КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. N 832-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА МОИСЕЕВА ПЕТРА НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ "Б" ПУНКТА 8 СТАТЬИ 7
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 НОЯБРЯ 2011 ГОДА N 309-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДЕНЕЖНОМ
ДОВОЛЬСТВИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ ОТДЕЛЬНЫХ
ВЫПЛАТ" И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 1(1)
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА N 1236 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА N 941"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина П.Н. Моисеева,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин П.Н. Моисеев оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
подпункта "б" пункта 8 статьи 7 Федерального закона
от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего новую редакцию пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
абзаца второго пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2011 года N 1236 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941", который в единстве с абзацем первым того же пункта закрепляет особенности выплаты гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, ежемесячного социального пособия, назначенного в соответствии с пунктом 18 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (без учета изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2011 года N 1236).
Как следует из представленных материалов, майор П.Н. Моисеев, проходивший военную службу во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации с августа 1996 года, приказом командующего войсками Сибирского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2011 года был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, вследствие чего 9 сентября 2011 года исключен из списков личного состава воинской части. На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года) ему было назначено ежемесячное социальное пособие в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания на период с 10 сентября 2011 года по 9 сентября 2016 года. Данное пособие в силу абзаца девятого пункта 18 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 в течение срока его выплаты подлежало увеличению в случае повышения (индексации) соответствующих окладов денежного содержания военнослужащих.
Полагая, что указанное пособие подлежит увеличению в связи с произведенным с 1 января 2012 года повышением денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, П.Н. Моисеев неоднократно обращался в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю, а также в органы прокуратуры с соответствующими требованиями, в удовлетворении которых ему было отказано. Решением Центрального районного суда города Красноярска от 8 августа 2012 года ему отказано в удовлетворении исковых требований к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю о пересмотре размера социального пособия, взыскании недополученной суммы пособия и процентов за пользование чужими денежными средствами.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям
15 (часть 3), 39 (часть 1) и 55 (часть 2)
Конституции Российской Федерации, поскольку лишают граждан, получающих ежемесячное социальное пособие, назначенное в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года), права на увеличение данного пособия в связи с повышением денежного довольствия лиц, проходящих военную службу.
Также заявитель полагает, что распространение действия абзаца второго пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2011 года N 1236, введенного постановлением Правительства Российской Федерации
от 25 июня 2012 года N 619, на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, противоречит статье
15 (часть 3)
Конституции Российской Федерации и требованию части восьмой статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", поскольку установленному им регулированию придана обратная сила.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Федеральным законом
от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 1 января 2012 года, установлена новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, которая, предусматривая значительное увеличение окладов денежного содержания военнослужащих и изменяя состав включаемых в денежное довольствие ежемесячных и иных дополнительных выплат, направлена на обеспечение соответствия уровня оплаты труда военнослужащих их высокому социальному статусу, а также качественного и эффективного исполнения военнослужащими обязанностей военной службы, стимулирования их к постоянному совершенствованию в профессии.
В связи с проведением указанной реформы в законодательство о дополнительном социальном обеспечении лиц, уволенных с военной службы по льготным основаниям без права на пенсию, внесен ряд изменений. Так, согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции подпункта "б" пункта 8 статьи 7 Федерального закона
от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ) военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Если указанный оклад в течение годичного срока повышается (индексируется), то увеличивается и размер соответствующей выплаты уволенному военнослужащему (абзац третий пункта 18 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2011 года N 1236).
Пункт 4 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной редакции действует с 1 января 2012 года (часть 1 статьи 12 Федерального закона
от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ) и обратной силы не имеет. При этом согласно части 7 статьи 12 Федерального закона
от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ ежемесячное социальное пособие, установленное пунктом 4 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (без учета изменений, внесенных Федеральным законом
от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ) и назначенное до 1 января 2013 года гражданам, уволенным с военной службы (к числу которых относится и П.Н. Моисеев), выплачивается им в ранее установленном размере до истечения пяти лет с даты его назначения.
Следовательно, положение подпункта "б" пункта 8 статьи 7 Федерального закона
от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ на заявителя, уволенного с военной службы в сентябре 2011 года, не распространяется и не затрагивает его конституционные права. Само же по себе упоминание данной нормы в решении суда общей юрисдикции не может расцениваться как ее применение в конкретном деле заявителя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2011 года N 1439-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1774-О-О и др.).
2.2. Оспариваемый заявителем абзац второй пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2011 года N 1236 в единстве с абзацем первым данного пункта предусматривает, что ежемесячное социальное пособие, назначенное в соответствии с пунктом 18 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 (без учета изменений, внесенных постановлением
от 30 декабря 2011 года N 1236), до истечения пяти лет со дня его назначения с 1 января 2012 года выплачивается гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в размерах, установленных им по состоянию на 31 декабря 2011 года.
Данное нормативное положение регулирует права граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел. Аналогичное регулирование в отношении граждан, уволенных с военной службы и получающих ранее назначенное им ежемесячное социальное пособие, предусмотрено частью 7 статьи 12 Федерального закона
от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе вносить изменения в законодательство о социальной защите, основываясь при этом на положениях
Конституции Российской Федерации и соблюдая принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П,
от 19 июня 2002 года N 11-П,
от 23 апреля 2004 года N 9-П, от 14 мая 2013 года N 9-П и др.), что предполагает, в частности, и сохранение ранее приобретенных гражданами прав.
Изменив систему социальной поддержки граждан, проходивших военную службу и уволенных со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, федеральный законодатель оставил неизменным правовое положение лиц, которым в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства было назначено ежемесячное социальное пособие. При этом размер пособия, получаемого в течение пяти лет, сопоставим с денежной суммой, выплачиваемой в настоящее время военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, за которыми в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.
Данное правовое регулирование направлено на обеспечение стабильности правового положения бывших военнослужащих, получающих ежемесячное социальное пособие, назначенное по нормам ранее действовавшего законодательства, и согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
2.3. Таким образом, оспариваемые П.Н. Моисеевым положения не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте, в связи с чем его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации (статья 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Проверка же законности и обоснованности судебных решений, в частности с точки зрения правильности выбора норм, подлежащих применению в конкретном деле заявителя, связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств дела, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации (статья
125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Моисеева Петра Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН