НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Программа Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации (2016 - 2020 гг.) (утв. Роспотребнадзором 28.12.2015, Минздравом России 31.12.2015)

(утв. Роспотребнадзором 28.12.2015, Минздравом России 31.12.2015)
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека
А.Ю.ПОПОВА
28 декабря 2015 года
Министр здравоохранения
Российской Федерации
В.И.СКВОРЦОВА
31 декабря 2015 года
ПРОГРАММА
"ЭЛИМИНАЦИЯ КОРИ И КРАСНУХИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(2016 - 2020 ГГ.)
ПАСПОРТ
Наименование Программы
"Элиминации кори и краснухи в Российской Федерации" (2016 - 2020 гг.)
Основание для разработки Программы
1.
Стратегический план ВОЗ по глобальной ликвидации кори и краснухи, 2011 - 2020 гг.
2.
Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК) (ЕРБ ВОЗ)
3.
Резолюция ЕРК ВОЗ на 64-й сессии, Копенгаген, 2014 г.
4.
Европейский план действий в отношении вакцин, 2015 - 2020 гг.
5.
Руководство по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и СВК в Европейском регионе ВОЗ (2010 г.)
Нестабильная ситуация по заболеваемости корью и краснухой в странах Европейского региона, а также в ряде субъектов Российской Федерации: регистрация эпидемических очагов с групповыми случаями заболеваний, на фоне выраженных миграционных процессов (внешних и внутренних), усиление риска завоза на сопредельные территории и государства
Основные разработчики Программы
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
ФБУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора
Цель Программы
Достижение и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации к 2020 году.
Цели этапов выполнения программы:
1 этап 2016 - 2018 гг. - достижение и поддержание устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой во всех регионах Российской Федерации
2 этап 2019 - 2020 гг. - верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации
Задачи Программы
1.
Обеспечение и поддержание высоких уровней охвата прививками (вакцинацией и ревакцинацией) против кори и краснухи детей в декретированных возрастах и взрослых, включая группы повышенного риска инфицирования и труднодоступные группы населения, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок
2.
Проведение подчищающей иммунизации в регламентированных национальным календарем профилактических прививок группах населения в субъектах Российской Федерации
3.
Проведение дополнительных кампаний по иммунизации восприимчивых групп населения на отдельных территориях в разных возрастных группах
4.
Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой на этапе элиминации
5.
Научно-обоснованная корректировка системы профилактических и противоэпидемических мероприятий по элиминации кори и краснухи в Российской Федерации, препятствующих распространению инфекций в случае их завоза на территорию страны
6.
Обеспечение контроля качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи, условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов
7.
Повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи
8.
Проведение прикладных научных исследований для решения оперативных задач по элиминации кори и краснухи
9.
Развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи
10.
Обеспечение систематической информационно-разъяснительной работы с населением о преимуществах вакцинопрофилактики кори и краснухи. Усиление противодействия антипрививочному движению
11.
Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи
Показатели Программы
1.
Достижение и поддержание повсеместного уровня заболеваемости корью и краснухой - менее 1 на 1 млн. населения, отсутствие случаев СВК
2.
Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего случая
3.
Подтверждение отсутствия циркуляции эндемичных генотипов диких штаммов вирусов кори и краснухи
4.
Обеспечение установленных индикаторов качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой
5.
Подтверждение высокого (не менее 80%) охвата иммунизацией всего населения, включая группы повышенного риска инфицирования вирусами кори и краснухи, в т.ч. (не ниже 95%) - в декретированных возрастных группах населения
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1.
Отсутствие эндемичных случаев кори/краснухи на территории Российской Федерации
- Отсутствие циркуляции эндемичных генотипов вируса кори и краснухи в Российской Федерации
2.
Обеспечение условий, препятствующих распространению кори и краснухи в случае их завоза на территорию Российской Федерации
3.
Подтверждение статуса Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, в процессе верификации элиминации кори и краснухи в Европейском регионе
Объемы и источники финансирования программы
Федеральный бюджет, а также финансовые средства из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации
Срок реализации Программы
2016 - 2020 годы
I. Характеристика проблемы
В соответствии со стратегическим планом ВОЗ к концу 2015 года планировалось обеспечить элиминацию кори/краснухи/СВК во всех 6 регионах мира, а к 2020 году ликвидировать корь как минимум в 5 регионах ВОЗ.
Задачами Европейского региона ВОЗ на 2013 - 2015 гг. являлись:
- элиминация эндемичной кори;
- элиминация эндемичной краснухи, что в свою очередь приведет также к элиминации СВК.
Элиминация кори/краснухи подразумевала отсутствие эндемичной циркуляции вирусов кори/краснухи на определенной географической территории в течение не менее 12 месяцев при наличии хорошо функционирующей системы эпидемиологического надзора.
По данным ВОЗ, благодаря увеличению охвата населения прививками, стала наблюдаться выраженная тенденция к снижению показателей заболеваемости в разных регионах мира. Прогноз многолетней заболеваемости корью позволял надеяться на достижение элиминации кори в 2015 году. Однако, начиная с конца 2013 года, в большинстве регионов мира стал наблюдаться рост заболеваемости корью. Увеличение числа случаев кори регистрировалось даже в тех странах, в которых длительное время случаи кори либо не выявлялись совсем, либо обнаруживались единичные случаи заболевания (США, Канада, большинство Европейских государств).
В 2013 году в Европейском регионе было зарегистрировано более 30 тыс. случаев кори. Крупная вспышка кори наблюдалась в Грузии - 7830 случаев кори. По данным ВОЗ, в 2014 году по сравнению с 2013 годом число случаев кори в Европейском регионе в целом снизилось более чем в 2 раза. Заболеваемость корью продолжала регистрироваться в Германии (в основном в Берлине) - 626 случаев кори, в Грузии - 100 случаев, в Казахстане - 220. Вспышка кори в Кыргызстане с мая прошлого года по настоящее время насчитывает более 7 тыс. случаев (предварительные данные). В материалах ЕРБ ВОЗ подчеркивается, что корь и сегодня продолжает оставаться серьезным заболеванием и нередко приводит к летальным исходам. Во время вспышки кори в 2013 году в Болгарии умерло 24 человека, во Франции - 10 человек. В 2014 году в Европейском регионе в целом от кори умерло 7 пациентов.
Наблюдается также заболеваемость корью в отдельных регионах России. В 2013 году, так и в 2014 году случаи кори регистрировались как среди детского, так и среди взрослого населения. Более 30% больных в Европейском регионе составляли лица старше 20 лет (34% и 40% соответственно).
Анализ прививочного статуса заболевших корью свидетельствует, что в Европейском регионе подавляющее большинство из них составляют либо лица, не привитые против кори, либо не имеющие достоверных данных о проведенной вакцинации. Если подавляющее большинство заболевших корью детей младшего возраста не были привиты против этой инфекции, то среди взрослых более 50% не имели достоверных данных о прививке.
На 64-ой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, состоявшейся в Копенгагене 15 - 17 сентября 2014 года, был принят Европейский План действий Региона в отношении вакцин, в котором были определены шесть специфических для Региона целей, достижение которых улучшит жизнь миллионов людей. Весьма важно, что второй по значимости целью Европейского плана действий является достижение элиминации кори и краснухи. При этом завершение этой программы перенесено на 2020 год. Именно в 2020 году в соответствии со Стратегическим планом ВОЗ по глобальной ликвидации кори и краснухи планируется достичь ликвидации кори и краснухи в 5 регионах мира. Основной задачей в глобальном масштабе остается повсеместное достижение стабильно низких показателей смертности от кори.
Целью отечественной программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013 - 2015 гг.)" являлось достижение, поддержание и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации к 2015 году.
Однако конечная цель элиминации кори и краснухи в Российской Федерации к 2015 году не была достигнута из-за недостаточного уровня популяционного иммунитета.
Благодаря повсеместному охвату населения прививками, в период с 2007 по 2010 годы в стране были зарегистрированы самые низкие показатели заболеваемости, и был достигнут критерий ВОЗ по заболеваемости корью в период элиминации - менее 1 случая кори на миллион населения. Тем не менее, после нескольких лет эпидблагополучия в 2011 году ситуация по кори в Российской Федерации ухудшилась, являясь отражением ухудшения ситуации по кори в мире, в частности, на территориях сопредельных государств. В 2014 году показатель заболеваемости корью в стране увеличился практически вдвое (с 1,65 в 2013 году до 3,23 на 100 тысяч населения). Всего в 2014 году было зарегистрировано 4711 случаев кори, 88,9% из которых приходилось г. Москву, Московскую область и субъекты Северо-Кавказского и Южного Федерального округов. Заболеваемость регистрировалась в 70 из 85 регионов страны. Выраженные миграционные процессы, развитие бизнеса и туризма отразилось на скорости и объемах внешней миграции. В 2014 году на 23 территориях Российской Федерации зарегистрировано 95 импортированных случаев кори (2% от всех зарегистрированных случаев) из 28 стран. Чаще импортирование наблюдалось с территории Украины (18), Азербайджана (11) и Казахстана (9).
В последние годы в появлении и вторичном распространении кори резко выросла роль отдельных групп населения, в том числе кочующих цыган, переселенцев, представителей религиозных общин, трудовых мигрантов. В 2014 году среди заболевших корью было 802 человека из вышеуказанных групп населения, что составило 17,0% от общего числа больных.
Резко выросло число внутрибольничных очагов - 44 против 23 в 2012 году. Основными причинами формирования внутрибольничных очагов явились: наличие не привитого против кори персонала ЛПО, отсутствие у них достоверных данных о прививочном анамнезе, позднее проведение противоэпидемических мероприятий при заносе кори в лечебное учреждение, связанное, как правило, с несвоевременной диагностикой кори у первого заболевшего.
При осуществлении эпидемиологического надзора за корью и краснухой, особенно в период элиминации этих инфекций, возрастает роль молекулярно-генетического мониторинга вирусов. Определение генотипа циркулирующих среди населения штаммов вирусов кори и краснухи играет двойную роль: во-первых, является одним из определяющих аргументов, свидетельствующих о прекращении циркуляции эндемичных штаммов на той или иной территории, во-вторых, позволяет проследить пути импортирования вируса.
Данные молекулярно-генетического мониторинга свидетельствовали, что подъем заболеваемости корью в Российской Федерации с октября 2011 г. по настоящее время представляет собой не единую вспышку, а целую серию вспышек инфекции, обусловленных множественным повторным импортированием вирусов разных генотипов (генетических линий) различного происхождения, многие из которых ранее на территории России не циркулировали. Однако, если в период с 2010 по 2013 годы на территории Российской Федерации эндемичный генотип вируса кори не выявлялся, заболеваемость корью в стране на протяжении 2014 года в основном характеризовалась продолжающейся циркуляцией импортированных штаммов генотипа D8. Такая продолжительная циркуляция была обусловлена как наличием достаточно большого числа чувствительных к кори лиц в популяции в ряде регионов Российской Федерации (Москва, Московская область, регионы Северо-Кавказского и Южного федеральных округов), так и повторным импортированием вируса из других стран мира: Таиланда, Казахстана, Польши, Украины, Турции, Республики Абхазия и ряда европейских стран.
Поскольку при вакцинации, как правило, используют тривалентные вакцины, за период применения вакцин повсеместно снизилась заболеваемость краснухой. В Европейском регионе с 2000 до 2011 годы заболеваемость краснухой снизилась на 98%. Однако с 2010 года в некоторых европейских странах число случаев краснухи резко выросло - в Румынии заболело более 30 тыс. человек, в Польше - более 37 тыс. В 2014 году вспышка краснухи продолжалась в Польше - заболело более 5 тыс. человек, более 11 тыс. случаев краснухи было зарегистрировано на Украине. Высокая заболеваемость регистрировалась также в Казахстане, Германии, Грузии. В России в последние годы регистрируются единичные случаи заболевания краснухой. В 2014 году выявлено всего 49 случаев.
