КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2004 г. N 49-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ
"ВОЛЖАНИН" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
СТАТЬЕЙ 34 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Самарской городской общественной организации инвалидов "Волжанин",
установил:
1. Решением мирового судьи судебного участка N 28 Октябрьского района города Самары от 30 сентября 2003 года Самарской городской общественной организации инвалидов "Волжанин" предписано за период работы двух своих бывших работников, т.е. с 1 января по конец октября 2002 года, перечислить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Принимая данное решение, суд исходил из того, что в период работы этих работников действовал Федеральный закон от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в силу которого указанная организация обязана была исчислять и уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Самарская городская общественная организация инвалидов "Волжанин" просит признать неконституционной статью 34 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой она обязывает уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2002 года.
По мнению заявителя, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются налоговыми платежами, в связи с чем к введению в действие Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", установившего эти взносы, должен применяться специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах, предусмотренный статьей
5 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что поскольку названный Закон вступил в силу ранее, чем это предусмотрено указанной статьей
Налогового кодекса Российской Федерации, данному Закону придана обратная сила, а следовательно, нарушена статья
57 Конституции Российской Федерации.
2. Социально-правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и установленный статьей 34 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" порядок вступления в силу данного Федерального закона уже были предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
В официально опубликованном Определении от 5 февраля 2004 года по жалобе общественной организации Тверской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Заволжского района города Твери Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.
2.1. С принятием Федеральных законов от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" единый социальный налог был модифицирован, и та доля налога, которая ранее уплачивалась в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, с начала 2002 года стала полностью направляться на бюджетное финансирование выплат базовой части трудовой пенсии. Одновременно с изменениями единого социального налога в Российской Федерации была введена система обязательного пенсионного страхования, предусматривающая уплату в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц.
С введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
2.2. Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, при введении в действие Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", установившего эти взносы, специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренный пунктом 1 статьи
5 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежал применению. На порядок введения в действие названного Федерального закона распространяются общепринятые правила, закрепленные Федеральным законом от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", согласно которым федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (статья 6).
Статья 34 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает, что данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, что не противоречит предписаниям Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и не затрагивает конституционные права и свободы заявителя, гарантированные статьей
57 Конституции Российской Федерации.
3. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин или объединение граждан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Поскольку статьей 34 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" конституционные права и свободы Самарской городской общественной организации инвалидов "Волжанин" затронуты не были, данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Самарской городской общественной организации инвалидов "Волжанин", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