НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Паспорт приоритетного проекта Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.08.2017 N 9)

(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.08.2017 N 9)
Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 30 августа 2017 г. N 9)
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "СОХРАНЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕКИ ВОЛГИ"
1. Основные положения
Наименование направления
Экология
Краткое наименование проекта
Оздоровление Волги
Срок начала и окончания проекта
30 августа 2017 г. -
25 декабря 2025 г.
Куратор проекта
А.Г. Хлопонин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Старшее должностное лицо (СДЛ) <*>
Функциональный заказчик
С.Е. Донской, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Руководитель проекта
С.Н. Ястребов, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта
Минприроды России
Минсельхоз России
Минстрой России
Росводресурсы
Росгидромет
Росприроднадзор
Росрыболовство
Росморречфлот
Роспотребнадзор
ФГБУ "Центр развития ВХК"
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
ФАНО России
Правительство Тверской области
Правительство Московской области
Правительство Москвы
Правительство Вологодской области
Правительство Ярославской области
Администрация Костромской области
Правительство Ивановской области
Правительство Нижегородской области
Кабинет министров Чувашской Республики
Правительство Республики Марий Эл
Правительство Республики Татарстан
Правительство Ульяновской области
Правительство Самарской области
Правительство Саратовской области
Администрация Волгоградской области
Администрация Астраханской области
Правительство Республики Калмыкия
предприятия-водопользователи
Разработчик паспорта проекта
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
--------------------------------
<*> Необязательная позиция, назначается по решению президиума Совета.
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта
Сохранение бассейна реки Волга, в том числе, путем уменьшения не менее чем на 80% объемов сброса загрязненных сточных вод из подлежащих очистке в водные объекты Волжского бассейна и обводнения р. Ахтубы до 100 м3/с к концу 2025 года.
Показатели проекта и их значения по годам
Показатель <*>
Тип показателя
Базовое значение
Период, год
2017
2018
2019
2020
2021 - 2025
Доля загрязненных сточных вод от общего объема сточных вод, подлежащих очистке (%)
основной
90
90
87
82
77
10
Охват объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории, осуществляющих сброс (отведение) сточных вод, автоматизированными системами, лабораториями по контролю за составом, объемом или массой сточных вод (%)
основной
0
10
30
65
100
100
Расчистка и восстановление водных объектов бассейна реки Волги, в том числе Волго-Ахтубинской поймы (км)
основной
0
45
70
130
200
1171
Обводнение реки Ахтубы в меженный период (м3/с)
аналитический
0
0
0
0
0
100
Результаты проекта
1. Проведена инвентаризация и сформирован перечень объектов негативного воздействия на окружающую среду (объекты, осуществляющие сброс загрязненных сточных вод, объекты накопленного экологического вреда окружающей среде, затонувшее имущество), проведено их ранжирование, категорирование.
2. В рамках деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ создано направление, стимулирующее реализацию инвестиционных проектов жилищно-коммунального хозяйства в сфере очистки сточных вод в целях сохранения и предотвращения загрязнения водных объектов.
3. Проведена реконструкция (модернизация) и строительство очистных сооружений, в том числе с применением наилучших доступных технологий и переводом при возможности на системы оборотно-повторного водоснабжения, не менее чем на 200 предприятиях - основных загрязнителях в 17 субъектах Российской Федерации.
4. Установлены автоматизированные системы, лаборатории по контролю за составом, объемом сточных вод на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории, осуществляющих сброс (отведение) сточных вод.
5. В 2019 году завершена оценка загрязнения водных объектов с естественных ландшафтов селитебных территорий, земель сельскохозяйственного значения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронения и свалок, объектов транспортной инфраструктуры и в 2020 - 2025 годах внедрена сформированная Концепция по снижению таких загрязнений в пилотных регионах, рекомендованных Концепцией.
6. В 2018 - 2025 годах реализована система мер, направленных на рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы.
7. Реализованы региональные проекты, направленные на сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги.
Описание модели функционирования результатов проекта
Комплекс мероприятий приоритетного проекта позволит:
- скоординировать действия федеральных, региональных и местных властей для решения цели проекта;
- выявить текущую ситуацию и сформировать план работ по завершению установления границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- обеспечить контроль и достоверность сведений для принятия мер реагирования;
- оптимизировать и консолидировать источники финансирования реализации инвестиционных проектов в сфере очистки сточных вод, включая использование механизмов тарифообразования;
- ускорить темпы инвестиций в сферу очистки сточных вод и улучшить экологическую ситуацию водных объектов Волжского бассейна за счет стимулирования предприятий-водопользователей Фондом содействия реформированию ЖКХ, который как финансовый институт окажет финансовую поддержку проектов в сфере очистки сточных вод, а как центр компетенций - экспертную и консультационную на всех стадиях реализации проектов;
- поспособствовать функционированию в проектных режимах реконструированных, модернизированных и вновь построенных комплексов очистных сооружений, которые будут оборудованы современной техникой и инновационными расходными материалами, применяемыми в технологических процессах;
- снизить антропогенную нагрузку на водные объекты;
- создать благоприятные условия для жизнедеятельности населения, проживающего в Волжском бассейне, воспроизводства флоры и фауны на территории Волго-Ахтубинской поймы.
