НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 28.08.2000 N ГКПИ00-789 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными абзаца 1 п. 11 и абзаца 2 п. 27 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018"

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными абзаца 1 п. 11 и абзаца 2 п. 27 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2000 г. N ГКПИ 00-789
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
    Председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                       Пирожкова В.Н.,
    при секретаре                                    Шведове Ю.А.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андрианова С.Б. о признании недействительными абзаца 1 п. 11 и абзаца 2 п. 27 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г.,
установил:
Андрианов С.Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными указанных положений Инструкции, предусматривающей обязанность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование (п. 11), а также возлагающей на них ответственность за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов (платежей) (п. 27).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые им положения Инструкции нарушают его права. Он не может быть плательщиком страховых взносов, поскольку, занимаясь предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не имеет работников, за которых бы был обязан уплачивать эти взносы. Ему же, как физическому лицу, государством предоставляется бесплатная медицинская помощь. Кроме того, полагает, что эти положения Инструкции не могут применяться в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса. В судебном заседании Андрианов поддержал заявленные требования.
Представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования Бобровская Н.К. и Куприянова О.Л., а также представитель Министерства здравоохранения РФ Акишин А.П., представляющие в суде интересы Правительства Российской Федерации, не согласны с заявленными требованиями. Полагают, что положения Инструкции, предусматривающие обязанность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, соответствуют федеральному законодательству.
Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства Российской Федерации, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемые положения Инструкции, предусматривающие обязанность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, соответствуют требованиям законов.
В Законе "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 25 июня 1991 г., с последующими изменениями (ст. 2), и "Положении о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. (ст. 5), наряду с другими субъектами медицинского страхования указаны и предприниматели. Пунктом 13 указанного Положения предусмотрено, что Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования утверждается Правительством Российской Федерации. Таким образом, оспариваемые нормы Инструкции утверждены компетентным органом и в соответствии с положениями указанных выше Законов.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1999 г. по делу по проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О тарифах страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что самозанятые граждане (в том числе и предприниматели) в случае наступления страхового случая обеспечиваются услугами государственной медицинской помощи, а поэтому обязаны уплачивать взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, поскольку они осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, на государстве не должна лежать обязанность уплачивать за них суммы взносов в фонды обязательного медицинского страхования.
Освобождение самозанятых граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании фондов обязательного медицинского страхования на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (ст. 17, ч. 3 Конституции Российской Федерации).
В числе плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования индивидуальные предприниматели указаны и в Законах "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и в фонды обязательного медицинского страхования".
Указанные выше Законы, в части возложения обязанности на предпринимателей уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации. В связи с этим оспариваемые положения Инструкции, предусматривающие в числе плательщиков страховых взносов и предпринимателей, также являются законными и не подлежат признанию их недействительными.
Пункт 27 Инструкции также соответствует п. 9 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно указанным Положению и Инструкции финансовые санкции за отказ в регистрации в качестве плательщика страховых взносов могут быть возложены не только на работодателя, но и на других плательщиков таких взносов. Более того, ответственность за аналогичное правонарушение предусмотрена и частью первой Налогового кодекса РФ (ст. 116).
Суд не может согласиться и с тем, что оспариваемые положения Инструкции не могут применяться в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ, поскольку они не противоречат нормам этого Кодекса.
При таких обстоятельствах с доводами Андрианова о том, что он не может быть плательщиком страховых взносов, а обжалуемые им положения Инструкции являются недействительными, согласиться нельзя.
В связи с этим в удовлетворении заявленных им требований должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ
решил:
в удовлетворении заявленных Андриановым С.Б. требований о признании недействительными абзаца 1 п. 11 и абзаца 2 п. 27 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года, отказать. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Н.ПИРОЖКОВ