По данным генотипитрования, серия вспышек краснухи в Российской Федерации с 2011 по 2014 годы, очевидно, связана с импортированием и ограничена местной циркуляцией штаммов вирусов генотипа 2B и 1E "азиатского" происхождения. Следует отметить, что 2B генотип представлен двумя кластерами вирусов, независимо импортированными из регионов Юго-Восточной Азии и Индии. Генотип 1E представлен штаммами, принадлежащими к разным кластерам вирусов, что также указывает на их независимое импортирование.
Основой процесса верификации элиминации кори/краснухи в Европейском регионе является представление в стандартизированной форме отчетных данных всеми странами Региона, их анализ и оценка как Национальными комитетами по верификации элиминации кори и краснухи (НКВ), так и Региональной комиссией по верификации элиминации кори и краснухи (РКВ). Для уточнения данных, представленных национальной программой, может потребоваться посещение страны членами РКВ. Документирование и последующая национальная верификация в странах региона является основой региональной верификации элиминации кори и краснухи, по результатам которой будет определяться возможность сертификации европейского региона в целом как территории, свободной от эндемичной кори/краснухи.
Процесс верификации в Европейском регионе будет основан на доказательствах достижения элиминации кори и/или краснухи, представленных каждой страной, а также наличии плана мероприятий, направленных на прекращение эндемичной циркуляции вирусов. Возможно, достижение элиминации кори и краснухи в разных странах в разное время.
Для документального подтверждения достижения элиминации кори и краснухи в Европейском регионе ВОЗ предлагается использовать следующие основные критерии:
- отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи во всех государствах-членах в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего известного случая, благодаря прекращению эндемичной передачи вирусов, при наличии высококачественного эпидемиологического надзора;
- подтверждение того, что не менее чем 95% декретированных возрастных групп населения охвачены иммунизацией от кори и краснухи.
Внутренняя сертификация, проведенная в 2010 году на фоне низкой заболеваемости корью, еще раз показала, что основным условием достижения элиминации кори остается поддержание достоверно высокого охвата населения прививками против кори на всей территории страны, в каждом субъекте, муниципальном образовании, ЛПУ, на каждом педиатрическом участке. Однако, как показал детальный анализ привитости против кори, практически в каждом регионе оставались территории второго - третьего административного уровня (муниципальные образования, округа, районы), где показатель охвата в разные годы был несколько ниже контрольного. Таким образом, в стране оставалось восприимчивое к вирусу кори население, которое могло активно включаться в эпидемический процесс при заносе кори из неблагополучных регионов. Контингент восприимчивого населения существенно возрастал за счет выраженных миграционных процессов и трудно доступных групп населения. Недостаточное внимание к охвату населения прививками против кори привело к ухудшению эпидситуации по кори во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации.
Для уменьшения контингента восприимчивого к вирусу кори населения в Российской Федерации были проведены дополнительные мероприятия (подчищающая иммунизация, пересмотр планов и т.д.), направленные на увеличение охвата населения прививками. По итогам за 2014 год в соответствии с планом и по эпидпоказаниям против кори привито более 5,23 млн. чел., в т.ч. 3,5 млн. детей. Эти мероприятия привели к выраженному снижению заболеваемости корью в стране в 2015 году (818 случаев кори - 0,56/100 тыс. населения).
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы "Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации" (2016 - 2020 гг.) является достижение и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации к 2020 году.
Выполнение программы планируется провести в два этапа:
1 этап 2016 - 2018 гг. - достижение и поддержание, устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой во всех регионах Российской Федерации.
2 этап 2019 - 2020 гг. - верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации.
Основными принципами реализации программы остаются: высокий охват населения прививками против кори и краснухи, своевременное выявление, учет и обязательное лабораторное подтверждение всех случаев кори и краснухи, а также молекулярно-генетическое типирование штаммов вирусов кори и краснухи, циркулирующих среди населения, с целью подтверждения элиминации инфекций на территории Российской Федерации.
