НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 27.03.2002 N ГКПИ02-311 "О признании частично незаконным пункта 2.10 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утв. Приказом Минздравмедпрома РФ N 206 и Постановлением ФСС РФ N 21 от 19.10.1994"

"О признании частично незаконным пункта 2.10 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утв. Приказом Минздравмедпрома РФ N 206 и Постановлением ФСС РФ N 21 от 19.10.1994"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2002 г. N ГКПИ 02-311
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице:
    судьи Верховного Суда РФ                        Толчеева Н.К.,
    при секретаре                                Терентьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Оловянной Ольги Петровны на пункты 1.9, 2.1, 2.3, 2.10, 3.2 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 N 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 N 21 (в редакции Приказа Минздравмедпрома РФ N 267 и Постановления ФСС РФ N 66 от 25.06.96),
установил:
Оловянная О.П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными отдельных положений Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 N 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 N 21 (в редакции Приказа Минздравмедпрома РФ N 267 и Постановления ФСС РФ N 66 от 25.06.96), зарегистрированной в Минюсте РФ 28.10.94 N 713, указывая на то, что пункт 1.9 в части слов "с разрешения администрации лечебно - профилактического учреждения", абзац первый пункта 2.1 в части слов "с учетом утвержденных Минздравмедпромом России ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах" и абзац второй этого пункта, абзац первый пункта 2.3 в части слов "назначаемой руководителем медицинского учреждения", пункт 2.10 полностью, пункт 3.2 в части слов "амбулаторно - поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утверждением направления на МСЭК клинико - экспертной комиссией учреждения" противоречат федеральному законодательству и нарушают ее права как предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Оловянной О.П., поддержавшей доводы жалобы, представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации Акишина А.П. и представителей Фонда социального страхования Российской Федерации Орловой Г.П. и Калининой О.И., возражавших против доводов жалобы, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п. 21 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 (с последующими изменениями и дополнениями) Председатель Фонда совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно - профилактических учреждениях.
На основании этого Фонд социального страхования РФ и Министерство здравоохранения РФ были правомочны издать указанную выше Инструкцию, установив правовые нормы, регулирующие порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.
Правовой анализ оспариваемых положений Инструкции позволяет сделать вывод о соответствии их закону, за исключением пункта 2.10 (в части).
Пунктом 1.9 Инструкции предусмотрено, что гражданам, находящимся вне постоянного места жительства, листок нетрудоспособности выдается (продлевается) лечащим врачом, установившим факт нетрудоспособности, с разрешения администрации лечебно - профилактического учреждения, с учетом дней, необходимых для проезда к месту жительства.
Довод заявителя о том, что приведенная норма в оспариваемой части нарушает ее права частнопрактикующего врача, ограничивая предпринимательскую деятельность, несостоятелен.
Листок нетрудоспособности является документом строгой отчетности, служащим основанием для освобождения от работы и начисления пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями) не регулируют порядок выдачи листков нетрудоспособности гражданам, находящимся вне постоянного жительства.
Поэтому уполномоченные правотворческие органы вправе были самостоятельно урегулировать данный вопрос, установив соответствующую правовую норму, предусматривающую для этого случая дополнительные требования к оформлению листков нетрудоспособности, исходя из необходимости осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, а также проведения взаиморасчетов в системе обязательного медицинского страхования.
Следует учитывать и правила ст. 58 названных Основ, согласно которым правом единолично выдавать листок нетрудоспособности сроком до 30 дней наделен лечащий врач, каковым в силу ч. 1 этой статьи признается врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно - поликлиническом или больничном учреждении.
Частнопрактикующий врач не оказывает медицинскую помощь в условиях лечебно - профилактического учреждения.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Основ разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории.
В связи с этим нельзя признать, что ст. 58 Основ наделяет частнопрактикующих врачей правом оформлять листки нетрудоспособности, в том числе в рассматриваемом случае.
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции при заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично на срок до 30 календарных дней, с учетом утвержденных Минздравмедпромом России ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.
Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой вне лечебно - профилактического учреждения, имеют право выдавать документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, на срок не более 30 дней.
Установление ориентировочных сроков временной нетрудоспособности не может быть расценено как нарушение прав заявителя. Данные сроки носят рекомендательный характер, что вытекает из содержания оспариваемой нормы, не содержащей обязательных предписаний, имеют целью оказать помощь лечащим врачам в определении сроков временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах.
Право единолично выдавать документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, на срок не более 30 дней предусмотрено ч. 4 ст. 58 Основ, после чего листок нетрудоспособности выдается врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения (ч. 2 ст. 49 Основ).
Обжалуемое положение абзаца второго пункта 2.1 Инструкции соответствует приведенным нормам закона и основано на них, как и положение п. 2.3 о том, что при сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется клинико - экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Соответствует закону и пункт 3.2 Инструкции, устанавливающий, что право направлять граждан на медико - социальную экспертизу имеют лечащие врачи амбулаторно - поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утверждением направления на МСЭК клинико - экспертной комиссией учреждения.
В силу ч. 3 ст. 50 Основ порядок организации и производства медико - социальной экспертизы устанавливается законодательством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 (в редакции Постановлений от 21 сентября 2000 г. N 707, 26 октября 2000 г. N 820), согласно которому гражданин направляется на медико - социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения (п. 7).
Пунктом 2.10 Инструкции предписано, что в случаях, когда заболевание или травма, ставшие причиной временной нетрудоспособности, явились следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения, листок нетрудоспособности выдается с соответствующей отметкой о факте опьянения в истории болезни (амбулаторной карте) и в листке нетрудоспособности.
Однако причинная связь между заболеванием или травмой, повлекшими временную нетрудоспособность, и опьянением может устанавливаться на основании медицинского заключения, данного с соблюдением соответствующей процедуры, либо путем проведения расследования уполномоченными на это органами.
В частности, причины, по которым работником получена травма либо иное повреждение здоровья, устанавливаются в порядке, определенном Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279, в редакции Постановлений от 28 января 2000 г. N 78 и 24 мая 2000 г. N 406. Поэтому пункт 2.10 Инструкции в части, предписывающей при оформлении листка нетрудоспособности устанавливать, является или нет заболевание (травма) следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения, не соответствует ст. 49 Основ, поскольку обязывает при экспертизе временной нетрудоспособности определять обстоятельства, не связанные с такой экспертизой и с оказанием медицинской помощи.
В части, обязывающей выдавать листок нетрудоспособности с соответствующей отметкой о факте опьянения, что влияет на выплату пособия по временной нетрудоспособности, анализируемый пункт Инструкции действующему законодательству не противоречит.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
признать незаконным (недействующим) пункт 2.10 в части слов: "когда заболевание или травма, ставшие причиной временной нетрудоспособности, явились следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения" Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 N 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 N 21 (в редакции Приказа Минздравмедпрома РФ N 267 и Постановления ФСС РФ N 66 от 25.06.96).
В удовлетворении требований Оловянной О.П. в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.