ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2002 г. N ГКПИ 2002-643
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приставко В.Н. о признании частично недействительными пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации
от 8 июля 1997 г. N 828, пунктов 1 и 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 8 июля 1997 г. N 828, пункта 3.5 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605, пунктов 2, 7, 33, 37, 38 и 39 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (далее - Постановление) утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 2 указанного Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации предписано приступить с 1 октября 1997 г. к выдаче паспортов гражданина Российской Федерации и произвести выдачу паспортов в первоочередном порядке гражданам, достигшим 14 - 16-летнего возраста, военнослужащим, а также другим гражданам в случаях, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусмотрено, что паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
В пункте 7 Положения указано, что срок действия паспорта гражданина от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста.
Приставко В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными вышеизложенных предписаний актов Правительства Российской Федерации "в части слов (чисел), допускающих возможность получения паспорта несовершеннолетними гражданами".
Кроме того, в этой же части заявитель просил признать незаконными пункт 3.5 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации" (далее - Приказ) и пункты 2, 7, 33, 37 - 39 утвержденной им Инструкции.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что "снижение возраста получения паспорта до 14 лет по существу означает признание дееспособности несовершеннолетних, нарушает его права как опекуна и попечителя своих детей, а также нарушает права самих детей".
В судебном заседании заявитель просил об удовлетворении его требований, указав, что оспариваемые положения правовых актов не соответствуют статьям
21,
27 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье
54 Семейного кодекса Российской Федерации, а также нарушают его право контролировать совершение несовершеннолетним ребенком сделок, требующих согласования с родителями.
Представители Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации Быченкова И.В., Ивашкин Ю.В. и Чижикова Т.Ю. требования заявителя не признали, пояснив, что оспариваемые предписания правовых актов действующему законодательству не противоречат и прав заявителя не нарушают.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требования заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление Приставко В.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Указом Президента Российской Федерации
от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Правительству Российской Федерации было поручено утвердить до 1 июня 1997 г. образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Таким образом, принимая Постановление и утверждая Положение, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему вышеназванным Указом Президента Российской Федерации.
С доводом заявителя о том, что выдача несовершеннолетним гражданам паспортов с 14-летнего возраста не соответствует статьям
21,
27 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд согласиться не может.
Согласно статье
21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Из содержания приведенной нормы закона следует, что возникновение в полном объеме гражданской дееспособности связывается не с получением несовершеннолетним гражданином паспорта, а с достижением им восемнадцатилетнего возраста, либо с моментом вступления несовершеннолетним в брак до достижения указанного возраста, когда это допускается законом.
Таким образом, получение 14-летним гражданином паспорта никак не свидетельствует о том, что он приобрел в полном объеме гражданскую дееспособность.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) в силу статьи
27 Гражданского кодекса Российской Федерации также зависит не от наличия у него паспорта, а от достижения им шестнадцатилетнего возраста, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Представляются полностью надуманными и доводы заявителя о несоответствии пункта 2 Постановления и пунктов 1, 7 Положения статье
54 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющей право ребенка жить и воспитываться в семье. Содержание названной статьи Закона также не дает никаких оснований для вывода о том, что с получением паспорта несовершеннолетний становится полностью дееспособным.
Законность оспариваемых предписаний Постановления и Положения позволяет признать необоснованными требования заявителя и в части оспаривания Приказа и Инструкции.
Предписания Приказа и Инструкции о возможности выдачи несовершеннолетним гражданам паспортов с 14-летнего возраста основаны на признанных законными нормах Постановления и Положения и им полностью соответствуют.
Не нашли подтверждения в судебном заседании и доводы заявителя о нарушении оспариваемыми правовыми актами его гражданских прав.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Приставко В.Н. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