Для документального подтверждения достижения элиминации кори и краснухи в Российской Федерации предложено использовать следующие основные критерии:
- отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи во всех регионах страны в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего известного случая, благодаря прекращению эндемичной передачи вирусов, при наличии высококачественного эпидемиологического надзора;
- отсутствие эндемичных генотипов вируса кори и краснухи, циркулирующих среди населения Российской Федерации;
- подтверждение того, что не менее чем 95% декретированных возрастных групп населения в Российской Федерации охвачены иммунизацией от кори и краснухи.
Исходя из основных принципов и критериев элиминации кори и краснухи в рамках глобальной программы ВОЗ, программа "Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации" (2016 - 2020 гг.) включает следующие задачи:
- достижение и поддержание высокого уровня охвата населения прививками (вакцинацией и ревакцинацией) против кори и краснухи;
- совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой;
- контроль качества препаратов для вакцинации против кори, краснухи и обеспечение регламентированных законодательством условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов;
- повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи;
- повышение значимости информационно-мобилизационной системы при решении задач элиминации кори и краснухи;
- проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач элиминации кори и краснухи;
- развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи.
III. Пути реализации задач Программы
1. Достижение и поддержание высокого уровня охвата населения прививками (вакцинация и ревакцинация) против кори и краснухи.
Поскольку создание у населения надежного иммунитета к вирусам кори и краснухи является основным условием (гарантом) достижения элиминации этих инфекций, основное внимание должно быть сосредоточено на высоком уровне охвата прививками против кори/краснухи всего населения. При этом необходимо сосредоточить внимание не только на своевременном проведении плановых профилактических мероприятий в рамках национального календаря профилактических прививок в полном объеме, но и разработать стратегию повышения охвата прививками до уровня >/= 95% трудно доступных групп населения, к которым относятся культурные и этнические меньшинства, мигранты, географически разобщенные группы населения, а также люди, которые отказываются от вакцинации из-за своих религиозных или философских убеждений.
Кроме того, дополнительные мероприятия по иммунизации (в т.ч. подчищающей) должны быть также направлены на группы населения, в которых уровень иммунитета недостаточен для прекращения эндемичной циркуляции вирусов кори и краснухи. К таким группам относятся когорты, не вакцинированные надлежащим образом в прошлом, а также школьники и студенты, военнослужащие и работники медицинских, образовательных и торговых организаций и учреждений.
Для реализации поставленной задачи необходимо:
- осуществлять правильное и своевременное планирование профилактических прививок, их учет и отчетность (исходя их численности всего населения, проживающего в регионе, ведомственные учреждения и пр.);
- довести охват прививками детского и взрослого населения декретированных возрастных групп до уровня 95% - 98% и выше в каждой медицинской организации;
- добиться 95%-го и выше охвата прививками профессиональных групп населения (медицинские работники, преподаватели, студенты, торговые работники, военнослужащие, полицейские и др.);
- довести охват прививками труднодоступных групп населения (цыгане, мигранты, религиозные общины, отказывающихся от прививок и др.) до уровня не менее 95%;
- регулярное проведение подчищающей вакцинации в регламентированных национальным календарем профилактических прививок группах населения в субъектах Российской Федерации;
- проведение дополнительных кампаний по иммунизации восприимчивых групп населения на отдельных территориях в разных возрастных группах;
- сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок против кори/краснухи;
- своевременное обеспечение в полном объеме лечебно-профилактических учреждений вакцинами, приобретенными за счет средств федерального и местного бюджетов.
Оценка официальных статистических сведений об охвате прививками против кори должна осуществляться на всех административных уровнях территориального деления со своевременным усилением профилактических мероприятий в случае необходимости. Высокий охват прививками должен сохраняться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии случаев заболеваний корью/краснухой на территории.
2. Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой.
Целью эпидемиологического надзора в период верификации процесса элиминации кори и краснухи является достижение и стабилизация заболеваемости на спорадическом уровне на каждой территории страны, разработка и применение обоснованных мероприятий, направленных на устойчивое достижение элиминации кори и краснухи - менее 1 случая на миллион населения.