--------------------------------
<*> Показатели будут уточнены по результатам утверждения региональных проектов по сохранению и предотвращению загрязнения реки Волги.
3. Этапы и контрольные точки
N п/п
Наименование
Тип (завершение этапа/контрольная точка результата/контрольная точка показателя)
Срок
1. Общеорганизационные мероприятия
1.1.
Проект инициирован (паспорт проекта утвержден)
Контрольная точка результата
30.08.2017
1.2.
Сводный план утвержден
Контрольная точка результата
15.12.2017
1.3.
Итоговый отчет утвержден, проект завершен
Контрольная точка результата
25.12.2025
2. Создание специализированного инструмента государственной поддержки, направленной на сохранение водных ресурсов
2.1.
Сформированные механизмы государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в сфере очистки сточных вод и критерии отбора инвестиционных проектов внесены на рассмотрение в проектный комитет
Контрольная точка результата
30.01.2018
2.2.
Разработаны и утверждены нормативно-правовые акты об уточнении функций государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и о правилах предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Контрольная точка результата
20.03.2018
3. Инвентаризация объектов, оказывающих негативное воздействие
3.1.
Сформированы перечни объектов негативного воздействия на окружающую среду (объекты, осуществляющие сброс загрязненных сточных вод, объекты накопленного экологического вреда окружающей среде, затонувшее имущество), проведено их ранжирование, категорирование
Контрольная точка результата
01.09.2018
3.2.
Установлены автоматизированные системы, лаборатории по контролю за составом, объемом или массой сточных вод на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории, осуществляющих сброс (отведение) сточных вод
Контрольная точка результата
31.12.2019
3.3.
Установлены автоматизированные системы, лаборатории по контролю за составом, объемом или массой сточных вод на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду II категории, осуществляющих сброс (отведение) сточных вод
Контрольная точка результата
31.12.2020
3.4.
Разработана Концепция по снижению поступлений загрязняющих веществ с естественных ландшафтов селитебных территорий, земель сельскохозяйственного значения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронения и свалок, объектов транспортной инфраструктуры (далее - Концепция по снижению загрязняющих веществ диффузного стока)
Контрольная точка результата
20.12.2019
3.5.
Обеспечено внедрение в пилотных регионах Концепции по снижению загрязняющих веществ диффузного стока
Контрольная точка результата
20.10.2025
4. Реализация региональных проектов
4.1.
Разработаны методические рекомендации по подготовке региональных проектов "Оздоровление Волги"
Контрольная точка результата
02.10.2017
4.2.
Разработаны паспорта региональных проектов "Оздоровление Волги"
Контрольная точка результата
10.11.2017
4.3.
Параметры региональных проектов "Оздоровление Волги" внесены на рассмотрение проектного комитета с предложениями по механизмам и источникам финансирования их реализации
Контрольная точка результата
30.01.2018
4.4.
Заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование мероприятий региональных проектов "Оздоровление Волги"
Контрольная точка результата
01.03.2018
4.5.
Доработаны и согласованы руководителем проекта региональные проекты "Оздоровление Волги". Ключевые показатели проектов утверждены на проектном комитете
Контрольная точка результата
20.03.2018
4.6.
Паспорт и сводный план проекта доработаны с учетом согласованных региональных проектов "Оздоровление Волги", а также с учетом механизмов и источников финансирования
Контрольная точка результата
30.04.2018
4.7.
Сформирован годовой отчет о реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, в том числе, при поддержке государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Контрольная точка результата
01.03.2020
4.8.
Обеспечена очистка 80% загрязненных сточных вод до установленных нормативов, поступающих от объектов промышленности и объектов коммунального хозяйства, обеспечен ввод в эксплуатацию всех запланированных объектов
Контрольная точка результата
25.11.2025
4.9.
Региональные проекты "Оздоровление Волги" завершены, показатели достигнуты
Контрольная точка результата
25.11.2025
5. Сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы
5.1.
Проведены дноуглубительные работы на Гандуринском, Никитинском и Горном рыбоходных каналах
Контрольная точка результата
01.12.2017
5.2.
Завершена расчистка ериков Аверкин, Дегтярный, Дударев, Нарезной, Жерновой на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области (1-й пусковой комплекс - ерик Аверкин)
Контрольная точка результата
25.12.2018
5.3.
