НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 27.12.2001 N ГКПИ2001-1750 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными пункта 1, части 3 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы""

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными пункта 1, части 3 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2001 г. N ГКПИ 2001-1750
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    судьи Верховного Суда Российской Федерации       Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
    с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ о признании недействительными пункта 1, части 3 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы",
установил:
Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными пункта 1, части 3 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (далее - Постановление).
В обоснование заявления указано, что при издании названного Постановления Правительством Российской Федерации нарушена статья 2 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", поскольку вопрос об утверждении межразрядных тарифных коэффициентов не был согласован с Объединением профсоюзов России СОЦПРОФ, являющимся общероссийским объединением профсоюзов. При этом вновь вводимые нормативы по оплате труда работников бюджетной сферы существенно ухудшают положение работников по сравнению с нормами, действовавшими до принятия оспариваемого Постановления.
В судебном заседании представитель заявителя Храмов С.В. поддержал доводы заявления и просил о его удовлетворении.
Представитель Правительства Российской Федерации Ильин И.В. доводы заявления не признал и пояснил, что межразрядные тарифные коэффициенты были согласованы Правительством Российской Федерации с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально - трудовых отношений (РТК), в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд полагает, что заявление Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" установлено, что с 1 декабря 2001 года соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы должно быть в размере не менее 1 к 4,5.
Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.
В пункте 1 оспариваемого Постановления Правительство Российской Федерации утвердило согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и ввело с 1 декабря 2001 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы согласно приложению.
С доводами заявителя о том, что пункт 1 Постановления должен быть признан недействительным, поскольку вопрос об утверждении межразрядных тарифных коэффициентов не был согласован с Объединением профсоюзов России СОЦПРОФ, суд согласиться не может.
Из содержания части второй статьи 2 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" не следует, что Правительство Российской Федерации при утверждении межразрядных тарифных коэффициентов обязано было согласовывать этот вопрос со всеми общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.
Указанный вывод суда подтверждается положениями других законодательных актов, действующих в Российской Федерации.
Так, согласно статье 5 Конвенции о регулировании вопросов труда, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ, каждый член Организации, ратифицирующий данную Конвенцию, проводит соответствующие национальным условиям мероприятия для обеспечения в рамках системы по регулированию вопросов труда консультаций, сотрудничества и переговоров между государственными органами власти и наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, при необходимости, представителями предпринимателей и трудящихся.
Вопросы представительства общероссийских объединений профессиональных союзов в деятельности по регулированию вопросов труда закреплены также в Федеральном законе "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" (далее - Комиссия).
В соответствии со статьей 2 данного Закона представительство общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации в составе сторон Комиссии определяется каждым из них самостоятельно. Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии.
Общероссийские объединения профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.
Таким образом, само по себе отсутствие представителей Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ в составе российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений еще не свидетельствует о том, что Правительство Российской Федерации не согласовывало вопрос о межразрядных тарифных коэффициентах с общероссийскими объединениями профсоюзов.
Входящие в состав Комиссии представители общероссийских объединений профессиональных союзов не оспаривают в суде факт согласования с ними вопроса о размерах межразрядных тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
Доказательством такого согласования являются и подписи членов Комиссии Яковлева В.М., Лялина В.Н. и Парошина Г.П. на проекте оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что Правительство Российской Федерации вправе было утвердить межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, а следовательно, и признать утратившим силу свое предыдущее постановление по данному вопросу.
Не нашли своего подтверждения в судебном заседании и доводы заявителя о нарушении оспариваемым Постановлением права на получение вознаграждения за труд основной массы работников бюджетной сферы.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что оспариваемые положения Постановления не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, а также работников, интересы которых он представляет, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Объединению профсоюзов России СОЦПРОФ в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.