НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Банка России от 20.01.1995 N 15-2-3/101 "Консультация по вопросам создания и использования резерва на возможные потери по ссудам"

"Консультация по вопросам создания и использования резерва на возможные потери по ссудам"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 1995 г. N 15-2-3/101
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ
В связи с многочисленными вопросами, поступающими в Банк России от Главных территориальных управлений (Национальных банков) Банка России, коммерческих банков, банковских ассоциаций, аудиторских организаций, о порядке создания и использования резерва на возможные потери по ссудам и резервов под обесценение ценных бумаг сообщаем следующее.
В целях поддержания стабильности и устойчивого функционирования банковской системы и экономики России, защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков, особенно в условиях возможного банкротства ряда кредитных учреждений, коммерческие банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам в порядке, предусмотренном Временной инструкцией Банка России от 24.08.93 N 17 и дополнениями к ней, расходы по которым должны включаться в себестоимость оказываемых банками услуг, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, в соответствии с п. 50 Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490. Банк России обязал коммерческие банки создавать указанный резерв своей телеграммой от 30.06.94, то есть начиная со второго квартала 1994 года, причем в соответствии с п. 50 названного Положения создание указанного резерва производится банками в порядке, установленном ЦБ РФ без согласования с Минфином России и Росналогслужбой.
Телеграмма Госналогслужбы России и Минфина России от 21 ноября 1994 г. N 6-01/445/4-1-21 противоречит указанному Положению, не зарегистрирована в Минюсте России в установленном законом порядке, юридической силы не имеет и применяться не может. Действия должностных лиц налоговых органов, руководствующихся ведомственной телеграммой и не принимающих расходы по созданию резерва на возможные потери по ссудам при подсчете налогооблагаемой базы налога на прибыль, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
В связи с изложенным и учитывая завершение финансового года, Банк России направил банковской системе дополнительные разъяснения о порядке создания и использования резерва на возможные потери по ссудам (письмо Банка России от 20.12.94 N 130а), а также о порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг (письмо Банка России от 08.12.94 N 127). Указанные письма Банка России и телеграмма Росцентробанка от 29.12.94 N 223-94 также были направлены в Государственную налоговую службу Российской Федерации (письмо Банка России от 10.01.95 N 15-2-3/38) и Министерство финансов Российской Федерации (письмо Банка России от 17.01.95 N 15-2-3/73).
В целях недопущения образования в 1994 году у коммерческих банков убытков по причине создания резерва на возможные потери по ссудам отчисления в этот резерв относятся на расходы банка только в пределах полученных в отчетном году доходов.
Списание с баланса банка ссудной задолженности клиентов (безнадежной ссудной задолженности и задолженности, нереальной для взыскания) и ее дальнейший учет на внебалансовых счетах производится в порядке, изложенном в п. 10 указанного письма, только после принятия соответствующего решения судебными органами.
Начиная с 1995 года, коммерческие банки должны создавать резерв на возможные потери по ссудам с отнесением сумм отчислений в него на расходы банка в полном размере (в соответствии с п. п. 12 - 13 указанного письма) независимо от величины полученных доходов.
Таким образом, создание резерва может привести к временному в течение ближайших двух - трех лет снижению прибыли банков или даже образованию убытков. Однако акционеры (пайщики) банков должны понимать, что это вынужденные расходы банков, величина которых целиком зависит от кредитной политики, проводимой банком, качества его ссудного портфеля и портфеля ценных бумаг, и должны быть готовы к снижению выплачиваемых им доходов на вложенный капитал или неполучению таких доходов в течение некоторого промежутка времени. С другой стороны, создание резерва на возможные потери по ссудам укрепит позиции учрежденного им банка.
В дальнейшем письмо Банка России от 20.12.94 N 130а будет дополнено разъяснениями, касающимися создания и использования резерва на возможные потери по ссудам, выданным в иностранной валюте, под векселя (являющиеся одновременно ценными бумагами и предоставленными банком ссудами) и другие активы, после проработки этих вопросов соответствующими подразделениями Банка России, но уже в настоящее время банки могут создавать указанный резерв по законодательству, в том числе налоговому, и нормативным актам Банка России.
Вопросы и ответы
1. В связи с получением письма Банка России от 20.12.94 N 130а, которым предусмотрен порядок отнесения на расходы банка (б/сч. N 970) отчислений в резерв на возможные потери по ссудам 1994 года только в январе 1995 года, банки отказываются создавать этот резерв по 1994 году.
