ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 19 сентября 2001 г. N 08-17/3474
О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА И ИСПОЛНЕНИЯ БАНКАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Банк России рассмотрел корреспонденцию, касающуюся порядка приема и исполнения банками исполнительных документов в связи с применением Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", и сообщает.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов службами судебных приставов.
Статьей 5 указанного Федерального закона на банки и иные кредитные организации возложена обязанность по исполнению требований судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств в случаях, предусмотренных федеральным законом. Вместе с тем банки и иные кредитные организации согласно части 3 указанной статьи не являются органами принудительного исполнения и не совершают исполнительных действий.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель вправе направить исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, непосредственно в банк, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
Указанной статьей Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлен порядок обеспечения исполнительных действий банками или иными кредитными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона "О банках и банковской деятельности",
Гражданского кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России. Установление порядка исполнения банками исполнительных документов в части списания денежных средств со счетов должников не является предметом регулирования Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В связи с этим трактовка ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предполагающая возложение на банки и иные кредитные организации обязанности по взысканию денежных средств, находящихся на счетах должника, а не проведению банковской операции по счету должника в целях обеспечения исполнительных действий, совершаемых органами принудительного исполнения, или реализации права взыскателя, противоречит функциям, установленным в отношении банков и иных кредитных организаций ст. 5 указанного Федерального закона, а также нормам ст. 9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которой кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" к компетенции Банка России отнесено установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в банках основанием для списания денежных средств со счета клиента является расчетный документ.
Операция по списанию денежных средств со счета клиента без его распоряжения (ст.
854 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивающая совершение исполнительных действий, совершается в рамках расчетов по инкассо (ст.
874 -
876 Гражданского кодекса Российской Федерации), предполагающих осуществление банком действия по получению от плательщика платежа на основании инкассового поручения.
Учитывая вышеизложенное, Положением Банка России от 12.04.2001 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" предусмотрен порядок, в соответствии с которым при взыскании денежных средств по исполнительным документам в банк должно быть представлено инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом. Данный порядок распространяется на юридических лиц и судебных приставов-исполнителей, которые обладают возможностями для составления и оформления инкассовых поручений в порядке, определенном этим же Положением. Представление указанными лицами в банк инкассового поручения для проведения расчетной операции не противоречит законодательству.
Порядок заполнения инкассовых поручений физическими лицами, осуществляющими взыскание денежных средств, нормативными актами Банка России не установлен. В целях реализации положений ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.97 N 119-ФЗ Банком России разрабатывается порядок приема и исполнения банками исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами. До вступления в силу указанного нормативного акта взыскание денежных средств со счетов плательщика на основании исполнительных документов, взыскателями по которым являются физические лица, должно осуществляться через судебного пристава-исполнителя.
Также обращаем внимание на то, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.99 N ГКПИ 99-364 о признании незаконными отдельных пунктов Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве от 30.09.87 N 2 (утратили силу в связи с изданием указания Банка России
от 15.06.2001 N 978-У) носит индивидуальный характер, не является источником права и рассчитано на однократное применение, поскольку не содержит в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяет соответствующие нормы Федерального закона "Об исполнительном производстве" к конкретному случаю. Кроме того, общие принципы судопроизводства не вводят в отношении органа, чей нормативный акт или его часть был признан не соответствующим действующему законодательству, запрет на использование норм, содержащихся в соответствующем нормативном акте, при последующем издании иных нормативных актов.
Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Т.Н.ЧУГУНОВА