Утверждаю
Заместитель министра
транспорта России
В.Г.АРТЮХОВ
30 сентября 1992 года
Заместитель председателя
Госкомимущества России
П.П.МОСТОВОЙ
30 сентября 1992 года
ТИПОВЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
К УСТАВАМ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ОТКРЫТОГО
ТИПА, СОЗДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА
И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОТРАЖАЮЩИЕ ИХ ОТРАСЛЕВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ В УПРАВЛЕНИИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ
Настоящие типовые дополнения разработаны в соответствии с пунктом 2 распоряжения Госкомимущества России
от 16 сентября 1992 года N 444-р "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" и подлежат в обязательном порядке включению в уставы акционерных обществ, создаваемых на основе предприятий, включенных в реестры из приложений 1 - 5 к указанному распоряжению.
I. Дополнения к Типовому уставу акционерного общества
открытого типа, отражающие отраслевые особенности
основной деятельности предприятий транспорта
и дорожного хозяйства
В Типовой устав акционерного общества открытого типа подлежит включению следующая дополнительная статья.
Статья 14. Дополнительные условия, отражающие отраслевые особенности общества
14.1. Дополнительные условия, отражающие отраслевые особенности транспорта (дорожного хозяйства), включены в Устав в соответствии с распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом
от 16 сентября 1992 года N 444-р "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" и определяют обязательства Общества в части сохранения статуса общественного перевозчика и выполнения общественно необходимых функций в производственной и социальной инфраструктуре, включая деятельность по обеспечению транспортной и экологической безопасности, в том числе в необходимых случаях за счет собственных средств (уменьшения прибыли).
14.2. Общество обязано:
выполнять в полном объеме требования, связанные с безопасностью полетов, судоходства, дорожного движения и перевозок;
сохранять и развивать соответствующие системы по обеспечению безопасности (поддерживать функционирование системы обеспечения безопасности перевозок в соответствии с действующими отраслевыми нормами, включая сохранение штатной численности, служебных помещений, транспортных средств и оборудования, закрепленных за службой безопасности движения);
выполнять в полном объеме требования экологической безопасности транспортных средств, а также технологических процессов их хранения, ремонта и технического обслуживания;
обеспечивать подготовку (переподготовку) и сертификацию персонала в объемах, предусмотренных квалификационными требованиями, действующими на соответствующем виде транспорта, сохранять и развивать соответствующие системы подготовки кадров;
страховать транспортные средства и персонал в порядке, предусмотренном требованиями, действующими на соответствующем виде транспорта;
сохранить профиль деятельности;
осуществлять перевозки грузов и пассажиров, других работ и услуг при наличии соответствующих лицензий, а также сертификатов предприятий (свидетельств эксплуатанта воздушного транспорта);
выполнять перевозки грузов и пассажиров, осуществлять производство работ, услуг и выпуск продукции в соответствии с уставами (кодексами) соответствующих видов транспорта, лицензионными условиями, а также правилами перевозок грузов, пассажиров и багажа, другими нормативными актами;
обеспечивать равноправный доступ перевозчиков к инфраструктурным, терминальным объектам, находящимся в его собственности или ведении;
обеспечивать единую технологию перевозок и перевалки грузов смежными транспортными предприятиями, в том числе в стыковых пунктах и прямом смешанном сообщении;
применять цены и тарифы в соответствии с действующими в Российской Федерации прейскурантами, по работам и услугам, на которые устанавливаются регулируемые и фиксируемые цены и тарифы; для иных видов перевозок, работ и услуг - соблюдать установленные тарифные правила и регламенты.
14.3. Общество обязано предоставлять до 60 процентов наличных провозных возможностей (производственных мощностей) для государственных нужд и в интересах российских потребителей (пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей) в порядке, устанавливаемом действующим законодательством, в том числе по заданиям Министерства транспорта России и местных органов власти и управления.
Общество не вправе отказываться от заключения производственного контракта на выполнение указанных работ с правомочными государственными органами. Производственный контракт должен содержать взаимные обязательства и ответственность по выполнению социально значимых перевозок, услуг, заказов для государственных нужд и, в частности, предусматривать предоставление акционерному обществу государственных дотаций, льгот и капитальных вложений при условии выполнения им указанных в контракте работ и услуг заданного качества по регулируемым и фиксируемым ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат.
II. Дополнения к Типовому уставу акционерного
общества открытого типа, отражающие отраслевые
особенности предприятий транспорта и дорожного
хозяйства, являющихся мобилизационными объектами,
имеющих постоянные мобилизационные задания или имеющих
в своем составе имущество, предназначенное
для выполнения мобилизационных заданий
В Типовой устав акционерного общества открытого типа подлежит включению следующая дополнительная статья.
