НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 30.05.2000 N ВКПИ00-016 "Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично незаконным Приказа ФПС РФ от 29.04.1998 N 207 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Федеральной пограничной службы Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах""

"Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично незаконным Приказа ФПС РФ от 29.04.1998 N 207 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Федеральной пограничной службы Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2000 г. N ВКПИ 00-016
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в открытом судебном заседании, в помещении Верховного Суда РФ, в составе:
    председательствующего             генерал - лейтенанта юстиции
                                                  Пархомчука Ю.В.,
    при секретаре                           ст. лейтенанте юстиции
                                                   Безнасюке А.С.,
    с участием заявителя                                полковника
                                                   Лаврухина А.И.,
    представителей Директора
    Федеральной пограничной службы                      полковника
                                                     Киселева Н.Н.
                                                  и ст. лейтенанта
                                                   Дорошенко И.А.,
    а также старшего военного прокурора
    управления Главной военной прокуратуры      полковника юстиции
                                                      Кравца Ю.Н.,
рассмотрела дело по жалобе полковника Лаврухина А.И., в которой он поставил вопрос о признании Приказа Директора Федеральной пограничной службы РФ N 207 от 29 апреля 1998 г. "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Федеральной пограничной службы РФ, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в части выплат процентных надбавок к установленным повышенным окладам по воинским должностям и воинским званиям не соответствующим Закону РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", с внесенными в него в последующем изменениями,
установила:
Полковник Лаврухин А.И. в жалобе указывает, что Законом РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г. для лиц, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, установлены оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере, а для лиц, постоянно или временно выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач, установлены оклады по воинским должностям и воинским званиям в двойном размере.
Издавая Приказ N 207 от 29 апреля 1998 г. и приложения к нему N 1 и N 2, во исполнение названного выше Закона РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г., Директор Федеральной пограничной службы определил, что процентная надбавка за выслугу лет подлежит выплате от повышенных окладов денежного содержания, а другие повышения окладов (в том числе за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях), а также другие надбавки, пособия, вознаграждения и страховые суммы исчисляются от окладов денежного содержания без учета их увеличения в полуторном или двойном размере.
Такой подход к исчислению процентных надбавок, по утверждению Лаврухина А.И., является неправильным. Названным Законом РФ установлены повышенные оклады для военнослужащих, проходящих военную службу на территории перечисленных государств, и исходя от размеров установленных повышенных окладов военнослужащим должны исчисляться все процентные надбавки и другие выплаты.
Такой подход закреплен в Законе "О статусе военнослужащих" и других нормативных актах. В них, в частности, предусмотрено, что процентные надбавки и другие виды дополнительных выплат производятся с установленных окладов денежного содержания.
Допущенное же противоречие между Приказом Директора ФПС РФ N 207 от 29 апреля 1998 г. и Законом РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г. наносит ему существенный материальный ущерб. В связи с этим Лаврухин просит обязать Директора ФПС РФ привести в соответствие с Законом изданный им Приказ в части выплаты процентных надбавок.
В судебном заседании Лаврухин А.И. поддержал свою жалобу и пояснил, что повышенные должностные оклады и оклады по воинским званиям указанным военнослужащим установлены Федеральным законом и все дополнительные выплаты военнослужащим должны производиться от этих окладов.
Представители Директора Федеральной пограничной службы, действовавшие по доверенностям от 26 мая 2000 года N 10/2-1304 и от 30 апреля 2000 года N 204, полковник Киселев Н.Н. и ст. л-т Дорошенко И.А. жалобу Лаврухина не признали и пояснили, что Приказ и приложения к нему N 1 и N 2 Директора Федеральной пограничной службы, которые обжалует заявитель, полностью соответствуют требованиям Закона РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г. и Постановлению Правительства РФ N 280 от 31 марта 1994 г. по этому вопросу. В приложениях к Приказу правильно также определен порядок выплат процентных надбавок, поскольку в Законе не содержится норм, определяющих, что надбавки, пособия, вознаграждения и страховые суммы выплачиваются из повышенных окладов.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, а также выслушав заключение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Кравца Ю.Н., полагавшего жалобу Лаврухина А.И. необоснованной, Верховный Суд находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Законом РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, установлена выплата окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям в полуторном и двойном размере наряду с другими гарантиями и компенсациями.
Правительство РФ, в соответствии со ст. 7 названного Закона, своим Постановлением N 280 от 31 марта 1994 г. и N 844 от 18 июля 1994 г. определило порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, определило максимальные сроки непрерывного прохождения военной службы на территории указанных государств, установило порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций.
Приказ Директора Федеральной пограничной службы N 207 от 29.04.1998 определил порядок и механизм начисления надбавок и дополнительных выплат в качестве компенсаций военнослужащим, проходящим службу на территории указанных государств.
При этом Директор ФПС не вышел за пределы своих полномочий в вопросах обеспечения военнослужащих денежным довольствием, закрепленных в ст. ст. 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в редакции 1998 и 1993 годов, а также Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Из смысла последнего Закона вытекает, что установленная выплата окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям в полуторном и двойном размере является ничем иным, как дополнительной выплатой, и не может рассматриваться как установление новых окладов, о чем утверждает заявитель.
Реализуя данный Закон и Постановление Правительства РФ от 31 марта 1994 г. N 280, Директор ФПС Приказом N 207 от 29.04.1998 установил военнослужащим, проходящим службу по контракту, оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном и двойном размере, т.е. в строгом соответствии с Законом. При этом Директор ФПС не уменьшил, а увеличил размер денежного содержания, определив процентную надбавку за выслугу лет, подлежащую выплате от повышенных окладов, что находится в компетенции Директора ФПС, закрепленной в ст. ст. 12 и 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих", в редакции 1993 и 1998 годов.
В связи с этим предположение Лаврухина А.И. о том, что все виды иных надбавок, пособий, вознаграждений и страховых сумм должны исчисляться от окладов денежного содержания с учетом их увеличения в полуторном или в двойном размере, не основано на Законе, о чем правильно указано в п. 1 приложений N 1 и N 2 к Приказу Директора ФПС от 29 апреля 1998 г. N 207.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.1, 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
В удовлетворении жалобы Лаврухина Алексея Ивановича на действия Директора Федеральной пограничной службы РФ, касающиеся издания Приказа N 207 от 29 апреля 1998 г. по исполнению Закона РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", в части выплат процентных надбавок к установленным повышенным окладам по воинским должностям и воинским званиям - отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в 10-дневный срок со дня его мотивированного изложения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал - лейтенант юстиции
Ю.В.ПАРХОМЧУК