При этом необходимо тщательное эпидемиологическое расследование каждого случая заболевания с определением источника инфекции и обязательное лабораторное подтверждения диагноза. Все случаи кори и краснухи должны быть классифицированы либо как случаи, возникшие в результате эндемичной передачи вирусов кори и краснухи, либо возникшие из-за заноса вируса (или связанные с заносом). При возникновении очагов инфекции должна быть получена информация о генотипах циркулирующих вирусов. Такую информацию необходимо собирать, анализировать и использовать оперативно и эффективно, чтобы своевременно проводить соответствующие противоэпидемические мероприятия.
Программой предусматривается:
- ежемесячный контроль фактической заболеваемости и масштабов распространения инфекций по территориям и стране в целом с учетом местных и завозных случаев;
- своевременное сопоставление показателей заболеваемости и уровня охвата населения прививками против кори и краснухи;
- определение территорий, групп и факторов риска заболевания;
- проведение активного надзора за корью и краснухой на территориях с устойчивой спорадической заболеваемостью из расчета не менее 2 случаев, подозрительных на корь и краснуху (с макуло-папулезной сыпью и лихорадкой) на 100000 населения в год;
- надзор за краснухой у беременных женщин;
- индивидуальный учет случаев кори, краснухи, СВК с занесением данных в CISID;
- лабораторное подтверждение случаев кори/краснухи/СВК;
- молекулярно-генетический мониторинг циркуляции вирусов кори/краснухи на территории Российской Федерации;
- слежение за иммунитетом населения к кори и краснухе (при необходимости проведение туровой вакцинации в течение 1 - 4 недель);
- слежение за клиническим проявлением инфекции (учет различных форм и тяжести течения заболевания, частоты возникновения осложнений);
- своевременное проведение мероприятий в очагах, препятствующих распространению инфекции;
- оценка эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий для прогноза заболеваемости и выбора главного направления мероприятий, обеспечивающих защиту населения от кори и краснухи.
Реализация задач достигается проведением комплексного многофакторного эпидемиологического анализа (текущего и ретроспективного) заболеваемости корью и краснухой, привитости, состояния специфического иммунитета населения, а также проведением обязательного лабораторного подтверждения всех случаев кори и краснухи (в том числе подозрительных) и мониторинга штаммов вирусов кори и краснухи, циркулирующих на территории России. Лабораторные исследования должны осуществляться с использованием адекватных методов исследования в аккредитованных ВОЗ лабораториях ННМЦ и РЦ по надзору за корью и краснухой при соблюдении адекватных сроков взятия, поступления материала и условий его доставки. Важно учитывать также, что использование молекулярно-генетических методов исследования позволит контролировать географическое распространение вирусов с учетом завозных и эндемичных случаев заболевания и получить дополнительную аргументацию элиминации кори и краснухи в регионе.
3. Контроль качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи. Обеспечение регламентированных законодательством условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов.
Одним из определяющих условий элиминации кори/краснухи является выпуск и применение для профилактики этих инфекций препаратов гарантированного качества и отвечающих международным требованиям, а также соблюдение регламентированных законодательством условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов, обеспечивающих эффективность профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Программой предусматривается:
- обеспечение контроля иммуногенности серий вакцинных препаратов, используемых на местах;
- обеспечение контроля за выполнением требований действующего санитарного законодательства по вопросам надлежащих условия хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов на всех этапах доставки вакцин от предприятия-изготовителя до прививочных кабинетов медицинских организаций и условий хранения вакцинных препаратов;
- обеспечение медицинских и аптечных организаций качественным холодильным оборудованием.
4. Повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи.
Высокая значимость данного направления программы не вызывает сомнений, поскольку от квалификации врачей разного профиля и среднего медицинского персонала зависит перспектива реализации программы. Регулярное проведение совещаний и обучающих семинаров для клиницистов, эпидемиологов и вирусологов должно быть направлено на поддержание достаточного уровня квалификации и настороженности всех специалистов, участвующих в проведении надзора.
