НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2024 N АКПИ24-66 "Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Постановления ЦИК России от 20.12.2023 N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" и утвержденного им Порядка"

"Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Постановления ЦИК России от 20.12.2023 N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" и утвержденного им Порядка"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 января 2024 г. N АКПИ24-66
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" и утвержденного им Порядка дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года,
установил:
20 декабря 2023 г. Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее также - ЦИК России) принято постановление N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" (далее также - Постановление), в соответствии с которым дистанционное электронное голосование на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 г., в 28 субъектах Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Крым, Чувашская Республика - Чувашия, Алтайский край, Камчатский край, Пермский край, Архангельская область, Белгородская область, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Калининградская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Псковская область, Ростовская область, Свердловская область, Томская область, Челябинская область, Ярославская область, город федерального значения Севастополь, Ненецкий автономный округ - проводится с использованием федеральных государственных информационных систем (пункт 1), в городе федерального значения Москве дистанционное электронное голосование на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 г., проводится с использованием региональной информационной системы (пункт 2).
Пунктом 3 этого же постановления утвержден Порядок дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 г. (далее также - Порядок), в разделе 11 которого приведены особенности проведения дистанционного электронного голосования с использованием государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" на территории города Москвы.
Пунктом 11.1.1 указанного раздела Порядка закреплено, что дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" (далее - ГИС ДЭГ), являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы" (далее также - Портал Москвы), интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах.
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконными Постановления - в части проведения дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года, с использованием региональной информационной системы в городе федерального значения Москве, Порядка - в части проведения дистанционного электронного голосования на территории города Москвы с использованием региональной информационной системы - ГИС ДЭГ, являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой Портал Москвы, интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах.
Одновременно административный истец просит возложить на ЦИК России обязанность исключить из Постановления пункт 2, закрепляющий оспариваемое положение, и утвердить новый порядок без проведения дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 г., в городе федерального значения Москве с использованием региональной информационной системы - ГИС ДЭГ.
В обоснование своего требования административный истец указал, что оспариваемые акты в указанной им части не соответствуют Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав), Требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, утвержденным постановлением ЦИК России от 8 июня 2022 г. N 86/715-8, не обеспечивают и не гарантируют избирателю возможности осуществления волеизъявления на выборах Президента Российской Федерации в случаях, если после получения доступа к электронному бюллетеню (его отображения на экране монитора, смартфона) он не успеет проголосовать по независящим от него причинам, таким как отключение электроэнергии или отсутствие доступа к сети "Интернет", разряжена аккумуляторная батарея устройства.
В письменных возражениях на административный иск ЦИК России просила отказать в удовлетворении заявленного требования, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий, в оспариваемой части не противоречат действующему федеральному законодательству и не нарушают избирательные права граждан.
Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ЦИК России С. не признал административный иск, просил в его удовлетворении отказать.
Изучив доводы административного истца, выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
ЦИК России согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации) закреплено, что ЦИК России издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения данного федерального закона (подпункт 3 статьи 19).
По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может проводиться дистанционное электронное голосование. Дистанционное электронное голосование проводится в соответствии с требованиями Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 17 статьи 69 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации).
Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав в статье 64.1 установил, что при проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании (пункт 1).
Этой же статьей названного закона установлено, что решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 2). На выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы (пункт 7).
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок дистанционного электронного голосования утверждается ЦИК России (пункт 9 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).
Реализуя предоставленные полномочия, ЦИК России приняла Постановление, которым постановила провести дистанционное электронное голосование на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 г., в 28 субъектах Российской Федерации с использованием федеральных государственных информационных систем (пункт 1), в городе федерального значения Москве - с использованием региональной информационной системы (пункт 2), а также утвердила Порядок, которым урегулировала подготовку и проведение дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 г. (пункт 3 Постановления, пункт 1.1 Порядка).
Таким образом, оспариваемое административным истцом Постановление и утвержденный им Порядок приняты в пределах предоставленной федеральными законами компетенции ЦИК России, размещены в официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (http://vestnik.cikrf.ru).
Пунктом 6 статьи 64.1 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Требования к проведению дистанционного электронного голосования утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 г. N 86/715-8.
Пунктом 1.3 указанных требований предусмотрено, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем.
Пунктом 4 Постановления установлено, что сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, и условия, при которых избиратели вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании, определяются Порядком.
В соответствии с Положением о государственной информационной системе "Система дистанционного электронного голосования", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 13 сентября 2021 г. N 1418-ПП, государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы", интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах, проводимых в соответствии с федеральными законами, Законом города Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и иными законами города Москвы, а также по иным юридически значимым вопросам, является ГИС ДЭГ (пункт 1.2).
Учитывая приведенное правовое регулирование, ЦИК России в пункте 11.1.1 раздела 11 Порядка правомерно закрепила, что дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - ГИС ДЭГ.
Вопреки доводам административного истца, данное положение не противоречит Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав и Федеральному закону о выборах Президента Российской Федерации.
Не могут быть признаны состоятельными и утверждения административного истца о том, что использование региональной информационной системы - ГИС ДЭГ - в силу пунктов 11.6.36 и 11.6.38 Порядка не обеспечивает и не гарантирует ему как избирателю возможность осуществления волеизъявления на выборах Президента Российской Федерации в случаях, если после получения доступа к электронному бюллетеню (его отображения на экране монитора, смартфона) он не успеет проголосовать по независящим от него причинам, таким как отключение электроэнергии или отсутствие доступа к сети "Интернет", разряжена аккумуляторная батарея устройства.
Согласно пункту 11.6.36 Порядка после осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления (повторное волеизъявление, возврат к электронному бюллетеню) не допускается.
В силу пункта 11.6.38 Порядка избиратель, получивший доступ к электронному бюллетеню, исключается из списка избирателей на том избирательном участке, где он включен в список избирателей, и не вправе получить избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации.
Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав в пункте 16 статьи 64.1 закрепил, что в ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается. Избиратель, участник референдума, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке, участке референдума. Такой избиратель, участник референдума может воспользоваться техническими средствами для участия в дистанционном электронном голосовании непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определенных порядком дистанционного электронного голосования.
Пункты 11.6.36 и 11.6.38 Порядка, вопреки доводам административного истца, в полной мере соответствуют приведенным нормам закона.
Процедура осуществления дистанционного электронного голосования на территории города Москвы приведена в разделе 11.6 Порядка.
Пунктом 11.6.5 этого раздела Порядка предусмотрено, что при получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ на Портале Москвы предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Без подтверждения факта ознакомления с техническими условиями дистанционного электронного голосования переход к процедуре голосования не осуществляется.
Участнику ДЭГ на Портале Москвы после перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения (пункт 11.6.6 Порядка).
Вопреки утверждениям административного истца, пункт 11.6.36 Порядка не регулирует технические условия дистанционного электронного голосования, а устанавливает запрет на изменение волеизъявления после осуществления волеизъявления участником ДЭГ.
С техническими условиями проведения дистанционного электронного голосования и иной необходимой информацией участник ДЭГ в соответствии с пунктом 11.6.5 Порядка знакомится на Портале Москвы, где и отражается порядок действия участника ДЭГ в случае возникновения непредвиденных ситуаций, таких как отключение электроэнергии или отсутствие доступа к сети "Интернет", разряжена аккумуляторная батарея устройства после получения электронного бюллетеня и до момента волеизъявления - нажатия кнопки "Проголосовать".
Поскольку Правила не предусматривают перехода к процедуре голосования без подтверждения факта ознакомления с техническими условиями дистанционного электронного голосования, доводы административного истца о том, что региональная информационная система - ГИС ДЭГ - не обеспечивает и не гарантирует ему как избирателю возможность осуществления волеизъявления на выборах Президента Российской Федерации, не могут быть признаны состоятельными.
Из изложенного следует, что проведение дистанционного электронного голосования на территории города Москвы с использованием региональной информационной системы - ГИС ДЭГ, порядок его проведения полностью урегулированы Порядком и не нарушают избирательных прав и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу, что Постановление и утвержденный им Порядок, принятые ЦИК России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца в указанных им аспектах, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Т. об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. N 143/1099-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года" и утвержденного им Порядка дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