ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2007 г. N ВКПИ07-107
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С.,
при секретаре Шараватовой И.А.,
с участием представителей Правительства Российской Федерации Батурина Ю.П. и Чебурашкина А.Н., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о проверке соответствия п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закону Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
установила:
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 противоречащим закону и недействующим.
При этом в заявлении Л. указал, что в соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены этим Федеральным законом и федеральными законами, устанавливаются также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках госбезопасности и других воинских формированиях СССР, и членам их семей.
Пунктом 5 ст. 10 указанного Закона предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
При этом п. 1 ст. 3 данного Закона для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Исходя из этого, Л. утверждает, что оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации ущемляет его права как гражданина, проходившего военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, поскольку для его категории военнослужащих исчисление льготной выслуги лет этим Постановлением не предусмотрено.
Заявитель на судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представители Правительства Российской Федерации Батурин Ю.П. и Чебурашкин А.Н. требования Л. не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что вопреки мнению заявителя Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регулирует.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется специальным Законом Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом в части 2 статьи 18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона, к которым, в частности, относятся офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы или проходившие службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в указанном Законе не значатся.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона, пояснили далее Батурин Ю.П. и Чебурашкин А.Н., такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941, п. 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военнослужащим на пенсию военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, среди которых военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, нет.
В связи с чем, по мнению представителей Правительства Российской Федерации, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 полностью соответствует требованиям Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и Федерального закона "О статусе военнослужащих" и им не противоречит.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Батурина Ю.П. и Чебурашкина А.Н., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф., полагавшего необходимым заявление Л. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Согласно ч. 2 ст. 18 этого Закона, время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 этого Закона.
Что же касается пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), то в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом
от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ
от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований данного Закона Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято Постановление N 941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.
Следовательно, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 полностью соответствует требованиям статьи 1 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и в целом не противоречит указанному Закону.
Поэтому утверждение заявителя Л. о том, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим по контракту должна включаться в льготном исчислении военная служба по призыву в особых условиях, является необоснованным.
Не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву и Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Названный Закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, на которые ссылается в заявлении Л., вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.
Таким образом, вопреки мнению Л., оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации не противоречит действующему законодательству, поэтому в удовлетворении его требований надлежит отказать.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст.
194 -
199, 251 - 253
ГПК РФ,
решила:
в удовлетворении заявления Л. в части признания п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 не соответствующим Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закону Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН