НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 26.05.1999 N ГКПИ99-285 "Об отказе в удовлетворении жалобы на Положение Центрального банка Российской Федерации "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" от 15.09.1997 N 519"

"Об отказе в удовлетворении жалобы на Положение Центрального банка Российской Федерации "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" от 15.09.1997 N 519"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 1999 г. N ГКПИ99-285
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Толчеева Н.К.,
народных заседателей Б.Т., Г.Р,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
и адвоката Лысенко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Б.Ю. на Положение Центрального Банка Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (с изменениями от 24 июня 1998 года),
установила:
Б.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит признать незаконным и не подлежащим применению со дня издания Положение Центрального Банка России от 15.09.97 (с изменениями от 24.06.98) N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России". Свои требования мотивировал тем, что оспариваемое Положение принято с превышением полномочий Центрального Банка России, предусматривает издание нормативных актов в форме указаний и их опубликование в "Вестнике Банка России", что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 (с изменениями от 16.05.97, 13.08.98) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", в соответствии с которыми нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут издаваться в виде указаний, подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература".
В отзыве на жалобу указывается на то, что Центральный Банк России не относится к федеральным органам исполнительной власти, согласно Федеральному закону о нем вправе по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать нормативные акты, подлежащие опубликованию в "Вестнике Банка России", обжалованное Положение N 519 принято в соответствии с законодательством, права и свободы заявителя не нарушает.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Б.Ю. и адвоката Лысенко Д.А. в его интересах, поддержавших доводы жалобы, представителей Центрального Банка России Д.И., И., Д.Н., возражавших против жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009, на которых основаны требования заявителей, ими регламентируется порядок подготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации, которое руководит их работой с учетом особенностей, предусмотренных ст. 32 данного Федерального конституционного закона, утверждает положения о них, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание их аппаратов.
Конкретные наименования этих органов определяются в соответствии с утвержденной структурой (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1176 (в редакции от 06.09.96) "О системе федеральных органов исполнительной власти"). Их структура в соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации и вышеприведенным федеральным конституционным законом утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22.09.98 г. N 1142 (в редакции от 23.12.98 г. N 1635) "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Центральный Банк России в перечень данных органов не входит.
В отличие от них Банк России действует на основании Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", статьей 1 которого предусмотрено, что статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Согласно ст. 5 названного Федерального закона Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания, в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность.
Таким образом, Центральный Банк Российской Федерации не относится к федеральным органам исполнительной власти, для которых Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 установлены порядок и правила издания и опубликования нормативных правовых актов. В этой связи доводы жалобы о противоречии им оспариваемого Положения Банка России от 15.09.97 N 519 являются ошибочными.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк наделен правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, вступающие в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестник Банка России"), за исключением случаев, установленных Советом директоров.
Федеральный закон, регламентирующий порядок подготовки и издания нормативных правовых актов, устанавливающий виды таких актов, отсутствует. Поэтому Банк России полномочен был установить процедуру подготовки и вступления в силу своих нормативных актов, определить их виды, что им было реализовано путем принятия Положения от 15.09.97 г. N 519. В данном Положении в качестве источника официального опубликования назван "Вестник Банка России", как это и предусмотрено законом.
Поскольку Положение принято компетентным органом, соответствует требованиям закона, то оснований для признания его незаконным (недействительным) не имеется.
Согласно ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции закона от 15 ноября 1995 г.) гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает и из п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 50 ГПК РСФСР.
Как предусмотрено пунктом 3 ст. 7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям, а именно: когда нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Принятием и применением оспариваемого Положения от 15.09.97 N 519, регулирующего процедуру разработки и подготовки Банком России своих нормативных правовых актов, права и свободы заявителя не нарушены, какие-либо препятствия в их осуществлении не созданы, этим актом на него не возложена (незаконно) какая-либо обязанность, не привлечен он и к какой-либо ответственности.
При избранном заявителем способе защиты гражданских прав жалоба подлежит удовлетворению лишь в случаях, когда в результате издания нормативного акта наступили либо могли наступить вышеуказанные последствия. Таких последствий Б.Ю. и его представитель не привели ни в жалобе, ни в своих объяснениях в судебном заседании, доказательств о нарушении прав заявителя не представлено.
Следовательно, оспариваемый нормативный акт не имеет отношения к заявителю, не касается его прав и свобод, в связи с чем заявленное требование о признании этого акта незаконным (недействующим) удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239-7 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решила:
В удовлетворении жалобы Б.Ю. на Положение Центрального Банка Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (с изменениями от 24 июня 1998 года) отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после изготовления в окончательной форме.