НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> Банка России от 15.02.1994 N 25-0-82 "Об информационных материалах, подготовленных по итогам семинара - совещания руководителей инспекционных подразделений"

"Об информационных материалах, подготовленных по итогам семинара - совещания руководителей инспекционных подразделений"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 1994 г. N 25-0-82
ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛАХ,
ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПО ИТОГАМ СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИНСПЕКЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Центральный банк Российской Федерации направляет для руководства в практической деятельности информационные материалы, подготовленные Главным управлением инспектирования коммерческих банков Банка России.
Одновременно прошу в срок до 1 марта т.г. выслать в Банк России свои замечания и предложения по методическим материалам, полученным на семинаре - совещании, в т.ч. по Плану счетов бухгалтерского учета, рекомендациям по организации внутреннего контроля, проверке валютных и ссудных операций.
Заместитель председателя
Центрального банка
Российской Федерации
А.А.ХАНДРУЕВ
Приложение 1
к письму Центрального банка РФ
от 15.02.94 N 25-0-82
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ
СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИНСПЕКЦИОННЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЦБ РФ
I. Организация проверок
1. Не подменяют ли тематические проверки, проводимые инспекционным подразделением, проверки, которые проводят другие структурные подразделения учреждения ЦБ РФ. Кто координирует такие проверки?
Тематические проверки могут проводиться всеми структурными подразделениями учреждения ЦБ РФ по вопросам, входящим в их компетенцию, если это предусмотрено положениями об этих структурных подразделениях. Решение о проведении таких проверок принимается руководителем учреждения ЦБ РФ с учетом мнения инспекционного подразделения.
2. Следует ли сообщать правоохранительным органам о действиях клиентов банка, которые содержат признаки преступления?
Если при проверке банка установлены такие факты, то о них следует сообщить руководителю учреждения ЦБ РФ, который должен принять решение по этому вопросу с учетом требований действующего законодательства.
3. Имеют ли право и должны ли инспекционные подразделения проводить проверки в учреждениях Сбербанка?
Инспекционные подразделения вправе и должны проводить такие проверки с предварительным уведомлением об этом руководства головного Сбербанка. Возникшие разногласия рассматриваются Главным управлением инспектирования коммерческих банков Банка России.
4. Требуется ли оставлять 1 экземпляр акта проверенному банку, должен ли этот акт подписываться руководителем банка?
Акт проверки должен быть подписан руководителем проверки и передан руководителю учреждения ЦБ РФ. До подписания акта руководитель проверки должен проинформировать правление и совет проверенного банка о выявленных нарушениях. О чем сделать соответствующую запись в акте проверки. В случае разногласий к акту прикладывается письменное объяснение руководителя банка.
5. Кто и какие решения должен принимать по акту проверки, кто обеспечивает их реализацию?
Решение по акту проверки принимает руководитель учреждения ЦБ РФ на основании предложений инспекционного подразделения и службы надзора, а при необходимости - руководителей других подразделений, которым было поручено внести такие предложения. Контроль за исполнением принятых решений осуществляет служба надзора, по инициативе которой инспекционное подразделение может провести повторную проверку.
6. Каковы порядок и формы взаимодействия с инспекционными подразделениями других регионов?
Отношения между инспекционными подразделениями устанавливаются и поддерживаются руководителями соответствующих учреждений ЦБ РФ, в т.ч. по вопросам, связанным с назначением и проведением проверок филиалов банков, если головные конторы находятся за пределами данного региона. Возникшие разногласия рассматриваются ГУИКБ Банка России.
7. Следует ли проводить внезапные проверки?
Внезапные проверки проводятся только в случае, когда планируется проверить кассу банка. Для этого целесообразно проводить тематические проверки кассы.
8. В каком порядке производится согласование инспекционных проверок филиалов, чья головная контора находится в другом регионе?
Если головной банк расположен в одном районе, а его филиал - в другом, проверка филиала производится территориальным органом банка по месту нахождения данного филиала, при этом ставится в известность о проведении проверки и ее результатах территориальный орган Банка России по месту нахождения головного банка.
9. Надо ли информировать другие структурные подразделения учреждения ЦБ РФ об итогах проверок банков по вопросам, входящим в компетенцию этих подразделений, и требовать от них принятия соответствующих мер?
