ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2001 г. N ГКПИ 01-793
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
при секретаре Дончило В.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению коммерческого банка "Августокоммерц" о признании недействительным абзаца 1 пункта 3 Письма Центрального банка Российской Федерации N 127 от 8 декабря 1994 г., в редакции от 29 декабря 1998 г., "О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг",
установил:
8 декабря 1998 года Центральный банк Российской Федерации издал Письмо N 127, в редакции от 29 декабря 1998 г., "О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг" (далее Письмо).
Коммерческий банк "Августокоммерц" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 3 указанного Письма по мотивам его несоответствия федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель коммерческого банка "Августокоммерц" адвокат Андрианов И.П. уточнил заявленные требования и просил признать недействительным с момента принятия абзац 1 пункта 3 оспариваемого Письма, ссылаясь на то, что данный правовой акт Банка России подписан ненадлежащим должностным лицом и не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Представители Банка России Тимербаева С.М., Сафило Л.Г. и Зайцева О.А. не признали заявленные заявителем требования и просили суд отказать в их удовлетворении.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Гончаровой Н.Ю., просившей отказать заявителю в удовлетворении требований, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление коммерческого банка "Августокоммерц" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 оспариваемого Письма в случае если по ценной бумаге, удовлетворяющей указанным критериям, рыночная цена на последний рабочий день отчетного месяца (цена переоценки) окажется ниже балансовой стоимости ценной бумаги, то коммерческий банк или кредитное учреждение обязано создать резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в размере снижения средней рыночной цены (цены переоценки) относительно балансовой стоимости. При этом сумма резерва не должна превышать 50% от ее балансовой стоимости.
С доводом заявителя о том, что приведенные положения Письма подлежат признанию не подлежащими применению с момента издания, поскольку правовой акт Банка России не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, суд согласиться не может.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам.
Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.
Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Из содержания оспариваемого Письма следует, что оно адресовано кредитным организациям и устанавливает для них порядок создания резервов под обесценение ценных бумаг. Следовательно, данный нормативный акт Банка России непосредственно не затрагивает права, свободы или обязанности граждан и его регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не требуется.
Суд находит также несостоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Письма нормам Федеральных законов "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Согласно статье 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.
Кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Численные значения обязательных нормативов устанавливаются Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом.
В силу пункта 10 статьи 61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы минимального размера резервов, создаваемых под высокорисковые активы.
Приведенные нормы Федеральных законов позволяют суду прийти к выводу, что Банк России вправе был установить в его правовом акте оспариваемый заявителем порядок формирования резерва под обесценение вложений в ценные бумаги (в размере снижения средней рыночной цены относительно балансовой стоимости, при этом сумма резерва не должна превышать 50% от ее балансовой стоимости).
В силу статьи 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России должны подписываться Председателем Банка России. Однако это не означает, что лицо, замещающее Председателя Банка России, не имеет права подписывать нормативные акты Банка России в периоды временного отсутствия Председателя Банка России (отпуск, болезнь, командировка и т.п.).
В связи с изложенным оспариваемое Письмо не может быть признано незаконным по мотивам подписания его лицом, исполнявшим обязанности Председателя Банка России. Оспариваемое Письмо было издано до вступления в силу Положения Банка России N 519 от 15 сентября 1997 г. "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России", предусмотревшего, что нормативные акты Банка России должны издаваться в форме указаний, положений, инструкций.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания оспариваемого Письма недействительным по мотивам несоблюдения формы издания нормативного акта.
Более того, абзац 1 пункта 3 Письма изложен в редакции Указания Банка России N 466-У от 29 декабря 1998 г., то есть в форме, предусмотренной Положением Банка России N 519 от 15 сентября 1997 года.
Другие доводы заявителя о незаконности оспариваемого Письма также не нашли подтверждения в судебном заседании.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
коммерческому банку "Августокоммерц" в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.