НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 N АКПИ19-469 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3, 7, 35, 51, 53 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139"

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3, 7, 35, 51, 53 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2019 г. N АКПИ19-469
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании недействующими пунктов 3, 7, 35, 51, 53 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139,
установил:
приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее также - Минтранс России) от 21 ноября 2005 г. N 139 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (далее - Положение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 20 января 2006 г., регистрационный номер 7401, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 6 февраля 2006 г. N 6.
Согласно пункту 3 Положения его нормы являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов (далее - РПП), составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов.
Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами данного положения, и включает РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей (далее - представители работников).
В пункте 7 Положения закреплено, что в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 6 Положения, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до квартала с учетом мнения представителей работников.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представителей работников.
Член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде. Исключением являются случаи, предусмотренные пунктом 8 этого положения.
Пунктом 35 Положения предусмотрено, что член экипажа, перемещенный в качестве пассажира на воздушном судне, может выполнить без предоставления ежедневного отдыха полетную смену продолжительностью не более установленной пунктами 16, 17 Положения с учетом времени явки для перелета, уменьшенной на 50 процентов времени перемещения (перелета). При этом если указанной продолжительности полетной смены недостаточно для выполнения задания на полет, то задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 55, 56, 57, 59 этого положения.
Работодатель обеспечивает предоставление следующих периодов времени для прохождения членом экипажа обязательного медицинского освидетельствования, медицинских осмотров (по предписанию врача): а) квартальное медицинское освидетельствование - два календарных дня; б) полугодовое и годовое медицинское освидетельствование - четыре календарных дня (пункт 51).
В пункте 53 Положения установлено, что членам экипажа предоставляются следующие виды отдыха: а) отдых ежедневный (отдых между полетными сменами); б) отдых еженедельный непрерывный (выходные дни); в) отдых ежегодный (отпуск основной и дополнительный).
Абзац второй пункта 3 и абзац первый пункта 7 Положения действуют в редакции приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2008 г. N 91, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 июля 2008 г., регистрационный номер N 11927, и опубликованного в "Российской газете" 9 июля 2008 г. N 145.
П., имеющий свидетельство линейного пилота, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3, 7, 35, 51 и 53 Положения, ссылаясь на их противоречие статье 41 Конституции Российской Федерации, статьям 91, 92, 94, 100, 107, 108, 212, 329 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 21 ноября 2001 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". По мнению административного истца, Положение принято административным ответчиком с превышением имеющихся у него полномочий, поскольку Минтранс России, предлагающий учитывать мнение профсоюзной организации, входящей в общероссийский профессиональный союз, не является представителем работодателя и не может определять режим работы. Оспариваемый акт не согласован с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а содержащееся в нем указание на обязательное соблюдение его норм при составлении графиков работы членов экипажей препятствует реализации его конституционного права на охрану здоровья при осуществлении трудовой деятельности.
Административный истец считает, что оспариваемые пункты исключают время обязательных перерывов в течение рабочего дня и нерабочие праздничные дни, позволяют работодателям составлять обязательные для работников графики работ без учета вредного воздействия производственных факторов, что приводит к нарушению здоровья граждан, а также ухудшает положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, поскольку государственный орган не имеет права в нормативных документах определять увеличение рабочего времени более чем предусмотрено данным кодексом. Кроме того, по его мнению, имеется неясность относительно времени для прохождения медицинских осмотров и количества дней, предоставляемых для их прохождения, по сравнению с установленными Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50. Он полагает, что согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" при регламентации режима работы и отдыха членов экипажей необходимо учитывать мнение всех профсоюзов, а не только профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз.
Министерство транспорта Российской Федерации в письменных возражениях указало, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца, гарантированных ему трудовым законодательством.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве указало, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий и устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, которые по своей правовой природе должны включать положения, отличающиеся от общих норм, содержащихся в законодательстве Российской Федерации.
Представитель административного истца З. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, представил письменные пояснения. Административный истец П., не имеющий высшего юридического образования и ведущий дело через представителя, об отказе от административного иска не заявил.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации К.А., Т., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.Н. не признали административный иск.
Обсудив доводы административного истца П., выслушав возражения представителей Министерства транспорта Российской Федерации К.А., Т., представителя Министерства юстиции Российской Федерации К.Н., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью второй статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день издания оспариваемого нормативного правового акта) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, является Министерство транспорта Российской Федерации, которое вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты, включая федеральные авиационные правила, устанавливающие особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда авиационного персонала (пункт 1, подпункт 5.2.53.8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395).
В соответствии с частью второй статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
Положение в установленном порядке согласовано с Общероссийским профсоюзом авиаработников, Профсоюзом летного состава Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что подтверждается письменными объяснениями Минюста России и представленными материалами о государственной регистрации оспариваемого приказа.
Следовательно, Положения изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка издания нормативного правового акта, требований, установленных для его государственной регистрации и опубликования. В связи с этим доводы административного истца об отсутствии у Минтранса России компетенции на издание оспариваемого акта, а также об отсутствии необходимых согласований являются несостоятельными.
Лишены правовых оснований доводы административного истца о противоречии пунктов 3, 7, 35, 51, 53 Положения требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе его статьям 91, 92, 94, 100, 107, 108, 212, 329, а также нормам Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа, включая курсантов летных учебных заведений и стажеров (пункт 2 Положения).
Согласно статье 371 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных данным кодексом.
Пункт 3 Положения закрепляет гарантии прав членов экипажей воздушных судов при разработке РПП путем его согласования с представителями работников, что корреспондирует приведенному законоположению.
Вопреки доводам административного истца Положение не устанавливает преимуществ каких-либо конкретных профессиональных союзов работников и не содержит норм, которые обязывали бы членов экипажей воздушных судов гражданской авиации вступать в такие союзы.
Частью первой статьи 29 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных этим кодексом. Используемое в пунктах 3 и 7 Положения понятие "представители работников" соответствует приведенной норме.
Трудовое законодательство определяет рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (часть 1 статьи 91), а время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106).
Частью второй статьи 94 поименованного кодекса установлено, что для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов. При этом часть третья этой статьи допускает увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации членам экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, установлена 36-часовая рабочая неделя при выполнении летной работы (постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 22).
В силу частей первой и четвертой статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Положение в пунктах 5 и 6 предусматривает, что рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени, установленные пунктом 7 Положения.
Предусмотренный пунктом 7 Положения для членов экипажей суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца, который может быть увеличен до квартала с учетом мнения представителей работников, в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 6 Положения, не вступает в противоречие с приведенными выше законоположениями.
Статья 91 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (часть первая). Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть четвертая).
Пункт 35 Положения, допускающий выполнение членом экипажа, перемещенным в качестве пассажира на воздушном судне, без предоставления ежедневного отдыха полетную смену продолжительностью не более установленной пунктами 16, 17 Положения с учетом времени явки для перелета, уменьшенной на 50 процентов времени перемещения (перелета), дополнительно в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда предусматривает требование, если указанной продолжительности полетной смены недостаточно для выполнения задания на полет, то задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 55, 56, 57, 59 Положения. При этом, что установлено пунктом 34 Положения, время перемещения (перелета или переезда) члена экипажа в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя включается в рабочее время с момента явки к месту убытия, но не менее чем за 40 минут до убытия и до момента прибытия к месту назначения (размещения на отдых).
Пункты 7 и 35 Положения не содержат предписаний, противоречащих статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации, а также указанным в административном иске статьям 92, 94, 212 этого же кодекса о сокращенной продолжительности рабочего времени, продолжительности ежедневной работы (смены), обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Доводы административного истца о наличии подобного противоречия основаны на его утверждении о неустановлении данными нормами для летного состава еженедельной продолжительности рабочего времени. Между тем общая норма о еженедельной продолжительности рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора, не превышающей 36 часов, предусмотрена в пункте 6 Положения.
Пункт 7 Положения о суммированном учете рабочего времени с указанной в нем продолжительностью учетного периода, как следует из его содержания, применяется в качестве специальной нормы, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
Оспариваемые нормативные положения не обязывают работодателей, как ошибочно полагает административный истец, составлять графики работ с нарушением положений трудового законодательства.
В силу статьи 107 Трудового кодекса Российской Федерации видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов (часть первая). Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (часть вторая). На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (часть третья).
С учетом особенностей режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов согласно пункту 49 Положения члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности: а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок; б) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.
Члену летного экипажа предоставляется еженедельный непрерывный отдых после последовательно отработанных шести календарных дней в базовом аэропорту или месте выполнения фактической работы продолжительностью не менее 42 часов (пункт 50 Положения).
Вопреки доводам П. пункт 53 Положения, предусматривающий предоставление членам экипажа таких видов отдыха, как ежедневный (отдых между полетными сменами), еженедельный непрерывный (выходные дни), ежегодный (отпуск основной и дополнительный), в системной взаимосвязи с пунктами 49, 50 этого положения не может быть истолкован как противоречащий статьям 107 и 108 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу части шестой статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации в нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. В частности, к таким работам относится работа членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации.
Следовательно, отсутствие в пункте 53 Положения такого вида времени отдыха, как нерабочие праздничные дни, не указывает на его несоответствие приведенным административным истцом статьям Трудового кодекса Российской Федерации.
Безосновательными являются утверждения административного истца о несоответствии Трудовому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пункта 51 Положения, согласно которому работодатель обеспечивает предоставление следующих периодов для прохождения членом экипажа обязательного медицинского освидетельствования, медицинских осмотров (по предписанию врача): квартальное медицинское освидетельствование - два календарных дня; полугодовое и годовое медицинское освидетельствование - четыре календарных дня.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что в целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения (части 1, 5 статьи 24).
Пунктом 7 статьи 46 названного закона установлено, что порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Согласно пункту 3.1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (абзац первый). Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (абзац второй).
Подобный порядок установлен Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации".
Пункт 51 Положения изложен ясно и не допускает неоднозначного толкования. Ссылка административного истца на подпункт 11 пункта 11 обозначенных федеральных авиационных правил, согласно которому стационарное медицинское обследование проводится, как правило, в срок до 14 дней, временная нетрудоспособность оформляется в установленном порядке, не указывает на правовую неопределенность пункта 51 Положения, имеющего взаимосвязанный, а не взаимоисключающий характер с такими правилами. Кроме того, данный пункт не устанавливает продолжительность стационарного медицинского обследования.
Пункты 3, 7, 35, 51, 53 Положения, определяющие отдельные особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, не содержат предписаний, ухудшающих положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления П. о признании недействующими пунктов 3, 7, 35, 51, 53 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО