕ СРЕДСТВ
НА ПОТРЕБЛЕНИЕ В 1993 ГОДУ
Департамент регулирования денежного обращения проанализировал статистические данные о расходовании предприятиями и организациями Российской Федерации средств на потребление и отчеты национальных банков и главных территориальных управлений Центрального банка Российской Федерации о результатах выдачи предприятиям и организациям средств на потребление в 1993 году и считает необходимым отметить следующее.
Статистические данные за 1993 год о работе предприятий и организаций отраслей материального производства свидетельствуют о сохранении тенденции опережающих темпов роста средств, направляемых на потребление, по сравнению с темпами роста физических объемов производства. За указанный период при снижении против 1992 года в сопоставимых ценах валового внутреннего продукта на 12% расходы на потребление возросли в 9,6 раза. Только в промышленности, строительстве и на транспорте они увеличились соответственно в 8,7 раза, 9,8 раза и 10,0 раза при снижении объемов промышленной продукции на 16,2%, капитальных вложений на 15%, перевозок грузов на 25%.
Таким образом, средства на оплату труда большинством предприятий и организаций "зарабатываются" не за счет наращивания объемов производства продукции (работ, услуг) и снижения затрат, а за счет повышения цен.
Так, у производственного объединения "Орскнефтеоргсинтез" (Оренбургская область) выпуск продукции в действующих ценах увеличился в 6,4 раза при снижении его в сопоставимых ценах на 31,6%, а расходы на потребление возросли в 11,7 раза, у завода "Электрощит" (Самарская область) соответственно в 6,8 раза, на 40,1% и 10,4 раза, у химического завода им. Карпова (Республика Татарстан) - в 4,8 раза, на 22,6% и в 8,1 раза, у акционерного общества "Ювелирпром" (Костромская область) - в 4,5 раза, на 24,2% и в 11,3 раза.
В 1993 году по-прежнему основная часть полученной прибыли направлялась хозяйственными организациями не на развитие производства, а на потребление. Производственное объединение подъемно - транспортного оборудования им. Кирова (г. Санкт - Петербург) отчислило в фонд потребления 92% прибыли, объединение "Элеватор" (г. Санкт - Петербург) - 80%, Тульский комбайновый завод - 85%, Алексинский химический комбинат (Тульская область) - 70%.
В то же время 17,5 тыс. предприятий и организаций или 14,7% в Российской Федерации закончили отчетный год с отрицательными финансовыми результатами и допустили убытки на общую сумму 1,6 трлн. рублей. Основными причинами такого положения явились остановка производственной деятельности на различные периоды времени из-за отсутствия сырья, материалов, топлива, электроэнергии и резкого роста цен на них; трудности с реализацией продукции в связи с неплатежеспособностью потребителей; несвоевременное поступление средств на расчетный счет за отгруженную продукцию. По вышеуказанным причинам у Нижневартовского управления теплоснабжения (Тюменская область) убытки сложились в сумме 4,6 млрд. рублей, у индивидуального частного предприятия "Орбита" (Омская область) - 2,1 млрд. рублей, Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги - 0,9 млрд. рублей и т.д.
В сложившейся ситуации в сфере денежного обращения банками уделялось внимание вопросам выдачи наличных денег с целью предотвращения "проедания" предприятиями и организациями собственных оборотных средств, направления на оплату труда и социально - трудовые выплаты кредитов, средств целевого финансирования и других поступлений на расчетные счета предприятий и организаций, не являющихся их заработанными средствами.
За 1993 год учреждениями банков было проконтролировано 541,5 тыс. предприятий и организаций, начисливших 34,1 трлн. рублей или 78,0% всех средств, израсходованных на эти цели в Российской Федерации.
Из-за недостатка собственных заработанных средств коммерческими банками была приостановлена выдача средств на потребление по результатам работы за IV квартал 1993 года 36,0 тыс. предприятиям и организациям на общую сумму 648,9 млрд. рублей до изыскания ими соответствующих финансовых источников, в том числе в Тюменской области - 1322 хозорганам в сумме 179,9 млрд. рублей, Республике Татарстан соответственно - 528 и 37,3 млрд. рублей, Кемеровской области - 484 и 34,0 млрд. рублей, Республике Коми - 737 и 26,0 млрд. рублей, Красноярском крае - 969 и 16,8 млрд. рублей, Челябинской области - 813 и 13,6 млрд. рублей.
В последующем было возмещено 291,7 млрд. рублей или 45,0% недостатка заработанных средств, из которых целевые перечисления вышестоящими организациями и учредителями части своей прибыли на расчетные счета таких предприятий и организаций составили 132,5 млрд. рублей (45,4% от суммы, направленной на возмещение), из них 34,1 млрд. рублей - в Республике Татарстан, 11,8 млрд. рублей - в Тюменской области, 9,2 млрд. рублей - в Курганской области, 4,8 млрд. рублей - в Красноярском крае, 4,6 млрд. рублей - в Кемеровской области.
Например, начисленные суммы на оплату труда сверх заработанных средств в размере 33,0 млрд. рублей Акционерному обществу "КамАЗ" (Республика Татарстан) были выданы за счет безвозмездной помощи учредителей, 16 предприятиям нефтяной промышленности Охинского района (Сахалинская область), имеющим недостаток заработанных средств в сумме 2783 млн. рублей, объединением "Сахалинморнефтегаз" было выделено на потребление 2686 млрд. рублей, Пензенскому отделению Куйбышевской железной дороги вышестоящей организацией на эти цели перечислено 2863,8 млн. рублей.
При недостаточности собственных заработанных средств предприятиям и организациям с длительным циклом производства работ выдача средств на потребление производилась за счет авансовых перечислений заказчиков. В IV квартале 1993 года эти расходы составили 43,1 млрд. рублей, из них 10,6 млрд. рублей - в г. Москве, 3,7 млрд. рублей - в Московской области, 3,0 млрд. рублей - в Тюменской области, 2,1 млрд. рублей - в Сахалинской области.
Кроме того, некоторые хозорганы осуществляли перераспределение созданных фондов, направляя на потребление прибыль, предназначенную на производственное и социальное развитие (техническое перевооружение, производственное и жилищное строительство, финансирование прироста оборотных средств и т.п.). Только в IV квартале п.г. из резервных фондов и фондов накопления на оплату труда было направлено 31,2 млрд. рублей, в том числе предприятиями и организациями Кемеровской области - 5,7 млрд. рублей, Тюменской области - 2,6 млрд. рублей, Московской области - 1,7 млрд. рублей, г. Москвы - 1,2 млрд. рублей.
Выдача средств на потребление при недостаточности у предприятий и организаций собственных заработанных средств производилась также за счет перечислений из бюджета. За IV квартал 1993 года на эти цели из бюджета было перечислено 85,0 млрд. рублей, в том числе в г. Москве - 35,3 млрд. рублей, Ростовской области - 6,2 млрд. рублей, Хабаровском крае - 3,4 млрд. рублей, г. Санкт - Петербурге - 3,2 млрд. рублей, Омской области - 2,8 млрд. рублей.
Так, за счет местного бюджета был покрыт недостаток заработанных средств у пассажирского автотранспортного предприятия N 1 г. Комсомольска - на - Амуре (Хабаровский край) в сумме 1,5 млрд. рублей, акционерного общества "Авиакомпания Восток" г. Хабаровска - 1,1 млрд. рублей, Стерлитамакского трамвайно - троллейбусного управления (Республика Башкортостан) в сумме 1,0 млрд. рублей, шахте "Енисейская" (Республика Хакасия) - 0,4 млрд. рублей.
Соблюдение учреждениями банка установленного порядка выдачи средств на потребление позволило не допустить получение хозяйственными организациями средств на оплату труда сверх имеющихся финансовых источников по результатам работы за I квартал в сумме 11,7 млрд. рублей, II квартал - 28,7 млрд. рублей, III квартал - 72,0 млрд. рублей, IV квартал 1993 года - 285,4 млрд. рублей.
Только по результатам работы за IV квартал т.г. банками Тюменской области по этой причине не было выдано средств на потребление 848 хозорганам на общую сумму 150,2 млрд. рублей, в Иркутской области соответственно 449 и 8,8 млрд. рублей, Челябинской области - 413 и 7,6 млрд. рублей, Республике Саха (Якутия) - 211 и 6,1 млрд. рублей, Самарской области - 372 и 5,8 млрд. рублей.
Так, из-за недостаточности заработанных средств 45 предприятий угольной промышленности Кемеровской области из касс банка не получили на эти цели 15,3 млрд. рублей, Колпашевский авиаотряд (Томская область) - 2,1 млрд. рублей, акционерное общество "Азот" (Пермская область) - 1,1 млрд. рублей.