Решение об ознакомлении структурных подразделений с итогами инспекционных проверок принимается руководителем учреждения ЦБ РФ с целью обеспечить выработку мер по устранению недостатков, выявленных в проверенном банке.
Однако круг должностных лиц, имеющих допуск к материалам таких проверок, должен быть максимально ограничен.
II. Применение нормативных актов при проверках
10. Чем руководствоваться при проверках кассы и кассовых операций? Распространяется ли действие письма ЦБ РФ N 18 от 04.10.93 на кассы коммерческих банков?
При проверке кассы и кассовых операций в коммерческих банках следует руководствоваться Инструкцией по эмиссионно - кассовой работе в учреждениях банков СССР N 23 от 10.12.87, Дополнениями N 1 (письмо Госбанка СССР N 224 от 07.08.89) и N 2 (письмо Госбанка СССР N 263 от 16.01.90), Постановлением Госбанка СССР N 1 от 08.08.91 "Об утверждении Признаков и порядка определения платежности денежных знаков", а также Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ N 40 от 22.09.93, введенным в действие письмом ЦБ РФ N 18 от 04.10.93. Других регламентирующих нормативных актов нет.
11. Как относиться к распорядительным документам Россельхозбанка, если они идут вразрез с документами Банка России?
Такие распорядительные документы должны быть отменены Россельхозбанком по предписанию Банка России.
12. Каковы порядок и формы взаимодействия с правоохранительными органами?
При определении порядка и форм такого взаимодействия следует руководствоваться законодательством, регулирующим деятельность правоохранительных органов (статья N 70 УПК РФ и др.), а также банковским законодательством, в т.ч. статья 31 абзац 2 Закона "О Центральном банке РФ".
13. Имеются ли обоснованные нормы нагрузки на работников коммерческих банков, которые можно было бы учитывать при выработке рекомендаций проверенному банку?
При выработке таких рекомендаций следует руководствоваться должностными обязанностями работников проверяемого коммерческого банка и другими распорядительными документами этого банка, если они не противоречат действующему законодательству и указаниям Банка России.
14. Как поступать с расчетными счетами клиентов коммерческих банков, по которым длительное время не осуществляются операции?
Отсутствие записей по счету клиента в течение длительного времени не является основанием для его закрытия (письмо Госбанка СССР от 31.08.90 N 320 раздел II п. 9).
15. Каким балансом следует руководствоваться при анализе деятельности проверяемого банка (квартальным или ежедневным)?
В этом случае следует пользоваться ежеквартальным и ежедневным балансами. Отсутствие ежедневного баланса в банке следует рассматривать как нарушение правил бухгалтерского учета (Правила ведения бухгалтерского учета N 7).
16. Могут ли быть использованы для формирования уставного капитала банка средства государственных предприятий (энергетика, нефтегазовой отрасли) и необходимо ли для этого решение Госкомимущества?
Государственные предприятия имеют право участвовать в формировании уставного фонда коммерческих банков. Решения Госкомимущества для этого не требуется.
17. Если предприятие получило в банке кредит и закупило компьютеры, автомашину и др. технику и все это передало этому же банку в качестве взноса в уставный фонд, можно ли считать, что капитал банка сформирован за счет кредита (к моменту получения кредита у хозоргана собственных средств не было)?
В этом случае следует считать, что капитал банка сформирован за счет кредита.
18. Является ли обязательным для банков п. 23 Приказа Минфина РФ N 10 от 20.08.92 "Об утверждении положения о бухгалтерском учете на предприятиях", согласно которому на всех кредитных и финансовых документах должна быть подпись главного бухгалтера?
Этот Приказ Минфина распространяется на все коммерческие банки, и его требования для них обязательны.
19. Какие меры воздействия можно применить к банку, который не соблюдает маржу по централизованным кредитам?
В этом случае может быть использован весь комплекс мер, предусмотренный банковским законодательством, с учетом конкретных обстоятельств дела.
20. В каком порядке должна быть произведена обязательная продажа 50% экспортной выручки?
Обязательная продажа 50% экспортной выручки производится непосредственно на внутреннем валютном рынке РФ. В письме ЦБ РФ N 41 от 28.06.93 дается конкретизация этого положения и четко указывается (ст. 1), что при осуществлении обязательной продажи предприятия могут продавать иностранную валюту через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России - в Валютный резерв Банка России. В настоящее время в России созданы и действуют Московская межбанковская валютная биржа, Санкт - Петербургская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа (г. Екатеринбург), Сибирская межбанковская валютная биржа (г. Новосибирск), Азиатско - тихоокеанская межбанковская валютная биржа (г. Владивосток) и Ростовская межбанковская валютная биржа (г. Ростов).
