КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 апреля 2000 г. N 43-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 МАРТА 1999 ГОДА N 309
"О ПОВЫШЕНИИ ТАРИФНЫХ СТАВОК (ОКЛАДОВ) ЕДИНОЙ
ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Администрации Красноярского края,
установил:
1. В запросе Администрации Красноярского края оспаривается конституционность пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 года N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", согласно которому повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, производится субъектами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов.
Заявитель считает, что Правительство Российской Федерации, установив норму, предписывающую субъектам Российской Федерации повышение тарифных ставок с 1 апреля 1999 года, вышло за пределы предоставленных ему законом полномочий по установлению тарифных ставок (окладов), чем нарушило вытекающий из положений статей
71,
72 и
73 Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации, закрепленный как в действовавшем до 1 января 2000 года Законе Российской Федерации от 15 апреля 1993 года "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" (статья 4), так и в
Бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 31). Кроме того, по мнению заявителя, эта норма противоречит Федеральному закону от 4 февраля 1999 года "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", предусматривающему при определении размеров субсидий и трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделение средств для финансирования расходов на индексацию заработной платы работников организаций бюджетной сферы (статья 4). Тем самым, как утверждается в запросе, нарушены предписания статьи
73 Конституции Российской Федерации, из которой вытекает конституционное право субъекта Российской Федерации самостоятельно определять направления расходования собственных бюджетных средств, и статьи
115 (часть 1)
Конституции Российской Федерации о соответствии постановлений Правительства Российской Федерации федеральным законам.
2. Российская Федерация, согласно статье
7 (часть 1)
Конституции Российской Федерации, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Осуществление целей социального государства
Конституция Российской Федерации связывает с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2).
Право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда закрепляется статьей
37 (часть 3)
Конституции Российской Федерации.
Регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, а также установление основ федеральной политики в области социального развития
Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "в" и "е"), а защиту прав и свобод человека и гражданина и трудовое законодательство - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б" и "к" части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2).
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации и федеральных законов издает постановления, в том числе по вопросам единой государственной политики в области социального обеспечения, осуществления мер по обеспечению прав граждан (статья 114, пункты "в" и "е" части 1; статья 115, часть 1,
Конституции Российской Федерации).
По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель и Правительство Российской Федерации не только вправе, но и обязаны принимать соответствующие нормативные акты, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм их реализации, степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании этих положений и в целях обеспечения конституционных прав граждан, предусмотренных статьями
7,
19 и
37 (часть 3)
Конституции Российской Федерации, и были приняты Федеральный закон от 4 февраля 1999 года "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 года N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", определившие новые минимальные государственные стандарты по оплате труда для работников бюджетной сферы.
3. В соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов в совокупности образуют единую бюджетную систему. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение с целью финансового обеспечения выполнения задач и функций государства и местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты граждан. Поэтому самостоятельность бюджетов субъектов Российской Федерации не исключает их использования в целях обеспечения функций государства в целом и не может пониматься как произвольное, вне определяемых
Конституцией Российской Федерации и законами государственной политики и государственных функций, составление доходов и расходов соответствующих территорий. Иное привело бы к нарушению конституционных гарантий социальной защиты граждан.
Статья 4 Федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", возлагая на субъект Российской Федерации обязанность при формировании соответствующих бюджетов на 1999 и последующие годы предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы по новым тарифным ставкам, одновременно устанавливает, что определение размеров субсидий и трансфертов из федерального бюджета должно осуществляться исходя из необходимости его участия в финансировании соответствующих расходов.
В целях подтверждения порядка реализации федеральных нормативных актов о повышении тарифных ставок в субъектах Российской Федерации пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", по существу, воспроизводит названную статью. Тем самым ни в коей мере не затрагиваются принципы формирования соответствующих бюджетов и не исключается поступление в них субсидий, трансфертов и других средств, выделяемых из федерального бюджета.
Таким образом, оспариваемое положение не может рассматриваться как нарушающее принцип бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации, их право определять направления использования и расходования собственных бюджетных средств. То обстоятельство, что ввиду низкой собираемости средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета субъекты Российской Федерации не могут полностью профинансировать выплаты по заработной плате, а Российская Федерация - в необходимой мере оказать финансовую поддержку бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления этих расходов, не влияет на его конституционно-правовую оценку.
4. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли неопределенность в вопросе о соответствии
Конституции Российской Федерации оспариваемой нормы или закона в целом.
Поскольку в данном случае какая-либо неопределенность в вопросе о том, соответствует ли
Конституции Российской Федерации пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", отсутствует, запрос Администрации Красноярского края не может быть признан допустимым.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Администрации Красноярского края как не отвечающего критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу является окончательным и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