Ответ. Банки были обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам уже начиная со второго квартала 1994 года в соответствии с телеграммой Банка России от 30 июня 1994 г. N 146-94, а Главные территориальные управления (Национальные банки) Банка России обязаны были проконтролировать выполнение банками требований указанной телеграммы.
2. Прилагаемый условный пример к п. 2 письма Банка России от 20.12.94 N 130а не учитывает произведенные банком расходы из прибыли (б/сч. N 950 в части уплаченного налога на операции с ценными бумагами, налога с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину, отчислений в фонды банка, которые на конец года уже использованы, произведенных в течение года выплат дивидендов и т.п.). По указанной причине банки не могут соблюсти правила, предусмотренные абзацем 2 указанного пункта письма.
Ответ. В 1994 году все банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам в полном размере.
Если банк распределил и истратил полученную в 1994 году прибыль (в том числе на уплату налога на операции с ценными бумагами, налога с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину, произвел отчисления в фонды банков, которые на конец года уже использованы, произвел в течение года выплату дивидендов и т.п.), не создав при этом указанный резерв в полном размере, то:
во-первых, банк имеет право произвести перерасчет с бюджетом по налогу на прибыль за 1994 год в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и на сумму возврата налога доначислить указанный резерв с отнесением отчислений в него на расходы банка;
во-вторых, разница между величиной необходимого резерва, рассчитанного в соответствии с п. п. 12 - 13 письма Банка России от 29.12.94 N 130а, и фактической суммой, отнесенной на расходы банка, отражается (заключительными оборотами) на б/сч. N 948.
3. Необходим ли аналитический учет (отдельные лицевые счета по каждой ссуде) открываемого б/сч. 948?
Ответ. Да, необходим.
4. Порядок формирования резерва банками, имеющими в своем составе филиалы:
а) в целом банк убыточен, имеет прибыльные филиалы. Имеют ли последние право отчисления в резерв на возможные потери по ссудам 1994 года относить на расходы банка, в этом случае увеличивается убыток банка в целом?
Ответ. Да, имеют. Филиал банка в соответствии с положением, утвержденным банком, может передать головному банку прибыль, оставшуюся в его распоряжении после создания резерва на возможные потери по ссудам, выданным этим филиалом, и уплаты налогов и других обязательных платежей.
Да, в этом случае убытки банка в целом увеличиваются;
б) в целом банк получил прибыль, однако имеет убыточные филиалы. Имеют ли последние право отчисления в резерв 1994 года относить на б/сч. 948?
Ответ. Да, имеют. Однако головной банк обязан покрывать убытки своих филиалов как за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также за счет остатков средств б/сч. 011 и 016.
5. Возможно ли ежеквартальное, начиная с 1995 года, списание остатков счета 948 на расходы банка независимо от величины фактически полученных доходов?
Ответ. Банки должны, начиная с 1995 года, списывать остатки счета N 948 на расходы банка в соответствии с п. 3 и п. 19 письма Банка России от 20.12.94 N 130а. При этом списание остатков счета 948 производится независимо от величины фактически полученных доходов.
6. При создании резерва на возможные потери по ссудам в 1994 году учитывается ли задолженность по учтенным банком векселям, межзачетам, ссудам, учитываемым на б/сч. 820, то есть активным операциям банков, предусмотренным в статье 5 балансового отчета финансовой деятельности?
Ответ. Резерв на возможные потери по ссудам, учитываемым на б/сч. 829, не создается (это не было предусмотрено и ранее во Временной инструкции Банка России от 24.08.93 N 17 и дополнениях к ней).
7. Распространяется ли действие данного письма на учреждения Сберегательного банка?
Ответ. Да, распространяется, поскольку Сберегательный банк Российской Федерации, несмотря на особый статус и наличие гарантии государства, занимается коммерческой деятельностью и по существу является коммерческим банком.
8. Обязанности и права Главных управлений при осуществлении надзора за выполнением коммерческими банками порядка формирования резерва 1994 года.
Ответ. Полномочия Банка России, его Главных территориальных управлений (Национальных банков) в рамках надзора изложены в статье 33 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и в статье 23 Устава Центрального банка РСФСР (Банка России), а также в нормативных документах Банка России.
9. Создают ли убыточные банки в 1994 году резерв на возможные потери по ссудам (б/сч. 945) и какие при этом совершаются бухгалтерские проводки?
