НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 27.02.2001 N ВКПИ01-7 "О признании частично незаконным и недействующим подпункта "а" пункта 1 Инструкции о порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 15.07.1996 N 266"

"О признании частично незаконным и недействующим подпункта "а" пункта 1 Инструкции о порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 15.07.1996 N 266"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2001 г. N ВКПИ 01-7
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    Председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ
    генерал - майора юстиции                         Коронца А.Н.,
    при секретаре
    старшем лейтенанте юстиции                     Безнасюке А.С.,
    с участием прокурора
    отдела главной прокуратуры
    полковника юстиции                             Тумбасова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Бородкина В.Ф., Березовского Н.Б. и Габбасова Д.Х. о признании незаконным (недействительным) подпункта "а" пункта 1 "Инструкции о порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 июля 1996 года N 266, и взыскании с Министерства обороны РФ понесенных расходов в связи с обращением в Верховный Суд РФ в пользу Бородкина В.Ф. в сумме 10900 рублей и в пользу Березовского Н.Б. в сумме 14000 рублей,
установил:
Бородкин В.Ф., Березовский Н.Б. и Габбасов Д.Х., являющиеся инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что подпунктом "а" пункта 1 "Инструкции о порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, повергшимся воздействию радиации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 июля 1996 года N 266, в части со слов "пенсионеры из числа военнослужащих, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, либо ставшие инвалидами вследствие аварий и их последствий на Чернобыльской АЭС" их права как пенсионеров Министерства обороны, ставших инвалидами вследствие радиационной аварии на Чернобыльской АЭС, ограничиваются по признаку социальной принадлежности, что запрещено ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации и противоречит п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18 июня 1992 года N 3061-1.
В соответствии с этой нормой Закона им гарантировано бесплатное ежегодное обеспечение санаторно - курортным лечением (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки.
Оспариваемым Приказом МО РФ и пунктом 1 утвержденной им Инструкции для инвалидов установлен такой же порядок и условия получения льгот по санаторно - курортному лечению, как и для участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, хотя по закону объем этих льгот для последних несколько меньше.
Указанные ограничения прав инвалидов не предусмотрены ни Законом, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года N 504 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
П. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установил, что порядок бесплатного ежегодного санаторно - курортного лечения или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки инвалидам чернобыльской катастрофы может определяться ведомством, на которое возложено обеспечение их и выплата.
Представители Министерства обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации возражали против удовлетворения требований заявителей, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный акт полностью соответствует Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Выслушав объяснения заявителя Бородкина В.Ф., представлявшего также интересы заявителей Березовского Н.Б. и Габбасова Д.Х. в Верховном Суде РФ по доверенностям, представителей Министерства обороны РФ Ткаченко И.В., Каданцева С.А., представителя Министерства юстиции РФ Чижиковой Т.Ю., проверив материалы дела и заслушав заключение прокурора отдела Главной военной прокуратуры Тумбасова А.А., полагавшего необходимым удовлетворить требования заявителей, Верховный Суд находит требования Бородкина В.Ф., Березовского Н.Б. и Габбасова Д.Х. подлежащими удовлетворению.
Ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определяет несколько категорий граждан, подвергшихся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона. При этом компенсации и льготы устанавливаются Законом в зависимости от статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Ст. 14 указанного Закона устанавливает компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировав им в п. 1 бесплатное ежегодное обеспечение санаторно - курортным лечением (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки.
Ст. 15 Закона предусматривает компенсации и льготы участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, а ст. ст. 16 - 22 - для других категорий граждан, перечисленных в ст. 13.
Анализ этих норм показывает, что наибольший объем льгот имеют инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
В Постановлении Правительства Российской Федерации N 504 от 23 апреля 1996 года и утвержденном им "Положении о порядке предоставления путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", на нормах которого и основан Приказ Министра обороны РФ N 266 с утвержденной им Инструкцией, среди лиц, на которых распространено действие данного Постановления Правительства, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы не значатся.
Следовательно, установленные ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантии не могут быть ограничены подзаконным актом, каким является Приказ МО N 266 и утвержденная им Инструкция.
Подпунктом "а" п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 июля 1996 года N 266, порядок предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС распространяется не только на участников, но и на инвалидов вследствие указанной катастрофы. Поскольку тем самым необоснованно вводятся ограничения прав инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа пенсионеров Министерства обороны на санаторно - курортное лечение или получение компенсации за не предоставленное им ежегодное санаторно - курортное лечение, то данные положения Приказа МО РФ N 266 и утвержденной им Инструкции являются незаконными.
Понесенные заявителем Бородкиным В.Ф. судебные расходы, связанные с прибытием на первое судебное заседание в Верховный Суд РФ из города Владивостока в сумме 10900 рублей, а также понесенные заявителем Березовским Н.Б. расходы в сумме 14000 рублей, связанные с оплатой помощи представителя, подтвержденные представленными документами, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Верховный Суд Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 203, 90, 91 ГПК РСФСР,
решил:
жалобы Бородкина Владимира Федоровича, Березовского Николая Борисовича и Габбасова Дамира Хабибьяновича удовлетворить.
Подпункт "а" пункта 1 "Инструкции о порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации", утвержденной Приказом МО РФ от 15 июля 1996 года N 266, в части со слов "пенсионеры из числа военнослужащих, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, либо ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на Чернобыльской АЭС" признать незаконным и не действующим со дня издания.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Бородкина Владимира Федоровича 10900 рублей, расходы, понесенные в связи с обращением в Верховный Суд РФ, и в пользу Березовского Николая Борисовича 14000 рублей, расходы по оплате помощи представителя.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.