ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2022 г. N АКПИ22-401
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Газпром энергосбыт" о признании частично недействующим пункта 2 изменений, которые вносятся в приказ ФАС России от 19 июня 2018 г. N 834/18 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 14 октября 2021 г. N 1111/21,
установил:
пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 19 июня 2018 г. N 834/18 (далее - Приказ N 834/18), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 18 декабря 2018 г., N 53047, и опубликованного 20 декабря 2018 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (далее - Регламент), а пунктом 2 названного приказа утверждена форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Форма).
Форма также имеет несколько приложений, среди которых приложение N 1 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с наименованием "Цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по субъекту Российской Федерации" (далее - Приложение N 1) и приложение N 2 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с наименованием "Цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей" (далее - Приложение N 2).
Указанные приложения представлены в виде таблиц, включающих показатель - группы потребителей.
Приказом ФАС России от 14 октября 2021 г. N 1111/21 (далее - Приказ N 1111/21), 30 ноября 2021 г. зарегистрированным в Минюсте России, N 66109, и опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru), в Приказ N 834/18 внесены изменения (далее - Изменения).
Пунктом 2 Изменений приложения N 1 и 2 изложены в новой редакции, согласно которой гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к населению категориям потребителей, вынесены в самостоятельную строку 6.5 таблиц указанных приложений.
Административный истец акционерное общество "Газпром энергосбыт" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими положений приложений N 1 и 2 к Форме в той мере, в какой эти положения препятствуют гарантирующим поставщикам, энергосбытовым, энергоснабжающим организациям приобретать электрическую энергию по ценам, установленным с применением понижающих коэффициентов, в целях дальнейшей продажи отдельным группам населения и приравненным к нему категориям потребителей, цены для которых установлены с применением соответствующих понижающих коэффициентов, ссылаясь на противоречие оспариваемых предписаний Изменений статье 6 и пункту 1 статьи 20 Федерального закона
от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), абзацу третьему пункта 67 и пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
В обоснование требования административный истец указал, что Общество является энергосбытовой организацией, субъектом розничного рынка электрической энергии и мощности, основным видом деятельности, осуществляемой Обществом на территории 76 субъектов Российской Федерации, является купля и продажа электрической энергии. В числе потребителей административного истца в различных субъектах Российской Федерации имеются потребители, приравненные к населению, для которых законодательство допускает установление тарифов с применением понижающих коэффициентов. Кроме того, как энергосбытовая организация Общество вправе принимать на обслуживание новых потребителей, для которых тариф установлен или в будущем может быть установлен с применением понижающих коэффициентов.
По мнению административного истца, исключение гарантирующих поставщиков, энергосбытовых, энергоснабжающих организаций из состава каждой отдельной группы населения, указанной в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - тарифном решении), препятствует данным лицам приобретать электрическую энергию по ценам, установленным с применением понижающих коэффициентов, в целях дальнейшей продажи отдельным группам населения и приравненным к нему категориям потребителей, цены для которых установлены с применением соответствующих понижающих коэффициентов.
В судебном заседании представители административного истца М., Н.М. и Н.Д. поддержали административное исковое заявление и просили его удовлетворить.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик ФАС России, а заинтересованное лицо Минюст России в отзыве на административное исковое заявление указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка издания и введения его в действие, оспариваемые предписания не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушают права и законные интересы административного истца.
Представители ФАС России Д. и К. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленного требования, поддержав изложенную в возражениях правовую позицию.
Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ в электроэнергетике регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утверждает ФАС России (пункт 21 Правил регулирования).
Пунктом 27 Правил регулирования предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Во исполнение указанных положений Правил регулирования ФАС России Приказом N 834/18 утвердила Регламент, а также Форму.
Из изложенного следует, что Приказ N 834/18 был принят уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации с соблюдением формы, порядка его издания и введения в действие.
Согласно пункту 18 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), изменения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном данными правилами.
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом, изменения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ (пункт 62 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России
от 23 апреля 2020 г. N 105).
Изменения внесены во исполнение пункта 2 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 1178, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 декабря 2020 г. N 2188, и утверждены Приказом N 1111/21, зарегистрированным в Минюсте и опубликованным в установленном порядке.
Таким образом, порядок принятия и введения в действие оспариваемого в части нормативного правового акта соблюдены.
Как определено пунктом 27 Правил регулирования, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов включает в том числе величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей.
Решения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении цен (тарифов) принимаются по Форме (пункт 31 Регламента).
Доводы административного истца о том, что в результате изменений, внесенных в приложения N 1 и 2 к Форме, исключение гарантирующих поставщиков, энергосбытовых, энергоснабжающих организаций из состава каждой отдельной группы населения, указанной в тарифном решении, препятствует данным лицам приобретать электрическую энергию по ценам, установленным с применением понижающих коэффициентов, в целях дальнейшей продажи отдельным группам населения и приравненным к нему категориям потребителей, цены для которых установлены с применением соответствующих понижающих коэффициентов, являются необоснованными.
При утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1 (абзац первый пункта 71 Основ ценообразования).
В силу пункта 71(1) Основ ценообразования цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов; наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного проживания лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда; юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.
В приложениях N 1 и 2 к Форме перечень категорий потребителей, относимых к населению, отражен в строках 1 - 5, которые предусматривают их закрепление согласно абзацу первому пункта 71 и пункту 71(1) Основ ценообразования.
Аналогичные понижающие коэффициенты к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) согласно абзацу второму пункта 71 Основ ценообразования применяются для каждой из приравненных к населению категорий потребителей (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) Основ ценообразования).
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), определен приложением N 1 к Основам ценообразования и включает в себя: исполнителей коммунальных услуг; наймодателей (или уполномоченные ими лица), предоставляющих гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования; садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии; содержащиеся за счет прихожан религиозные организации; гарантирующих поставщиков, энергосбытовых, энергоснабжающих организаций, приобретающих электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности; объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).
В приложениях N 1 и 2 к Форме перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, отражен в строке 6, которая предусматривает их закрепление согласно приложению N 1 к Основам ценообразования, за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) Основ ценообразования.
Следовательно, категории потребителей определены в приложениях N 1 и 2 к Форме в строгом соответствии с положениями пунктов 71 и 71(1) Основ ценообразования.
Для энергосбытовых и энергоснабжающих организаций цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) устанавливаются и применяются к объемам потребления электрической энергии (мощности) в пределах и сверх социальной нормы обслуживаемого ими населения и приравненных к нему категорий потребителей (абзац третий пункта 67 Основ ценообразования).
Форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей является образцом оформления тарифного решения и не содержит значений установленных тарифов.
В рамках реализации положений пунктов 71 и 71(1) Основ ценообразования не исключается возможность органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установить равнозначные значения понижающего коэффициента как для категории населения, так и для приравненных к нему категорий потребителей.
Оспаривая новую редакцию форм решений об установлении тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей, административный истец фактически не согласен с нормативными правовыми актами регулирующих органов, которыми понижающие коэффициенты для гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и энергоснабжающих организаций применяются в значении, превышающем такие коэффициенты, установленные для населения, которые он вправе оспорить в порядке, предусмотренном
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку Форма является образцом оформления тарифного решения и не содержит значений установленных тарифов, оспариваемые положения не могут нарушать права и законные интересы административного истца.
Учитывая, что предписания приложений N 1 и 2 к Форме не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушают права административного истца, на основании пункта 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями
175,
176,
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Газпром энергосбыт" о признании частично недействующим пункта 2 изменений, которые вносятся в приказ ФАС России от 19 июня 2018 г. N 834/18 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 14 октября 2021 г. N 1111/21, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА