ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2023 г. N АКПИ23-699
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующими абзаца первого пункта 3.12 (в части), абзаца пятого пункта 3.13, пункта 3.15, абзаца третьего пункта 3.17, пункта 3.18 (в части) Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации
от 2 октября 2018 г. N 624,
установил:
приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации
от 2 октября 2018 г. N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями" (далее - Приказ) утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее также - Положение).
Согласно абзацу первому пункта 3.12 Положения решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по представлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на это жилое помещение, для прокуроров (граждан) центрального аппарата и органов прокуратуры - в отношении прокуроров (граждан) соответствующих органов прокуратуры.
Абзацем пятым пункта 3.13 Положения предусмотрено, что соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения (далее также - Соглашение), оформляется по форме, предусмотренной в приложении N 5 к Положению, которое вступает в силу после принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность.
В случае неисполнения прокурорами (гражданами) принятых на себя обязательств по оплате общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения, в сроки, предусмотренные в Правилах оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 - 9 статьи 44.1 Федерального закона
от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 июля 2018 г. N 850 (далее - Правила оплаты общей площади жилого помещения), принятое распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении прокурорам (гражданам) жилого помещения в собственность отменяется (пункт 3.15).
В силу абзаца третьего пункта 3.17 Положения копии распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении жилого помещения в собственность жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее также - Комиссия) вручаются прокурорам (направляются гражданам) центрального аппарата или направляются в органы прокуратуры в течение 10 рабочих дней со дня получения Комиссией соглашения, подписанного всеми сторонами, и справки финансового подразделения органа прокуратуры о зачислении оплаченного прокурором (гражданином) органа прокуратуры превышения размера общей площади жилого помещения в соответствии с Правилами оплаты общей площади жилого помещения на администрируемый счет соответствующего органа прокуратуры.
Исходя из пункта 3.18 Положения предоставляемые в собственность жилые помещения передаются прокурорам (гражданам) по акту приема-передачи жилого помещения по форме согласно приложению N 7 к Положению после исключения жилых помещений в установленном порядке из специализированного жилищного фонда и оплаты прокурорами общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения (в случае, указанном в пункте 3.13 Положения). Одновременно заключается соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения по форме согласно приложению N 8 к Положению.
П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца первого пункта 3.12 (в части), абзаца пятого пункта 3.13, пункта 3.15, абзаца третьего пункта 3.17, пункта 3.18 (в части) Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат статьям 4, 6, 7 Федерального конституционного закона
от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статье 44.1 Федерального закона
от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральному закону
от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 2 статьи 1 Федерального закона
от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подпунктам "а", "ж" пункта 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96 (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы), статьям
309,
310,
314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям
13,
210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункту "л" пункта 5 Правил оплаты общей площади жилого помещения, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении
от 15 декабря 2022 г. N 55-П, а также содержат правовую неопределенность и возможность их неоднозначного толкования, вступают во внутренние противоречия.
По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативного правового акта наделяют Генерального прокурора Российской Федерации исключительной компетенцией по принятию решения о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность при наличии действующих решений жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и вступивших в законную силу судебных актов, не имеют объективных критериев применения, не определяют условия и основания принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность, не содержат порядка и сроков принятия решения и оформления соответствующего распоряжения, не предусматривают сроков предоставления прокурору (гражданину) жилого помещения в собственность, устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, создают предпосылки для злоупотребления правом, бесконечного затягивания сроков и уклонения от исполнения вступивших в законную силу судебных решений, содержат в себе коррупциогенные факторы, фактически умаляют право административного истца на обеспечение эффективного восстановления нарушенных прав и свобод посредством правосудия.
П. полагает, что решение Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается на основании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правом принять какое-либо иное решение, в частности об отказе в предоставлении прокурору (гражданину) занимаемого жилого помещения в собственность ни Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", ни Приказ непосредственно Генерального прокурора Российской Федерации не наделяют. При этом совокупность оспариваемых норм не позволяет сделать однозначный вывод ни о предполагаемых сроках издания Генеральным прокурором Российской Федерации соответствующего распоряжения, ни о порядке и сроках уведомления прокурора (гражданина) об издании такового акта с целью соблюдения обязательств, предусмотренных пунктом 3.15 Положения, ни о сроках исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда и его последующей фактической передаче в собственность прокурора (гражданина).
В обоснование административного иска П. указала, что, будучи действующим сотрудником органов прокуратуры г. Москвы, в августе 1999 г. она была поставлена на ведомственный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снималась, право состоять на данном учете, равно как и ее право на предоставление занимаемого служебного жилого помещения в собственность, подтверждено в 2015, 2016, 2021 и 2023 гг. Реализовать свое право на улучшение жилищных условий она не может на протяжении 24 лет по причине недобросовестных действий административного ответчика. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 3 марта 2022 г. отменено решение Тверского районного суда г. Москвы от 4 октября 2021 г. с признанием права П. на предоставление занимаемого служебного жилого помещения в собственность с учетом права на дополнительную площадь в размере 20 кв. м, этим же определением установлен факт несвоевременного и ненадлежащего рассмотрения жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации жилищного вопроса истца в 2015 - 2016 гг. Судебный акт вышестоящими судебными инстанциями оставлен без изменения, вступил в законную силу. Определением Тверского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 апреля 2023 г., в удовлетворении заявления представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации об отсрочке исполнения апелляционного определения от 3 марта 2022 г. отказано.
Несмотря на давность вступления в законную силу судебных актов, наличия нескольких действующих решений жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе от 4 августа 2021 г. и от 1 марта 2023 г., заключенное 19 мая 2023 г. соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения, выполненные обязательства по оплате излишков жилой площади, право административного истца на предоставление занимаемого жилого помещения в собственность и получение реальной судебной защиты до настоящего времени остается нереализованным. Обязательства административного ответчика по передаче жилого помещения в собственность на текущий момент не исполнены. Более того, 19 июля 2023 г. вопреки положениям Правил оплаты общей площади жилого помещения принято решение о возврате денежных средств, перечисленных П. на основании подписанного сторонами Соглашения, что, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконном преодолении административным ответчиком вступивших в законную силу решений суда.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменных возражениях указала, что оспариваемые нормы Положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании административный истец П. поддержала заявленные требования.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободин С.А. возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения административного истца П., возражения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Согласно пункту 25 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" порядок признания прокуроров нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия прокуроров на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Нормативные акты Генерального прокурора Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (нормативные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации), кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, а также документов для служебного пользования, подлежат официальному опубликованию в журнале "Законность" (пункт 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации
от 3 апреля 2018 г. N 189 "О порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации", пункт 2.12 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 276).
Нормативный правовой акт опубликован в издании "Законность", 2018 г., N 12.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан надлежащим должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в предусмотренной законом форме и опубликован в установленном порядке.
Нельзя признать состоятельной ссылку административного истца о наличии в оспариваемом нормативном правовом акте коррупциогенных факторов.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3 приведенного федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с названным федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В процессе подготовки нормативного правового акта Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы, порядком проведения антикоррупционной экспертизы организационно-распорядительных документов и проектов организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, содержащих нормы права, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации
от 3 апреля 2014 г. N 175. По ее результатам коррупциогенные факторы в проекте нормативного правового акта выявлены не были, что подтверждается письменным возражением административного ответчика (заключение от 18 сентября 2018 г.).
Содержание Положения, включая оспариваемые предписания, не дает оснований для вывода о том, что в нем содержатся коррупциогенные факторы, перечисленные в пункте 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.
Вопреки доводам административного истца Положение в оспариваемой части не содержит предписаний, противоречащих действующему законодательству.
Гарантии для прокурорских работников по обеспечению жилыми помещениями закреплены в статье 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Регулируя вопросы обеспечения жилыми помещениями прокуроров, указанный федеральный закон в пунктах 1 и 2 упомянутой статьи закрепляет, что обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для прокуратуры Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата). Прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 этой статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных поименованной статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
Приведенными законоположениями в качестве общего правила обеспечения прокуроров жилыми помещениями предусмотрено предоставление единовременной социальной выплаты. При этом предоставление прокурору вместо единовременной социальной выплаты занимаемого им во время службы служебного жилого помещения в собственность императивным требованием закона не является и может быть реализовано только по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
Принятие решения о предоставлении прокурору (гражданину) жилого помещения в собственность в силу закона является исключительной прерогативой Генерального прокурора Российской Федерации и не может расцениваться как обязательная форма реализации жилищных прав указанных категорий граждан. Отказ в предоставлении жилого помещения в собственность сам по себе не нарушает жилищных прав прокуроров (граждан), поскольку они в любом случае вправе получить единовременную социальную выплату.
Положение, согласно его пункту 1.1, устанавливает порядок признания нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации и граждан, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях) и ведения такого учета, а также порядок принятия решений о предоставлении им единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность).
Пункт 3.12 Положения, уточняя форму решения о предоставлении жилого помещения в собственность (издание распоряжения) и прописывая требования к его содержанию, устанавливает, что решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения.
Пункт 3.13 Положения предоставляет возможность передачи жилого помещения в собственность прокурорам (гражданам) при их согласии и оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения, за счет их собственных средств в порядке, установленном Правилами оплаты общей площади жилого помещения.
Согласие в письменной форме направляется прокурорами (гражданами) центрального аппарата на имя заместителя Генерального прокурора Российской Федерации; прокурорами (гражданами) органов прокуратуры - на имя руководителя соответствующего органа прокуратуры с учетом места службы прокурора (гражданина). В этом случае оформляется Соглашение, которое вступает в силу после принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность.
В силу пункта 4 Правил оплаты общей площади жилого помещения прокурору или гражданину в течение 10 рабочих дней со дня получения органом прокуратуры Российской Федерации указанного выше согласия направляется (вручается) подписанное уполномоченным должностным лицом органа прокуратуры Российской Федерации по месту службы (по последнему месту службы) прокурора Соглашение.
Пунктом 6 Правил оплаты общей площади жилого помещения установлено, что прокурор или гражданин подписывает Соглашение и представляет его в орган прокуратуры Российской Федерации по месту службы (по последнему месту службы) прокурора в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Соглашение вступает в силу со дня принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурору или гражданину жилого помещения в собственность.
Таким образом, порядок и сроки принятия прокуроров (граждан) на учет нуждающихся в жилых помещениях, форма и порядок вступления в силу Соглашения, а также сроки его вручения прокурору (гражданину) регламентированы.
Оплата общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения, осуществляется прокурором или гражданином за счет собственных средств путем перечисления средств в доход федерального бюджета в течение 20 рабочих дней со дня принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурору или гражданину жилого помещения в собственность (пункт 7 Правил оплаты общей площади жилого помещения).
Пунктом 3.13 Положения и пунктом 3 Соглашения предусмотрена передача жилого помещения в собственность прокурора (гражданина) на основании соответствующего распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации и после оплаты общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения. Дата и сроки непосредственной передачи жилого помещения прокурору (гражданину) Положением не предусмотрены и носят индивидуальный характер.
Следовательно, абзац пятый пункта 3.13 Положения, содержащий отсылочную норму к форме Соглашения и непосредственно не определяющий его содержание, соответствует подпунктам 5 и 6 Правил оплаты общей площади жилого помещения.
Пункт 3.15 Положения закрепляет возможность отмены принятого распоряжения о предоставлении жилого помещения в собственность в случае неисполнения прокурором обязанности по оплате превышения площади в сроки, предусмотренные пунктом 7 Правил оплаты общей площади жилого помещения.
В силу пункта 10 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", пунктов 1, 4 Правил оплаты общей площади жилого помещения обязательными условиями сделки по передаче в собственность прокурора (гражданина) жилого помещения большей площади, чем положено по установленным нормативам, являются согласие на оплату и оплата превышения площади.
При этом неуведомление или несвоевременное уведомление прокурора (гражданина) о принятом решении Генерального прокурора Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение обязательства по производству оплаты, следовательно, законных оснований для отмены распоряжения не имеется.
В абзаце третьем пункта 3.17 Положения предусмотрено направление прокурору центрального аппарата (нижестоящему органу прокуратуры) копии распоряжения о предоставлении жилого помещения в собственность после подписания Соглашения сторонами и зачисления оплаченного прокурором (гражданином) превышения размера общей площади жилого помещения.
Данный правоустанавливающий документ необходим в дальнейшем для регистрации прокурором (гражданином) права собственности на жилое помещение.
Приведенное нормативное положение в целях своевременного производства оплаты не исключает обязанности соответствующих жилищных комиссий заранее информировать прокурора (гражданина) о принятом Генеральным прокурором Российской Федерации решении по результатам рассмотрения письменных обращений, поданных прокурором (гражданином) в эти жилищные комиссии на основании пунктов 3.8 и 3.13 Положения с учетом статей 1, 10, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Пункт 3.18 Положения закрепляет непосредственную передачу прокурору (гражданину) предоставленного в собственность жилого помещения по акту приема-передачи после исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда в установленном порядке и оплаты прокурором в соответствующих случаях превышения площади, что в полной мере согласуется с нормами действующего законодательства. При этом порядок и сроки оплаты урегулированы Правилами оплаты общей площади жилого помещения и должны быть указаны в подписанном прокурором Соглашении, что предусмотрено в пункте 2 формы Соглашения (приложение N 5 к Положению).
Из анализа вышеприведенных законоположений в их системном единстве следует, что решение вопроса о предоставлении прокурорам (гражданам) вместо единовременной социальной выплаты занимаемого служебного жилого помещения в собственность относится к исключительной компетенции только Генерального прокурора Российской Федерации, а не жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в полномочия которой входит проверка нуждаемости в жилых помещениях прокуроров (граждан), наличие оснований и условий для предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность, что исключает произвольность принятия решения.
Регламентация порядка и сроков исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда не относится к предмету регулирования Положения, данный вопрос разрешен
Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 января 2006 г. N 42, приказом Генерального прокурора
от 7 июля 2017 г. N 470 "Об утверждении Порядка включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за органами и организациями прокуратуры Российской Федерации на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда".
Утверждение П. о противоречии оспариваемых положений статьям
13,
210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьям
309,
310,
314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 4, 6, 7 Федерального конституционного закона
от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" лишено правовых оснований, поскольку указанные нормы не регулируют порядок и сроки исполнения судебных актов.
Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, по-другому регулирующих порядок признания нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты прокуроров (граждан), принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также порядок принятия решений о предоставлении им единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность), которые могли бы вступить в противоречие с оспариваемыми нормами, не имеется.
Обжалуемые предписания Положения изложены понятным и доступным образом, отвечают критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении, а потому не могут расцениваться как нарушающие права административного истца.
Доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права, по сути, ее требования сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с ее точки зрения, изменений в действующее правовое регулирование в части необходимости детальной регламентации механизма применения оспариваемых норм, что не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.
Поскольку абзац первый пункта 3.12, абзац пятый пункта 3.13, пункт 3.15, абзац третий пункта 3.17, пункт 3.18 Положения в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, согласно пункту 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями
175 -
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления П. о признании не действующими абзаца первого пункта 3.12 (в части), абзаца пятого пункта 3.13, пункта 3.15, абзаца третьего пункта 3.17, пункта 3.18 (в части) Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации
от 2 октября 2018 г. N 624, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