Вместе с тем, 53,4 тыс. предприятий и организаций при наличии заработанных средств не смогли своевременно произвести с рабочими и служащими расчеты по оплате труда и социально - трудовым выплатам из-за отсутствия средств на их расчетных счетах на общую сумму 1,4 трлн. рублей, из них 1397 предприятий и организаций на сумму 75,0 млрд. рублей - в Красноярском крае, 2153 и 64,5 млрд. рублей - в Челябинской области, 2535 и 50,6 млрд. рублей - в Ростовской области, 693 и 48,8 млрд. рублей - в Самарской области, 962 и 46,3 млрд. рублей - в Иркутской области и т.д.
Недостаток заработанных средств у хозорганов для выдачи рабочим и служащим средств на потребление, а также отсутствие средств на расчетном счете из-за задержек в расчетах способствовало направлению на эти цели собственной выручки.
Например, акционерным обществом закрытого типа "Павлово - Посадские шали" (Московская область) за 11 месяцев 1993 года за счет выручки было выдано на оплату труда 1045,5 млн. рублей, в том числе сверх заработанных средств 343,7 млн. рублей, товариществом арендаторов льнофабрики "Рольма" (Ярославская область) по результатам работы за IV квартал 1993 года на оплату труда сверх имеющихся источников израсходовано выручки в сумме 294,9 млн. рублей, акционерным обществом "Коммерсант" (Красноярский край) - 182 млн. рублей, птицефабрикой "Ржевская" (Тверская область) - 189 млн. рублей.
Только по кругу предприятий и организаций, представивших в банки справки о наличии средств, направляемых на потребление, в 1993 году из выручки на оплату труда было израсходовано 1,7 трлн. рублей, из которых 32,6 млрд. рублей получено сверх заработанных ими средств.
В результате осуществления предварительных проверок достоверности сведений, представляемых предприятиями и организациями при получении средств на потребление, банками было предотвращено получение незаработанных средств на эти цели в сумме 4,0 млрд. рублей.
В ходе проведения последующих проверок банками установлено переполучение средств на оплату труда 1107 предприятиями и организациями на общую сумму 3,1 млрд. рублей, которые в последующем были выданы за счет резервного фонда и фонда накопления (1118 млн. рублей), целевых перечислений прибыли вышестоящими организациями и учредителями (852 млн. рублей), авансов заказчиков (432 млн. рублей) и средств местного бюджета (199 млн. рублей).
В то же время коммерческими банками крайне мало проводится последующих проверок достоверности сведений, представляемых хозорганами при получении средств на потребление. В 1993 году указанными проверками было охвачено лишь 8,1% предприятий и организаций. Практически не осуществлялась эта работа в Республике Карелия (0,1%), Республике Адыгея (0,5%), Магаданской области (2,0%), Алтайском крае (2,7%).
В Российской Федерации в 1993 году самоустранились от выполнения указаний Банка России о выдаче предприятиям и организациям средств на оплату труда и социально - трудовые выплаты строго в пределах заработанных ими средств 224 коммерческих банка, или 9,3% от их общего количества, в том числе в Республике Дагестан - 101, в г. Москве - 39, Новосибирской области - 23, Краснодарском крае - 17.
Главными территориальными управлениями (национальными банками) Банка России применялись меры воздействия к коммерческим банкам, не выполняющим предписаний Центрального банка Российской Федерации по соблюдению установленного порядка выдачи предприятиям и организациям средств на потребление, предусмотренные статьей 24 Устава Банка России. Так, штрафные санкции были применены к коммерческим банкам главным управлением по г. Москве 82 раза, главным управлением по г. Санкт - Петербургу - 11 раз, главным управлением по Приморскому краю - 9 раз и другими.
Учитывая, что соблюдение установленного порядка выдачи средств на потребление в условиях кризисного состояния экономики направлено прежде всего на сдерживание инфляции в Российской Федерации, главным управлениям (национальным банкам) необходимо обратить внимание коммерческих банков на:
- увеличение количества последующих проверок достоверности сведений, представляемых предприятиями и организациями при получении средств на потребление, с целью выявления фактов получения на эти цели средств сверх имеющихся источников и принятия соответствующих мер;
- соблюдение предприятиями и организациями кассовой дисциплины, имея в виду недопущение расходования на оплату труда и социально - трудовые выплаты наличных денег, полученных в банках на закупку сельскохозяйственной продукции, хозяйственные нужды, скупку тары и вещей у населения;
- расходование средств на потребление строго в пределах заработанных предприятиями и организациями, имеющими по согласованию с банком право использования на эти цели постоянной денежной выручки;
- безукоснительное выполнение предписаний Банка России по вопросам выдачи хозорганам средств на потребление, как это предусмотрено Постановлением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. N 3/3.
Директор Департамента
регулирования
денежного обращения
А.Л.ЗИНЧЕНКО