НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Письмо Банка России от 14.11.1995 N 14-4/453 "О состоянии фактической инкассации торговой выручки за I - II кварталы 1995 года по регионам Российской Федерации"

"О состоянии фактической инкассации торговой выручки за I - II кварталы 1995 года по регионам Российской Федерации"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 1995 г. N 14-4/453
Департамент регулирования денежного обращения проанализировал состояние фактической инкассации торговой выручки за I - II кварталы 1995 года по регионам Российской Федерации и поручает Вам совместно с коммерческими банками рассмотреть сложившуюся ситуацию с использованием данного материала в практической работе.
Директор
Департамента регулирования
денежного обращения
А.Л.ЗИНЧЕНКО
Директору
Департамента регулирования
денежного обращения
ЗИНЧЕНКО А.Л.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
Отдел методологии и организации налично-денежного оборота регионов России в соответствии с телеграммой от 26 сентября 1995 г. нр 14/46 рассмотрел информации 24 Главных управлений (Национальных банков) Банка России о причинах снижения поступлений торговой выручки в кассы коммерческих банков и принятых мерах по их увеличению и считает необходимым отметить следующее.
Уровень инкассации торговой выручки в целом по России в текущем году характеризуется следующими показателями:
┌───────────┬───────────────────────────┬────────────────────────┐
│           │ % фактической инкассации  │ Снижение % инкассации  │
│           │торговой выручки по России │    против пред. кв.    │
│           ├───────────────────────────┤                        │
│           │         1995 год          │                        │
├───────────┼───────────────────────────┼────────────────────────┤
│I квартал  │          68,1             │                        │
│II квартал │          63,8             │          - 4,3         │
│III квартал│          60,1             │          - 3,7         │
└───────────┴───────────────────────────┴────────────────────────┘
Из приведенных данных видно, что процент инкассации торговой выручки постоянно снижался, в результате во II квартале 1995 года недопоступило торговой выручки в кассы банков против I квартала т.г. 3,9 трлн. рублей. При этом высокими темпами растут расходы из выручки торговых организаций на заработную плату, закупки сельхозпродукции, прочие цели. Во II квартале 1995 года расходы из выручки на выплату заработной платы составили 4,7 трлн. рублей и увеличились против I квартала т.г. на 1,2 трлн. рублей, соответственно, расходы на закупки сельскохозяйственной продукции - 4,3 и 1,0 трлн. рублей, прочие цели - 15,2 и 4,3 трлн. рублей.
Кроме того, на снижение процента инкассации торговой выручки оказал значительное влияние тот факт, что многие учреждения Сберегательного банка Российской Федерации в настоящее время, по аналогии с коммерческими банками, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание торговых предприятий. Однако из-за неполного отражения в отчетности о кассовых оборотах банков поступлений торговой выручки в сберегательные банки значительные суммы ее (символ 79) недоучитываются. Так, по отчетности Сберегательного банка Российской Федерации за I квартал т.г. поступило на счета торговых предприятий 319 млрд. руб., а по отчетности банков о кассовых оборотах - лишь 172 млрд. руб., соответственно за II квартал - 511 и 262 млрд. рублей.
Если в целом по России фактический уровень инкассации за II квартал 1995 года составил 63,8%, то в отдельных регионах этот показатель сложился ниже на 18 - 42% (Калужская, Орловская, Пензенская, Владимирская, Ивановская, Курганская, Тюменская, Кировская, Тамбовская, Магаданская, Кемеровская области, республики Хакасия, Карелия, Калмыкия, Кабардино-Балкарская, Тыва и Алтайский край).
Результаты рассмотрения состояния инкассации торговой выручки по территориям свидетельствуют о том, что наибольшее снижение ее процента за II квартал по сравнению с I кварталом т.г. допустили Воронежская, Камчатская, Мурманская, Тульская, Псковская области, Краснодарский, Приморский края, Чукотский АО (от 10 до 14,8%), Республики Ингушетия - 45,4%.
Как видно из информаций Главных управлений, основной причиной снижения процента инкассации является рост неинкассируемой части розничного товарооборота по сравнению с предыдущим кварталом, вызванный увеличением расходов из выручки торговых организаций на зарплату, закупки с/х продуктов, ГСМ, прочие цели.