21. Что учитывается по балансовому счету 076 Плана счетов бухгалтерского учета, на котором отражаются "прочие операции", не учитываемые по другим счетам?
Счета V раздела Плана счетов бухгалтерского учета в банках носят специализированный характер. Однако в связи с тем, что на практике возникают новые виды операций, введен специальный счет 076, именуемый "Расчеты по прочим иностранным операциям". Перечень операций, учитываемых по этому счету, содержится в письме ГБ СССР N 368 от 06.12.91. Там же содержится информация о характере этого счета, хотя ее следует дополнить в связи с отражением на 076 счете операций по обязательной продаже 50% экспортной выручки (Инструкция ЦБ РФ N 7 от 29.06.92, письмо ЦБ РФ N 41 от 28.06.93). На счете N 076 также учитываются суммы дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте.
22. Когда будет Положение по организации обменных пунктов инвалюты?
25.01.94 ЦБ РФ издал Инструкцию N 21 "О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории Российской Федерации".
23. Требуется ли лицензия на операции с ювелирными изделиями из драгоценных металлов, если эти изделия вносятся в уставный фонд в качестве взноса. Относятся ли они к валютным ценностям?
В настоящее время взнос в уставный фонд банка ювелирными изделиями из драгоценных металлов не разрешается.
По Закону РФ от 09.10.92 "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 1, п. 4) к валютным ценностям относятся драгоценные металлы и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий из них и лома таких изделий. В Законе также определено, что порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливается Правительством РФ (а не Банком России). 16.12.93 был издан Указ Президента РФ N 2148 "О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации". В соответствии с п. 2 этого Указа Правительству РФ поручено в 2-месячный срок обеспечить разработку и утвердить порядок совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями. После этого Банком России будет определен режим банковских операций с драгоценными металлами и камнями.
III. Условия работы инспекторов
24. Какие, кроме проверок банков, обязанности имеют инспекционные подразделения?
Права и обязанности инспекционных подразделений определены Общим положением об этих подразделениях, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 19.04.93 N 25-0-14 и "Основными функциональными и квалификационными требованиями для работников инспекционных подразделений Банка России" (от 05.05.93 N 25-0-14). В этой связи телеграммой Банка России от 08.06.93 N 96-93 предусмотрено, что структурно инспекционные подразделения должны состоять из руководителей, а также экспертов, проверяющих объекты, и экспертов, осуществляющих организационное, аналитическое и правовое обеспечение.
IV. Планируемые в ГУИКБ мероприятия
25. Что предпринимается Главным управлением инспектирования коммерческих банков по созданию в инспекционных подразделениях нормативно - правовой базы?
В настоящее время подготовлен перечень действующих нормативных актов, которые должны использоваться инспекционными подразделениями при проведении проверок. Этот перечень будет поддерживаться в актуальном состоянии путем направления на места информации о всех изменениях и дополнениях актов, включенных в указанный перечень. Инспекционным подразделениям будет оказано содействие в организации подборки необходимых нормативных актов и обеспечении их хранения, а также поиска этих нормативных актов в автоматизированном режиме. В перспективе предусматривается подготовка сборника основных нормативных актов по вопросам инспекционной деятельности.
26. Какие методические документы готовятся Банком России в помощь аналитической службе инспекционного подразделения?
Главным управлением инспектирования коммерческих банков будет предусмотрена на этот год разработка методики анализа отчетов и других информационных данных, поступающих в учреждения ЦБ РФ от коммерческих банков. Методические рекомендации по проверке формирования учредительных документов и формирования уставного капитала.