Ответ. Да, создают в полном размере в соответствии с п. 2 письма Банка России от 20.12.94 N 130а. При этом делаются следующие бухгалтерские проводки:
Д-т 948, К-т 945.
10. Должен ли головной банк принимать на свой баланс открытый филиалами б/сч. 948 или его должны вести у себя филиалы в течение 5 лет?
Ответ. Поскольку банки, имеющие филиалы, представляют в Банк России сводный баланс, то в этот сводный баланс должен быть включен б/сч. N 948, открытый его филиалами, об этом банк сообщает в пояснительной записке к годовому отчету за 1994 год.
В балансе филиала б/сч. N 948 показывается.
11. Создается ли резерв на возможные потери по ссудам, выданным в иностранной валюте?
Ответ. Уже в 1994 году банки могут создавать указанный резерв по ссудам, выданным в иностранной валюте, поскольку это не противоречит законодательству, в том числе налоговому, и нормативным актам Банка России.
12. Создается ли резерв под выданные межбанковские ссуды?
Ответ. Да, создается.
13. По п. 10 письма Банка России от 20.12.94 N 130а. Какие именно решения судебных органов достаточны?
Ответ. Судебные органы могут принять следующие решения: о признании должника неплатежеспособным (банкротом). При исчезновении должника банк может возбудить против него уголовное дело, и тогда соответствующее решение, вынесенное судом по данному делу, будет являться основанием для списания ссудной задолженности с баланса и учета ее на внебалансовых счетах банка в течение последующих 5 лет.
14. Можно ли ранее выданный кредит в иностранной валюте (уже просроченный) проконвертировать в рубли и создать под него резерв?
Ответ. Такие операции производиться не должны. Однако уже в 1994 году банки могут создавать указанный резерв по ссудам, выданным в иностранной валюте, поскольку это не противоречит законодательству, в том числе налоговому, и нормативным актам Банка России (см. ответ п. 11 настоящей Консультации).
15. Банки обязаны создавать резерв под ссуды в день ее выдачи или один раз в месяц или квартал на основании данных финансовой отчетности?
Ответ. В соответствии с п. 12 письма Банка России от 20.12.94 N 130а банки в конце операционного дня обязаны создавать указанный резерв отдельно по каждой выданной ссуде в размере не менее 2 процентов ее величины.
16. Надо ли создавать резерв под межбанковские ссуды, если они выданы на 5 - 10 дней и банк уверен в их возвратности?
Ответ. Да, нужно - см. п. 12 письма Банка России от 20.12.94 N 130а.
17. Обязаны ли банки создавать резерв под потребительский кредит?
Ответ. Да, обязаны. В соответствии с п. 4 письма Банка России от 20.12.94 N 130 банки создают указанный резерв в обязательном порядке по всем ссудам (включая ссуды, предоставленные физическим лицам), выданным в рублях.
18. Сколько раз можно пролонгировать ссуду?
Ответ. Пролонгирование выданных ссуд производится по усмотрению банка, и число таких пролонгаций не лимитируется, однако в соответствии с п. 13.5 ссуды, пролонгированные в установленном порядке более двух раз, относятся ко второй группе риска, под такие ссуды банк обязан создать резерв в размере 5 процентов от величины выданных ссуд.
19. Можно ли восстанавливать резерв на возможные потери по ссудам не на б/сч. 960, а на б/сч. 980?
Ответ. Нет, нельзя, так как отчисления в указанный резерв относились на расходы банка (б/сч. 970), а не осуществлялись за счет уменьшения прибыли (б/сч. 980).
20. Создается ли резерв под ссуды, выданные работникам банка за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка?
Ответ. В соответствии с п. 1 письма Банка России от 20.12.94 N 130а банк создает резерв на возможные потери по ссудам независимо от того, собственные (в том числе чистая прибыль) или же привлеченные средства банка были источниками выданных ссуд.
21. Необходимость создания резерва в полном объеме в случае получения убытков по балансу за 1994 год.
Ответ. При наличии убытков у банка в 1994 году резерв на возможные потери по ссудам создается в полном объеме на б/сч. N 945 с отнесением отчислений в него на б/сч. N 948 (см. ч. 2 п. 2 письма Банка России от 20.12.94 N 130а).
22. Переносятся ли сроки представления отчетности в Банк России, если срок ее представления совпадает с выходными днями?
Ответ. Нет, не переносится, однако, если день высылки отчета совпадает с нерабочим днем, то отчетность высылается в первый рабочий день после него.
Директор Департамента
банковского надзора
А.Г.РЫЧЕНКОВ