В Курганской, Магаданской, Тюменской областях большинство торговых организаций не сдают торговую выручку в кассы банков, а расходуют ее на расчеты за товары и услуги, зачастую с юридическими лицами. Многие торговые организации не имеют достаточно собственных оборотных средств и для пополнения товарной массы используют в оперативном порядке торговую выручку. Поставщики товаров в целях ускорения и гарантии расчетов требуют также расчета наличными деньгами, причем несколько дешевле, чем при расчете безналичным путем.
Главные управления по Владимирской, Воронежской и Кемеровской областям объясняют снижение процента инкассации торговой выручки разрывом между объемом товарооборота по статотчету и с учетом досчета (торговли на рынках, малого бизнеса), снижением покупательной способности населения области, увеличением расхода наличными деньгами из выручки торгующими организациями на месте.
На снижение процента инкассации оказало также влияние увеличение предельного размера расчетов между юридическими лицами наличными деньгами по предприятиям потребкооперации системы Центросоюза до 5 млн. рублей при закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья (Тамбовская и Тульская области).
В целях увеличения поступлений наличных денег в кассы банков Главные управления постоянно направляют работу коммерческих банков в части принятия ими оперативных мер по наиболее полному сбору денежной выручки и удовлетворению потребностей хозяйств регионов в наличных деньгах за счет мобилизации собственных кассовых ресурсов. Анализируют складывающиеся потоки денежной наличности, докладывают Главам администраций регионов о состоянии денежного обращения, вносят предложения по улучшению работы предприятий торговли и сферы услуг.
В Ивановской, Курганской, Кемеровской, Магаданской, Орловской областях установлен ежедневный контроль за поступлением торговой выручки, предъявляются требования банкам о ежедневной сдаче в РКЦ сумм, превышающих предельные остатки операционных касс. Всем коммерческим банкам даны указания о принятии мер по увеличению поступлений в кассы банков наличных денег от всех источников, более полной инкассации торговой выручки, о строгом ограничении выдач наличных денег всем юридическим лицам на приобретение материальных ценностей, др. хозяйственные расходы.
В тесном контакте с местными органами власти работают Ивановская, Курганская, Кемеровская, Кировская, Камчатская, Пензенская, Тамбовская области, республики Ингушетия, Горный Алтай.
В Кемеровской области приняты дополнительные меры к увеличению поступлений наличных денег в кассы коммерческих банков: открыты дополнительные вечерние кассы по приему наличных денег от клиентов в послеоперационное время, продлены часы операционного обслуживания клиентов и часы инкассации, увеличено количество инкассируемых точек, введена инкассация непосредственным объездом, инкассация сбербанков.
В Республике Ингушетия для осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления денежной наличности в банки комиссиями, созданными в каждом районе при Главах администраций, ведется работа по установлению контрольно-кассовых машин во всех хозяйственных структурах, независимо от форм собственности.
Отдельные территориальные управления практикуют ежеквартальный анализ фактической инкассации торговой выручки в разрезе районов, по результатам направляют письма коммерческим банкам с требованием активизировать работу по поступлению наличных денег в кассы банков и их филиалы. Главное управление по Тульской области располагает и анализирует информацию, поступающую от областного комитета Госстатистики по отчету об обороте кассы не только в целом по области, но и в разрезе городов и районов.
Вопросы изменения денежных потоков наличных денег, принимаемых мер по ликвидации встречных перевозок, максимального привлечения денежных средств в кассы банков рассматривались на совещаниях с участием налоговых инспекций, коммерческих банков, сбербанков по Воронежской, Камчатской, Магаданской, Тульской областям, республикам Горный Алтай, Хакасия, Карельской. Аналогичные совещания проводились в районах с представителями торговых организаций.
Следует отметить, что ряд коммерческих банков не придают должного значения повышению процента инкассации торговой выручки и недооценивают то, что увеличение поступлений наличных денег в кассы банков за счет улучшения инкассации выручки всеми способами является одним из путей снижения эмиссии денег в обращении.
Отдел методологии
и организации налично-денежного
оборота регионов России