Статья 15. Дополнительные условия, отражающие отраслевые особенности общества в части выполнения постоянных мобилизационных заданий
15.1. Общество обязано:
выполнять обязанности по мобилизационной подготовке и мобилизационные задания в соответствии с действующим законодательством и утвержденными мобилизационными планами, являющимися в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 1992 года N 288 заказом для республиканских государственных нужд;
заключать в соответствии с приложением N 2 к письму Госкомимущества России от 29.04.92 N АИ-13/2253 договора о выполнении установленного мобилизационного задания;
использовать объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения, мобилизационные запасы, не подлежащие акционированию и приватизации (в дальнейшем - Имущество), на условиях договоров, заключаемых Обществом с соответствующими региональными органами государственного управления в порядке, определяемом Госкомимуществом Российской Федерации.
15.2. В договор о выполнении установленного мобилизационного задания и использовании объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения, мобилизационных запасов включаются обязанности, права и ответственность нового собственника, условия ликвидации или реорганизации Общества.
1) Обязательства нового собственника:
эксплуатировать Имущество с соблюдением правил технической эксплуатации и поддерживать на установленном уровне их техническое состояние, предусмотренное действующими техническими нормативами и регламентами;
содержать Имущество, являющееся мобилизационным запасом, в сохранности и порядке, предусмотренном действующими техническими нормативами и регламентами;
обеспечивать мобилизационную подготовку и выполнение мобилизационных заданий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными мобилизационными планами;
по указанию спецоргана и в соответствии с установленным мобилизационным заданием поставить Имущество комплектным и работоспособным при соблюдении установленных сроков и технических характеристик;
в случае технической неисправности, износа или утраты Имущества производить по согласованию с органами, устанавливающими и контролирующими мобилизационные задания, их равноценную замену;
осуществлять воспроизводство и эксплуатацию Имущества за счет собственных средств.
2) Права нового собственника:
использовать Имущество (кроме имущества мобилизационного резерва) исходя из своих уставных целей и задач;
полностью получать доходы от эксплуатации Имущества;
в установленном Правительством Российской Федерации порядке получать средства на финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке.
3) Ответственность нового собственника:
при невыполнении обязательств по обеспечению мобилизационной подготовки и реализации мобилизационных заданий, предприятие, его руководство несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
4) Условия ликвидации или реорганизации приватизированного предприятия:
реорганизация и ликвидация предприятия осуществляется при участии представителей органов, устанавливающих и контролирующих мобилизационные задания, на условиях, сохраняющих мобилизационную подготовку и обеспечивающих выполнение мобилизационных заданий, установленных для этого предприятия;
изменения и дополнения в учредительные документы, договор между продавцом и покупателем вносятся в установленном порядке с сохранением указанных выше обязательств и условий.
III. Дополнения к Типовому уставу акционерного
общества открытого типа, отражающие порядок участия
государственных органов в управлении акционерными
обществами, создаваемыми на основе предприятий
транспорта и дорожного хозяйства
С целью отражения отраслевых особенностей участия государственных органов в управлении функционированием и развитием акционерных обществ, создаваемых на основе предприятий транспорта и дорожного хозяйства, в Типовой устав акционерного общества вносятся следующие изменения и дополнения.
В статью 6.3 вводится дополнительно пункт 14):
"14) заключение с государством в лице Министерства транспорта России соглашений, содержащих перспективные планы развития важнейших объектов и систем, отвечающих государственной транспортной политике.
(Соглашения заключаются в целях обеспечения развития (модернизации) предприятий транспортно - дорожного комплекса и должны предусматривать долевое участие государства и акционерного общества в финансировании и других действиях по решению предусмотренных перспективным планом задач, а также порядок использования выделенных средств и ресурсов.)".
Статья 6.6 Типового устава акционерного общества излагается в следующей редакции:
"6.6. Полномочия собственника государственного имущества на собраниях акционеров, а также в Совете директоров акционерного общества осуществляет представитель Госкомимущества России, назначаемый по представлению Министерства транспорта России.
В течение всего периода, пока в государственной собственности сохраняются акции акционерного общества, представитель Госкомимущества России, назначаемый по представлению Министерства транспорта России, обладает:
правом вето на принятие решений об изменении организационно - правовой формы Общества, а также статей 14 и 15 настоящего устава и назначении генерального директора;
постоянным местом в Совете директоров общества.".
Статья 8.1 Типового устава акционерного общества излагается в следующей редакции:
"8.1. В состав Совета директоров входят: Генеральный директор Общества (или его представитель), представитель Госкомимущества России, назначаемый по представлению Министерства транспорта России, представитель трудового коллектива и представитель местных органов власти.
Генеральный директор Общества (его представитель) имеет два голоса, все остальные члены Совета директоров - по одному голосу.".
Статья 10.1 Типового устава акционерного общества излагается в следующей редакции:
"10.1. Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельностью общества и наделяется в соответствии с законодательством Российской Федерации всеми необходимыми полномочиями для решения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и производственным контрактом, заключаемым в соответствии с пунктом 14.3 настоящего Устава.".