Программой предусматривается:
- организация и проведение семинаров, лекций, совещаний, обучающих курсов (с привлечением специалистов ВОЗ и разработанных ВОЗ материалов) для специалистов медицинских организаций, органов и учреждений, Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники, диагностики кори/краснухи/СВК;
- проведение курсов для вирусологов по вопросам дифференциальной диагностики кори/краснухи и других экзантемных заболеваний;
- проведение учебных курсов по "холодовой цепи" с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений;
- использование системы тестового контроля знаний врачей по вопросам эпидемиологического надзора за корью/краснухой в условиях элиминации инфекций;
- внедрение в программы подготовки студентов медицинских и фармацевтических институтов и училищ, учреждений постдипломного образования врачей вопросов стратегии элиминации кори и краснухи;
- проведение рабочих совещаний с руководящим составом лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора по вопросам верификации элиминации кори и краснухи в стране.
5. Повышение значимости информационно-мобилизационной системы при решении задач элиминации кори и краснухи.
В период элиминации кори и краснухи важное место отводится мобилизации медицинских работников и населения по вопросам эпидемиологии, профилактики, диагностики кори и краснухи с привлечением радио, ТВ, листовок, справочной литературы и пр. Эффективность данного мероприятия определяется доступностью и использованием высококачественной достоверной информации на доказательной основе для медицинских работников и населения о преимуществах и рисках, связанных с иммунизацией против кори и краснухи. Знания и представления медицинских работников и всего населения об опасности заболевания корью и краснухой, и возможности предотвращения заболевания с помощью вакцинации, включая информацию о преимуществах и рисках вакцинопрофилактики, остаются важным фактором для увеличения и поддержания на высоком уровне охвата населения иммунизацией, что необходимо для решения задачи элиминации кори и краснухи.
Программой предусматривается:
- подготовка и издание массовым тиражом различных санитарно-просветительных материалов по вопросам профилактики кори и краснухи (плакатов, буклетов, памяток, листовок);
- подготовка и организация трансляций по телевидению и в интернете тематических программ, интервью специалистов по вопросам элиминации кори и краснухи;
- публикации в средствах массовой информации статей и интервью ведущих ученых, практических работников здравоохранения и эпидслужбы на тему элиминации кори и краснухи в Российской Федерации, подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической ситуации по кори и краснухе, состояния вакцинопрофилактики, эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий.
Для достижения и поддержания элиминации кори и краснухи очень важно формирование положительного отношения населения к вакцинопрофилактике и понимание того, что именно вакцинация обеспечивает защиту здоровья людей и предотвращает заболевание корью/краснухой, а также возникновение такого тяжелого заболевания как СВК. Используя различные формы представления материалов, достоверные сведения об эффективности вакцинопрофилактики кори и краснухи должны быть распространены во всех группах населения в масштабах страны, особенно в труднодоступных группах населения.
6. Проведение прикладных научных исследований по решению оперативных задач элиминации кори и краснухи.
Возможность элиминации кори и краснухи основывается на реальных теоретических предпосылках и практических достижениях в борьбе с этими инфекциями. Однако современное развитие научных технологий свидетельствует о возможности получения новых научных данных, направленных на совершенствование системы организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по достижению элиминации кори и краснухи в Российской Федерации и подтверждению статуса России, как территории свободной от эндемичной кори и краснухи. Весьма важным направлением является также разработка высокоспецифичных и чувствительных методов диагностики кори, краснухи и других заболеваний, протекающих с лихорадкой и сыпью.
Программой предусматривается:
- разработка интегрированного научно обоснованного надзора за корью и краснухой, включая эпидемиологический надзор за краснухой у беременных женщин; совершенствование системы управления эпидемическим процессом кори и краснухи;
- разработка современного программного обеспечения эпидемиологического надзора за корью и краснухой в условиях элиминации инфекций;
- совершенствование методических подходов и лабораторных методов исследования диагностики кори/краснухи и других экзантемных заболеваний инфекционной этиологии в условиях элиминации эндемичной кори/краснухи;
- молекулярно-генетический мониторинг диких штаммов вируса кори и краснухи, позволяющий оценить прогресс в достижении региональной элиминации инфекций и подтвердить прекращение местной циркуляции вирусов;
- генотипирование и филогенетический анализ штаммов вируса кори и краснухи, направленный на мониторинг генетической изменчивости вирусов и совершенствование номенклатуры их генотипов;
- изучение механизмов формирования гуморального и клеточного звеньев иммунитета против кори и краснухи при заболевании и вакцинации.
7. Развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи.
В рамках реализации программы предусматривается:
- сотрудничество с ВОЗ в рамках глобальной и европейской программ элиминации кори и краснухи;
- сотрудничество с органами управления здравоохранением и специалистами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран по вопросам стратегии и тактики борьбы с корью, краснухой/СВК;
- развитие сотрудничества со странами Восточной Европы и Центральной Азии (в т.ч. ШОС и БРИКС), включая укрепление референс-функции Российской Федерации и оказания помощи в реализации мер по элиминации кори, краснухи/СВК.
8. Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи.
Обязательным условием верификации процесса элиминации инфекций является своевременное и полное представление достоверных результатов индивидуального эпидемиологического надзора за каждым случаем кори и краснухи во всех регионах страны. Верификация проводится с учетом рекомендаций ВОЗ на основе ежемесячных отчетов с каждой территории с учетом критериев элиминации инфекций и качества проводимого на территориях эпидемиологического отчета.
Программой предусматривается:
- создание, утверждение состава и положения Национальной комиссии по верификации процесса элиминации кори и краснухи (НКВ) с учетом рекомендаций ВОЗ, подготовка Национальной комиссией итоговых материалов по верификации для передачи их в Европейскую региональную комиссию по верификации элиминации кори и краснухи (RVC);
- создание и утверждение состава Региональных комиссий по верификации процесса элиминации кори и краснухи (РКВ) в Российской Федерации, подготовка Региональными комиссиями материалов по верификации для передачи их в НКВ;
- своевременная подготовка документов по верификации процесса элиминации кори/краснухи с учетом критериев элиминации и индикаторов качества эпидемиологического надзора в учреждениях, ответственных за проведение вакцинопрофилактики;
- расширение сотрудничества с международными организациями по вопросам элиминации кори и краснухи и верификации процесса элиминации этих инфекций;
- осуществление проверки органов и учреждений здравоохранения по субъектам Российской Федерации по процедуре верификации, при необходимости заслушивание руководителей органов и учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации о выполнении программы.
Комиссии должны нести ответственность за организацию, осуществление мероприятий и анализ материалов по верификации на уровне учреждения, региона и страны в целом, используя для этой цели стандартные операционные процедуры. В процессе верификации на основании разработанных показателей элиминации регионы России смогут ежегодно оценивать характер эпидемического процесса кори, отмечать успехи и ликвидировать недочеты в работе. Предполагается, что элиминация кори и краснухи может произойти в разное время, в связи с чем верификация этих двух событий может состояться отдельно и в разные сроки.
Проведение верификации элиминации кори/краснухи требует координации деятельности учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья и других заинтересованных ведомств.
IV. Индикативные показатели успешного выполнения
задач Программы
1. Достижение и поддержание повсеместного уровня заболеваемости корью и краснухой - менее 1 на 1 млн. населения, отсутствие случаев СВК.
2. Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего случая.
3. Подтверждение отсутствия циркуляции эндемичных вирусов кори и краснухи на основе молекулярно-генетического типирования диких штаммов вирусов.
4. Обеспечение установленных ВОЗ для стран европейского региона индикаторов качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой.
5. Подтверждение высокого (не ниже 95%) охвата иммунизацией против кори и краснухи декретированных возрастных групп населения.
V. Финансирование и ожидаемые конечные результаты
реализации Программы
Предусматривается финансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета в рамках установленных бюджетных ассигнований, а также финансовых средств из других источников, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При успешной реализации программы и достижении индикативных показателей ожидается получение следующих результатов:
- отсутствие эндемичной циркуляции вирусов кори/краснухи на территории Российской Федерации;
- обеспечение условий, препятствующих распространению кори и краснухи в случае их завоза на территорию Российской Федерации;
- подтверждение статуса Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, в процессе верификации элиминации кори и краснухи в Европейском регионе.
С учетом программы ЕРБ ВОЗ выполнение Программы "Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации" (2016 - 2020 гг.) необходимо рассматривать как приоритетную национальную задачу системы здравоохранения.