ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 1999 г. N ГКПИ 98-798
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Злотина Романа Альфредовича на Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 18 сентября 1996 года N 55/15, в редакции от 30 марта 1999 года, "Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел",
установил:
18 сентября 1996 года Генеральным прокурором Российской Федерации было издано Указание N 55/15 "Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел" (в дальнейшем - Указание).
Пунктом 1 Указания предусмотрено, что при соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия исчислять со дня возбуждения уголовного дела, по которому он является наиболее длительным. При этом календарное время расследования по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается (л.д. 5).
Злотин Р.А. обратился в суд с жалобой о признании названного Указания недействительным (незаконным), ссылаясь на его противоречие действующему законодательству.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы и пояснил, что закрепленный в Указании порядок исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел противоречит ст. ст. 69, 129, 133 УПК РСФСР, поскольку незаконно увеличивает без соответствующего продления сроки пребывания граждан под следствием, что является нарушением их прав и свобод. Указание не подлежит применению, так как не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликовано для всеобщего сведения. Заявитель также пояснил, что внесенные в Указание 30 марта 1999 года изменения их существо не меняют.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куровская Л.Н. жалобу заявителя не признала и пояснила, что Приказом Генерального прокурора Российской Федерации N 18 от 30 марта 1999 года в Указание от 18 сентября 1996 года N 55/15 внесены изменения. Пункт 1 изложен в следующей редакции: "При соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия исчислять по тому делу, по которому он является наиболее длительным. При этом календарное время расследования по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается". Данная редакция Указания не противоречит нормам уголовного процессуального законодательства и не затрагивает прав граждан, находящихся под следствием. Оспариваемое заявителем Указание не публиковалось и не подлежит опубликованию для всеобщего сведения, поскольку является формой контроля за сроками следственных действий и обязательно лишь для органов предварительного расследования.
Выслушав объяснения заявителя, представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации и исследовав материалы дела, суд полагает, что Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 18 сентября 1996 г. N 55/15 "Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел", в редакции от 30 марта 1999 г., подлежит признанию недействующим и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи
15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
При рассмотрении дела судом установлено, что обжалуемое заявителем Указание не опубликовано официально для всеобщего сведения, хотя оно является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности граждан.
Тот факт, что Указание является нормативным правовым актом, не оспаривалось представителем Генеральной прокуратуры Российской Федерации в судебном заседании. Это подтверждается также названием и содержанием данного правового акта, который устанавливает правовые нормы, регулирующие порядок исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел. Все органы предварительного следствия обязаны руководствоваться Указанием в их деятельности.
С доводами представителя Генеральной прокуратуры о том, что Указание не затрагивает прав и свобод граждан, суд согласиться не может.
Порядок исчисления срока предварительного следствия (в том числе при соединении уголовных дел) непосредственно затрагивает права и законные интересы участников процесса, поскольку процессуальный закон установил срок, в течение которого предварительное следствие должно быть закончено. Правильный подсчет срока предварительного следствия невозможен без определения момента, с которого начинается его течение, а также периодов, которые при его исчислении не учитываются.
Истечение срока предварительного следствия требует решения вопроса о его продлении. Такие процессуальные действия отдаляют перспективу судебного разрешения дела, приводят к сохранению неопределенности в правовом статусе участников процесса, допускают возможность применения в отношении граждан ограничительных мер, включая меры пресечения. На эти обстоятельства было специально указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1999 года "По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Борисова В.К., Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью "Моноком".
О безусловной необходимости соблюдения конституционного положения по публикации нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, свидетельствует и Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года "О порядке вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". В пункте 8 данного Указа закреплено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также не зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Хотя Генеральная прокуратура Российской Федерации не относится к федеральным органам исполнительной власти и не обязана регистрировать ее нормативные правовые акты в Министерстве юстиции Российской Федерации, однако, исходя из положений части 2 статьи
15 Конституции Российской Федерации, она также обязана исполнять конституционное требование по опубликованию официально для всеобщего сведения принимаемых ею правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан.
Изложенные обстоятельства не позволяют признать оспариваемый заявителем правовой акт действующим на территории Российской Федерации, поскольку он не был опубликован официально для всеобщего сведения общедоступным способом, а лишь направлен органам предварительного следствия.
Руководствуясь ст. ст.
191 -
197,
231,
232, 239.7
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
признать Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 18 сентября 1996 года N 55/15, в редакции от 30 марта 1999 года, "Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел" недействующим и не подлежащим применению.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.