Приложение 2
к письму Центрального банка РФ
от 15.02.94 N 25-0-82
ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ, ПРИВОДЯЩИЕ К НЕСВОЕВРЕМЕННОМУ ЗАЧИСЛЕНИЮ
СРЕДСТВ НА СЧЕТА КЛИЕНТОВ
В нарушение п. 51 Правил ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков СССР N 7 от 30.09.87 комбанки при приеме от клиентов расчетно - денежных документов не осуществляют надлежащего контроля за правильностью их оформления, а также не сверяют с актуальным "Справочником РКЦ и обслуживаемые ими банки" правильность указания наименований банков получателей платежа, номеров их корреспондентских счетов, наименований, номеров РКЦ, обслуживающих банки - получатели. В связи с этим вместо зачисления платежей по принадлежности они относятся на счет N 902 до выяснения и зачастую либо перекредитовываются по принадлежности, либо возвращаются обратно в филиал "А".
Коммерческие банки принимают от клиентов платежные документы, списывают суммы платежа с их счетов и относят ее на свой корсчет, но датируют документы следующим днем даже при приеме расчетно - денежных документов в течение операционного дня, т.е. в обороте банков используются бесплатные ресурсы - списанные со счетов клиентов средства. Аналогично, по поступлении на корсчета банков средств, они своевременно не зачисляют их на счета клиентов по принадлежности.
В нарушение Положения об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации банки помимо проведения расчетных операций на основе непосредственных отношений, осуществляют расчеты по платежам клиентов других банков. Банк, получив расчетно - денежные документы, адресованные клиентам других банков области, дублирует их, но уже от своего имени как плательщика, что противоречит установленному порядку. На эти расчетно - денежные документы банк составляет сводное платежное поручение и представляет его в РКЦ для отражения по своему корсчету и дальнейшего направления платежей по назначению. Кроме того, имеются случаи, когда банк практикует зачисление средств на счет 713 "Вклады и депозиты государственных предприятий", тогда как по расчетно - денежным документам суммы перечисляются на расчетный счет предприятия, который открыт в другом банке области.
Департамент методологии
и организации расчетов
Приложение 3
к письму Центрального банка РФ
от 15.02.94 N 25-0-82
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ
ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
И КОММЕНТАРИИ К НИМ
На основе отчетов, поступивших от инспекционных отделов Главных территориальных управлений ЦБР, а также по информации Главного управления валютного регулирования и контроля ЦБР, предлагаем Вашему вниманию обобщенные сведения о наиболее типичных нарушениях, допускаемых коммерческими банками при операциях с иностранной валютой.
1. Неоднократно отмечаются случаи, когда коммерческие банки в нарушение действующего плана счетов отражают валютные операции на непредусмотренных для этой цели счетах, что приводит к недостоверности отчетности. При этом также происходит искажение показателей баланса банка.
2. Не соблюдаются рекомендуемые сроки валютирования при выполнении бухгалтерских проводок, т.е. при поступлении средств в пользу клиента одной датой банк отражает их по счету клиента другой датой, как правило, с задержкой в несколько рабочих дней, превышающей даже почтовый пробег документов. Это приводит к несвоевременному зачислению средств клиентов на их счета и позволяет банку получать необоснованные доходы за счет беспроцентного использования средств клиентов.
3. Зачастую не выдерживаются установленные сроки обязательной продажи части валютной экспортной выручки клиентов банка, что приводит к снижению объемов валюты, предлагаемой на внутреннем валютном рынке РФ.
4. Допускаются продажи юридическим лицам валютных средств без предоставления последними соответствующего обоснования (внешнеторговых контрактов), что свидетельствует о ненадлежащем исполнении банками функций агентов валютного контроля, возложенных на них Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
5. Отмечаются факты, когда отдельные комбанки осуществляют операции с инвалютой, не имея на то соответствующей лицензии, либо выполняют такие виды валютных операций, которые не предусмотрены выданными им ЦБ РФ лицензиями. В частности, чаще всего комбанки стремятся к установлению корреспондентских отношений с иностранными банками с открытием у них своих счетов, к привлечению и размещению валютных средств (депозитно - конверсионные операции) на международных рынках, к выдаче по операциям с иностранной валютой.
6. Повсеместно серьезные нарушения выявлены в организации работы обменных пунктов. В частности, допускаются следующие нарушения валютного и банковского законодательства:
- незаконная передача права на совершение операций по обмену валюты не уполномоченным на то физическим и юридическим лицам;
- неправомерная передача некоторыми комбанками этим лицам права устанавливать курсы продажи / покупки инвалюты, курсовую маржу, а также размеры комиссионных;
- невыполнение требований Банка России по надлежащему оборудованию помещений обменных пунктов и кассовых залов;
- отсутствие ежедневного учета кассовых операций в иностранной валюте и в рублях, а также необеспечение ежедневной инкассации наличных денежных средств.
7. Не соблюдается предусмотренный порядок переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса банка, выраженных в иностранной валюте. В частности, не учитываются либо несвоевременно отражаются по балансу курсовые разницы, возникающие при изменении валютного курса Центрального Банка России.
Отдел валютного контроля Главного
управления инспектирования
коммерческих банков
КОММЕНТАРИИ
К ВОПРОСУ О ПРОВЕРКЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
К пункту 1. При проверке операций в иностранной валюте в коммерческом банке обращать внимание на строгое соответствие выполняемых проводок действующему плану счетов бухгалтерского учета в соответствии с их предназначением и режимом счетов.
К пункту 2. Необоснованно затягивается зачисление сумм по корсчетам в адрес клиентов на их счета в банке. Разрыв этот может достигать от нескольких дней до нескольких месяцев. В одном из московских банков даже в их внутрибанковской инструкции предусматривается, что при поступлении средств по чекам клиентов от зарубежных банков он проводит их зачисление на счет клиента только через 14 дней, т.е. в течение двух недель клиентские деньги беспрепятственно находятся в распоряжении этого банка, что ущемляет интересы клиентов банка.
К пункту 3. Нарушение сроков обязательной продажи также может быть очень длительным и доходить до нескольких месяцев. Нарушения эти могут вызываться различными причинами: либо клиент банка не представляет вовремя в банк поручение на осуществление обязательной продажи, либо уполномоченный банк не извещает в срок предприятие о том, что в его пользу поступили валютные средства и они зачислены на транзитный счет. Но и в том, и в другом случае банк нарушает валютное законодательство, т.к. даже если предприятие не представило в банк в установленный срок поручение, уполномоченный банк как агент валютного контроля обязан сам произвести обязательную продажу в обусловленных размерах. Нарушение сроков обязательной продажи может объясняться следующим: а) недостаточно хорошо поставленная работа и учет в банке этих операций; б) объективные причины, затрудняющие соблюдение сроков обязательной продажи: например, наличие большого количества субпоставщиков и сложность расчетов с ними; в) явное нарушение установленного валютного режима по сговору с клиентом. Задачей инспекторов, поэтому, является детально разобраться в этих нарушениях в каждом отдельном случае.
К пункту 4. По законодательству РФ покупка иностранной валюты через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке, а также переводы иностранной валюты за границу без ограничений осуществляются для проведения только текущих валютных операций. А валютные операции, связанные с движением капитала (включая и открытие счетов в инобанках), осуществляются в порядке, установленном специально Банком России. Поэтому цель проведения операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и операции по переводу валюты за границу должны быть подтверждены документально (контракт о поставке внешнеторговых товаров или оказанию услуг, кредитный договор, ксерокопия паспорта с визой и т.д.). При этом банк, являясь официальным агентом валютного контроля, должен подходить к подобным документам неформально, т.к. даже при первом знакомстве ряд из них представляется явно "липовыми". При этом уполномоченные банки обязаны обеспечить сохранность подобной документации не менее пяти лет. (Закон РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", статья 13, п. 1г.) Несоблюдение требований закона дает возможность под видом текущих валютных операций переводить средства в иностранные банки. Конечно, на проведение подобных операций коммерческие банки (и отдельные их сотрудники) идут, получая за это крупные денежные вознаграждения.
При нарушении установленного законом порядка покупки и перевода иностранной валюты за границу участвующие в этой операции банк и его клиент стараются, как правило, переложить вину друг на друга. Коммерческие банки ссылаются на то, что клиенты сами должны выполнять требования валютного законодательства, а сами клиенты оправдываются тем, что они считали, что подобные операции не являются нарушением, т.к. обслуживающий их банк согласился на их проведение. Но необходимо здесь помнить о том, что по законодательству РФ ответственность за нарушение несут в равной степени обе стороны: и коммерческие банки, и их клиенты. (Закон РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", ст. 14.)
К пункту 5. Коммерческие банки, не получившие лицензий на право осуществления операций в иностранной валюте (и в первую очередь генеральную лицензию), не имеют и достаточно подготовленный персонал, который был бы способен осуществлять операции на международном рынке и грамотно устанавливать корреспондентские отношения с инобанками. Это ведет к тому, что подобные банки, нарушая валютное законодательство РФ, ставят и себя, и своих акционеров в невыгодное положение, получая худшие условия у иностранных банков (по процентным ставкам, технике осуществления расчетов, размещению депозитов), а порой и подвергая банк серьезному риску.
К пункту 6. Давно назрела необходимость в упорядочении деятельности обменных пунктов. Ряд банков (например, банк "Негоциант"), имевшие лицензии на осуществление операций с иностранной валютой, заключали договора об организации выездных обменных пунктов с лицами, не входящими в состав сотрудников банка. Автобусы по обмену валюты действовали в ряде случаев вдалеке (даже в других городах) от банка, от которого они формально выступали. Это давало возможность подобным "обменным пунктам" действовать абсолютно бесконтрольно, ссылаясь на то, что их головная организация расположена в зоне ведения другого территориального управления.
Поскольку бухгалтерский учет в подобных обменных пунктах на колесах не велся или велся недостаточно полно, кассовые аппараты отсутствовали, учета каждой обменной операции не производилось, то это давало возможность, оборачивая суммы многократно, показывать в отчетах только конечный результат, скрывая таким образом прибыль и уклоняясь от налогов.
В обменных пунктах ряда коммерческих банков отказывались принимать к покупке купюры иностранных валют определенных годов выпуска, несмотря на то, что эти купюры находятся в обращении в этих странах наравне с купюрами более позднего срока выпуска (в частности, это касается обмена долларов США, выпущенных до 1980 г.). В том же случае, если в обменных пунктах соглашались на прием подобных купюр, то покупались они с большой скидкой (доходящей иногда до 40 - 50%), что приносило подобным "банкирам" необоснованный доход.
Некоторые банки, используя ажиотажный спрос на валюту, получают дополнительную выгоду, устанавливая большую разницу между курсом покупателя и продавца иностранной валюты. Максимальная же разница между курсом продавца и покупателя должна быть не более 10%. (Телеграмма Госбанка СССР от 21 ноября 1991 г. N 247-91.)
В ожидании повышения курса доллара в ряде случаев банки стремятся только скупать наличную иностранную валюту, не осуществляя обратных операций. Между тем уполномоченные банки обязаны производить как покупку, так и продажу иностранной валюты гражданам, и проведение подобных обменных операций допускается только при наличии в банковском учреждении информации (доступной для широкого обозрения в местах валютного обслуживания граждан) о курсе и покупателя, и продавца иностранной валюты на день совершения операции. (Телеграмма Госбанка СССР от 21 ноября 1991 г. N 247-91, Телеграмма ЦБ РФ от 27 июля 1992 г. N 162-92.) Одним из методов "отпугнуть" возможных клиентов от покупки иностранной валюты является установление чрезвычайно завышенного курса продавца (выше, чем в других подобных пунктах).
Приложение 4
к письму Центрального банка РФ
от 15.02.94 N 25-0-82
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ
В РАБОТЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ПО ОПЕРАЦИЯМ
С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
1. Формирование уставного капитала коммерческого банка за счет привлеченных средств (кредита) является нарушением Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" (статья N 11 изменений и дополнений к этому Закону).
Ценные бумаги (акции и облигации) могут являться средством формирования уставных фондов банков и других акционерных предприятий. Если ценные бумаги приобретены за счет заемных средств и внесены в качестве взноса (пая) в уставный капитал, это является нарушением.
2. Коммерческие банки в настоящее время изготовляют бланки депозитных и сберегательных сертификатов, превращая их тем самым в денежный документ, что является нарушением.
Письмом Центрального банка России от 24.06.93 N 40 "Дополнение к письму Банка России от 10.02.92 N 14-3-20 "О депозитных и сберегательных сертификатах банков" предусмотрено, что "изготовление бланков депозитных и сберегательных сертификатов как именных, так и на предъявителя производится только полиграфическими предприятиями, получившими от Министерства финансов РФ лицензию на производство бланков ценных бумаг".
3. Типичным нарушением является то, что коммерческие банки не соблюдают директивного распоряжения ЦБ РФ о создании в банках резерва под обесценение ценных бумаг (письмо Центрального банка РФ N 27 от 6 января 1993 года).
Отдел методологии инспектирования
Главного управления инспектирования
коммерческих банков