Завершена расчистка ерика Верблюд (Затонский) на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области
Контрольная точка результата
25.12.2018
5.4.
Завершена расчистка протоки Царев в Приволжском районе Астраханской области
Контрольная точка результата
25.12.2019
5.5.
Завершена расчистка и дноуглубление Зареченского, Лиманского, Восточненского водных трактов
Контрольная точка результата
25.12.2019
5.6.
Обеспечена расчистка 200 км нерестовых каналов рыбоходов
Контрольная точка результата
01.06.2020
5.7.
Обеспечена расчистка основных каналов водотоков для улучшения проточности воды
Контрольная точка результата
01.08.2023
5.8.
Обеспечено завершение строительства и ввод в эксплуатацию гидротехнического сооружения для дополнительного обводнения Волго-Ахтубинской поймы на территории Волгоградской и Астраханской областей в объеме 100 м3/с
Контрольная точка результата
01.12.2022
5.9.
Обеспечено завершение всех запланированных мероприятий и ввод в эксплуатацию объектов, предусмотренных концепцией рационального использования водных ресурсов и устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранения уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы
Завершение этапа результата
25.09.2025
4. Бюджет приоритетного проекта <*>
Источники финансирования
Год реализации
Всего
2018
2019
2020
2021 - 2025
Бюджетные источники, млн руб.
Федеральный бюджет
1 391,5
11 729,2 <**>
11 275,8 <**>
88 364,9 <**>
112 761,4
Бюджеты субъектов Российской Федерации
500
2 000
2 000
38 000
42 500
Местные бюджеты органов местного самоуправления
Внебюджетные источники, млн руб.
5 000
5 000
8 000
72 000
90 000
Итого
6 891,5
18 729,2
21 275,8
198 364,9
245 261,4
--------------------------------
<*> Предварительный оценочный объем средств, сформированный на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежит уточнению в рамках подготовки сводного плана мероприятий приоритетного проекта и после проведения инвентаризации объектов негативного воздействия в соответствии с разделом "3. Этапы и контрольные точки".
<**> Предварительный объем средств, подлежит уточнению.
5. Ключевые риски и возможности
N п/п
Наименование риска/возможности
Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности
1.
Риск.
Сокращение государственного финансирования проекта вследствие нестабильной макроэкономической ситуации
Планирование и контроль выделения и доведения лимитов бюджетных средств, финансирования отдельных этапов работ из средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, средств частных инвесторов, создание благоприятных условий для частных инвесторов (налоговые льготы, механизмы ГЧП и пр.)
2.
Риск.
Недостаточно высокое качество проектирования объектов капитального строительства
Создание института предпроектного анализа, контроля качества строительства и последующей эксплуатации
3.
Риск.
Низкая инвестиционная активность вследствие нестабильной макроэкономической ситуации
Создание новых гибких эффективных финансовых инструментов поддержки и стимулирования бизнеса к участию в проектах по улучшению экологической обстановки
4.
Риск.
Низкая инвестиционная активность вследствие наличия выгоды по уплате штрафов перед инвестиционной деятельностью
Увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду
5.
Риск.
Возникновение непредвиденных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Оперативное реагирование, создание институтов экологического страхования рисков
6.
Возможность.
Улучшение состояния водных объектов на всей территории Российской Федерации
Практика поддержки инвестиционных проектов с помощью вновь созданного механизма государственной поддержки, направленного на сохранение водных объектов, будет применяться на всей территории страны
7.
Возможность.
Улучшение состояния здоровья населения
Обеспечение населения чистой питьевой водой
8.
Возможность.
Восполнение водных биологических ресурсов
Сохранение водных биоресурсов, разработка программ субъектов Российской Федерации по развитию рыбохозяйственного комплекса
9.
Возможность.
Развитие туризма и рекреации
Развитие системы привлечения частных инвестиций, подготовка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации в секторе туризма, развитие малого и среднего бизнеса, увеличение поступлений доходов в бюджеты
10.
Возможность.
Развитие маломерного судоходства
Вовлечение частных инвесторов в развитие речной инфраструктуры
6. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации
Государственная программа "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 314)
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 323)
Государственная программа "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326)
Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350)
Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 992)
Непрограммная часть федеральной адресной инвестиционной программы
Приоритетный проект связан с государственными программами (подпрограммами государственных программ) субъектов Российской Федерации в области охраны и использования водных объектов, в области охраны окружающей среды, в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Взаимосвязь с другими проектами и программами
Приоритетный проект "Чистая страна" - в части ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде
Формальные основания инициации
Протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 ноября 2016 г. N 3
Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.
Дополнительная информация
В рамках реализации проекта не рассматривается строительство и реконструкция мелиоративных систем, находящихся в собственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также строительство, реконструкция и модернизация коммунальных сетей, за исключением мероприятий, направленных на устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги.