НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 30.03.2010 N ГКПИ10-237 "О признании частично недействующим пункта 4 абзаца десятого Приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950"

"О признании частично недействующим пункта 4 абзаца десятого Приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2010 г. N ГКПИ10-237
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.В. об оспаривании в части пункта 4 Приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950,
установил:
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила внутреннего распорядка). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 декабря 2005 г., регистрационный N 7246, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 19 декабря 2005 г., N 51.
Приложением N 1 к Правилам внутреннего распорядка являются Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (далее - Правила поведения), абзацами первым - десятым пункта 4 которых закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников ИВС или других лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников ИВС или иных лиц либо оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство.
Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания в виде выговора (взрослые - на срок до 15 суток, а несовершеннолетние - на срок до 7 суток).
Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника органа внутренних дел и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.
П.В., отбывающий наказание по приговору суда в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 4 Правил поведения недействующим со дня принятия в части, предусматривающей возможность водворения в карцер на основании постановления начальника органа внутренних дел. В заявлении указано, что оспариваемое предписание противоречит статье 40 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в силу которой водворение в карцер допускается только на основании постановления начальника места содержания под стражей; вследствие применения к нему пункта 4 Правил поведения дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер было наложено на него не начальником места содержания под стражей, а начальником ОВД по Таймырскому району Красноярского края.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Т. и П.А. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что пункт 4 Правил поведения в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и прав заявителя не нарушает, поскольку указанное Министерство уполномочено федеральным законодателем на утверждение Правил внутреннего распорядка; изоляторы временного содержания входят в структуру соответствующего органа внутренних дел, начальник которого несет ответственность за организацию, обеспечение режима и поддержание внутреннего распорядка в этом подразделении.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г. с заявлением П.В. согласилась, пояснив, что его доводы о различиях в полномочиях начальника места содержания под стражей и начальника органа внутренних дел являются обоснованными.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, суд находит заявление П.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу четвертому части первой статьи 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - ИВС) являются местами содержания под стражей лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Статьей 16 Федерального закона определено, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Названными Правилами устанавливаются в том числе правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Следовательно, утверждая оспариваемый нормативный правовой акт, Министерство внутренних дел Российской Федерации действовало в пределах имеющихся у него полномочий.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
Взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 Федерального закона (статья 39).
Согласно части третьей статьи 40 Федерального закона водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.
Из приведенных норм следует, что взыскание в виде водворения в карцер может быть применено к подозреваемым и обвиняемым лишь на основании постановления начальника места содержания под стражей.
Частью третьей статьи 12, статьей 7 Федерального закона в их системной связи определено, что под начальниками мест содержания под стражей понимаются начальники ИВС. Таким образом, водворение в карцер может быть применено к подозреваемым и обвиняемым только на основании постановления соответствующего начальника ИВС.
Вопреки изложенному, в абзаце десятом пункта 4 Правил поведения закреплено, что взыскание в виде водворения в карцер осуществляется на основании постановления начальника органа внутренних дел, который таким правом Федеральным законом не наделен.
Ссылка представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации на пункт 3 Правил внутреннего распорядка, возлагающий организацию и обеспечение режима в изоляторе временного содержания, поддержание в нем внутреннего распорядка на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС, не свидетельствует о законности оспариваемого предписания. Указанная норма, определившая перечисленных в ней лиц в качестве администрации ИВС, не может толковаться в отрыве от положений Федерального закона, раскрывающих понятие "начальник места содержания под стражей".
В силу части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление П.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац десятый пункта 4 Приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950, в части, предусматривающей водворение в карцер на основании постановления начальника органа внутренних дел.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