НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 27.02.2002 N ГКПИ2001-1790, 2002-139 "Об оставлении без удовлетворения жалоб о признании недействительными отдельных пунктов Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства от 22.02.2001 N 143"

"Об оставлении без удовлетворения жалоб о признании недействительными отдельных пунктов Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства от 22.02.2001 N 143"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2002 г. N ГКПИ 2001-1790, 2002-139
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                    Жуковой И.В.,
    с участием прокурора                            Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Мартыновой Евгении Захаровны и Панькова Олега Григорьевича о признании недействительными пунктов 1; 2; 3; 7; 8; 9; 10; 11 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143,
установил:
Мартынова Е.З. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными пунктов 1; 2; 3; 7; 8; 9; 10; 11 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143, ссылаясь на то, что они не соответствуют федеральному законодательству и нарушают ее права как взыскателя.
Паньков О.Г. также обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143, т.к. оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральным законам и нарушает его права, возлагая обязанность вместе с исполнительным листом направлять в органы федерального казначейства копию решения суда.
Заявители Мартынова Е.З. и Паньков О.Г. о дне слушания дела извещены, в суд не явились.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Янина Н.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые пункты Правил не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов граждан, изданы в пределах компетенции Правительства РФ.
Рассмотрев дело в отсутствие заявителей Мартыновой Е.З. и Панькова О.Г., выслушав объяснения представителя Правительства РФ Яниной Н.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Правительство Российской Федерации 22 февраля 2001 г. издало Постановление N 143, которым утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
Настоящие Правила устанавливают порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В судебном заседании представитель Правительства РФ Янина Н.Г. пояснила, что в связи с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2000 г. все счета бюджетных учреждений переводятся в органы федерального казначейства. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Согласно ст. 109 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, производится органами федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов исключительно в пределах целевых назначений, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
В случае недостаточности средств на эти цели на лицевых счетах должников главный распорядитель средств федерального бюджета, в чьем ведении находится должник, несет субсидиарную ответственность за исполнение судебных решений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в ст. 127 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2001 г., вступившим в законную силу по делу ГКПИ 2001-1345 установлено, что Правительство РФ в пределах своих полномочий утвердило Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. Правила устанавливают добровольный порядок исполнения требований актов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и не ограничивают взыскателя в свободе выбора способа исполнения исполнительного документа.
Они не лишают взыскателя возможности ставить вопрос о принудительном исполнении судебного решения в порядке, предусмотренном Федеральными законами "Об исполнительном производстве", "О судебных приставах", а также ГПК РСФСР.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы жалобы Мартыновой Е.З. о несоответствии пункта 1 Правил федеральному законодательству.
Согласно пункту 2 Правил исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника.
Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" в статье 127 устанавливает, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что одновременно с исполнительным листом взыскателем представляется копия решения суда и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Из объяснений представителя заинтересованного лица Яниной Н.Г. в суде следует, что Правительство РФ в данном пункте Правил установило перечень необходимых документов для исполнения судебного решения о взыскании денежных сумм с бюджетных учреждений.
В соответствии с ч. 2 ст. 127 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, подлежащим исполнению за счет федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, производится органами федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2001 г. по делу ГКПИ 2001-864 проверена законность пункта 6 Правил, предусматривающего субсидиарную ответственность за счет средств, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности должника.
В пункте 7 Правил установлен порядок действий Минфина России, который на основании поступивших исполнительного листа, документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, и копии уведомления органа федерального казначейства, указанного в пункте 6 настоящих Правил, уведомляет главного распорядителя средств федерального бюджета о необходимости погашения задолженности, указанной в исполнительном листе, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При их недостаточности Министерство финансов Российской Федерации осуществляет перемещение бюджетных ассигнований и изменение лимитов бюджетных обязательств путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
Совершения каких-либо действий от граждан данная норма не предусматривает.
Перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 процентов утвержденных расходов в силу ст. 161 БК РФ находится в исключительной компетенции руководителя Минфина России.
В пункте 8 Правил изложен порядок проведения расходов Минфином России, а в пункте 9 Правил определены действия главного распорядителя средств федерального бюджета, который одновременно с представлением в Министерство финансов Российской Федерации реестра финансирования расходов представляет в орган федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета уведомление о лимитах бюджетных обязательств.
В пункте 10 Правил говорится о сроке, когда орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета главному распорядителю средств федерального бюджета исполняет содержащиеся в исполнительном листе требования.
На взыскателя указанные нормы Правил никаких дополнительных обязанностей и расходов не возлагают.
Согласно пункту 11 Правил органы федерального казначейства запрашивают у должников информацию о структуре расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, связанных с исполнением требований, содержащихся в исполнительных листах, в случае если из содержания судебных решений, на основании которых были составлены исполнительные листы, это нельзя установить.
Указанная информация должна быть направлена должником не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса органа федерального казначейства.
При нарушении указанного срока органы федерального казначейства имеют право приостанавливать осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов должников до получения необходимой информации.
Положения данного пункта Правил адресованы бюджетному учреждению (должнику) и не затрагивают прав и интересов взыскателя.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, жалобы Мартыновой Е.З. и Панькова О.Г. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобы Мартыновой Евгении Захаровны и Панькова Олега Григорьевича о признании недействительными пунктов 1; 2; 3; 7; 8; 9; 10; 11 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.