НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 25.04.2001 N ГКПИ01-794 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично незаконным пункта 5 "Положения о порядке представления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419"

"Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично незаконным пункта 5 "Положения о порядке представления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2001 г. N ГКПИ 01-794
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    председательствующего                           Редченко Ю.Д.,
    при секретаре                                    Жуковой И.В.,
    с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Суханова Василия Михайловича о признании незаконным пункта 5 "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419 (в редакции Постановления от 18 сентября 1995 г. N 927), в части установленного порядка компенсации расходов на проезд реабилитированным лицам (абзац 3),
установил:
Суханов В.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что установленный п. 5 оспариваемого Положения порядок компенсации расходов на проезд реабилитированным лицам противоречит требованиям ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Полагает, что предварительное приобретение проездных билетов указанными лицами за счет своих средств с последующей их компенсацией из средств федерального бюджета, как это предусмотрено обжалуемым пунктом Положения, нарушает права указанных лиц, в том числе и его, на предусмотренный названным выше Законом бесплатный проезд. В судебное заседание заявитель Суханов В.М. не явился. Из имеющегося в деле сообщения следует, что он не возражает против рассмотрения заявления в его отсутствие.
Представитель Правительства Российской Федерации Ерасова И.А. в судебном заседании заявленное требование не признала и просила об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (ст. 17) разрешение вопросов о порядке выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Установленный Правительством Российской Федерации порядок компенсации расходов на проезд реабилитированным лицам требованиям закона не противоречит и прав этих лиц на бесплатный проезд не нарушает.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей заявленное требование оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, в соответствии с названным выше Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419 было утверждено "Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", в абзаце 3 пункта 5 которого предусмотрено, что компенсация расходов на проезд реабилитированным лицам производится при предъявлении проездных документов по месту их постоянного жительства органами, назначившими пенсию.
По утверждению представителя Правительства Российской Федерации, данное Положение было утверждено Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий. Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" порядок предоставления льгот по бесплатному проезду не установлен. Такое право данным Законом представлено Правительству Российской Федерации, что и было сделано им при утверждении указанного выше Положения.
Данным Положением реабилитированные лица предусмотренных законом льгот на бесплатный проезд не лишены и вправе их реализовать в установленном порядке.
Эти утверждения представителя Правительства Российской Федерации материалами дела не опровергнуты. Не приводится каких-либо данных в их опровержение и самим заявителем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания незаконным оспариваемого пункта Положения в указанной выше части не имеется.
Довод Суханова В.М. о том, что оспариваемым пунктом положения нарушаются права реабилитированных лиц на получение предусмотренной законом льготы на бесплатный проезд, не может быть принят во внимание, поскольку данный пункт Положения не лишает их этой льготы, а устанавливает лишь порядок ее реализации, что соответствует требованиям Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", отнесшим установление такого порядка к полномочиям Правительства Российской Федерации.
То обстоятельство, что установленный порядок реализации данной льготы создает определенные сложности для реабилитированных лиц (отсутствие собственных средств, потеря доходов от их использования на приобретение проездного билета, волокита с получением компенсации его стоимости и др.), не может служить основанием для признания его неправомерным, так как указанный выше Закон какого-либо иного порядка реализации данной льготы не предусматривает и, следовательно, не имеется оснований полагать, что установленный Правительством Российской Федерации порядок предоставления такой льготы не соответствует названному выше Закону.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Суханова Василия Михайловича о признании незаконным п. 5 "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419 (в редакции Постановления от 18 сентября 1995 г. N 927), в части установленного порядка компенсации расходов на проезд реабилитированным лицам (абз. 3) оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.