ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1514
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Плахута Н.С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Псковской областной общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России о признании недействительными пунктов 5 и 7 "Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 августа 2001 г. N 607,
установил:
Псковская областная общественная организация инвалидов Союз "Чернобыль" России обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными (незаконными) пунктов 5 и 7 "Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 августа 2001 г. N 607 (далее - Порядок).
В обоснование заявления указано на то, что оспариваемые положения Порядка не соответствуют действующему законодательству и нарушают права граждан, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
В судебном заседании представитель заявителя Кошурников М.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Порядок необоснованно возлагает на инвалидов обязанность по предоставлению документов, не предусмотренных законом, и неправомерно изменяет сроки выплат сумм в возмещение вреда здоровью лиц, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Представитель Правительства Российской Федерации Сокол Т.И. требования заявителя не признала и просила суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что оспариваемые положения Порядка действующему законодательству не противоречат.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что заявление Псковской областной общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно - врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
С доводами заявителя о том, что пункт 5 Порядка неправомерно возлагает на инвалидов обязанность по предоставлению документов, не предусмотренных законом (копии специального удостоверения инвалида, копии справки учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, копии заключения межведомственного экспертного совета или военно - врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), суд согласиться не может.
Согласно части 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 25 части первой данной статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Поскольку выплата ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью инвалидам - чернобыльцам осуществляется органами социальной защиты населения, а не пенсионными органами, которые выплачивают пенсии, довод заявления о повторном предоставлении одних и тех же документов в пенсионные органы несостоятелен.
Необходимость представления указанных в пункте 5 Порядка документов следует из правовых норм прямого действия, закрепленных в пункте 2 статьи 13, пункте 25 части первой статьи 14, статье 15 и статье 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Так, согласно пункту 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", право на возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой ежемесячной денежной компенсации имеют только инвалиды I, II и III группы. В связи с этим требование о представлении копии специального удостоверения инвалида является правомерным.
Последним абзацем статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 данного Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления.
В силу части 7 статьи 24 вышеназванного Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно - врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
В случаях, указанных в части 10 статьи 24 Закона, причинная связь заболевания, повлекшего инвалидность, может быть установлена также учреждениями Государственной службы медико - социальной экспертизы (МСЭ, ранее ВТЭК), но только на основании специального перечня заболеваний, возникновение и обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, устанавливая оспариваемый Порядок, Правительство Российской Федерации вправе было закрепить в нем перечень документов (их заверенных в установленном порядке копий), необходимых для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам - чернобыльцам. При этом пункт 5 Порядка не содержит норм об обязательном нотариальном свидетельствовании копий этих документов, хотя заявитель ссылается на это.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
С доводами заявителя о необходимости выплаты первой денежной компенсации с момента установления инвалидности суд согласиться не может, поскольку, как уже отмечалось, статьей 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что право на предусмотренные им льготы и компенсации дается с момента обращения на основании специального удостоверения инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Не может быть признан состоятельным и довод заявителя о том, что при пересмотре размера денежной компенсации такой пересмотр не может производиться с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Поскольку Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" вопрос о сроках выплаты ежемесячных компенсаций при их перерасчете специально не урегулирован, Правительство Российской Федерации вправе было установить оспариваемую норму применительно к порядку, установленному в статье 121 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
При этом суд учитывает, что "установление порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации" отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Кроме того, до вступления в силу Федерального закона
от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" перерасчет сумм в возмещение вреда здоровью инвалидам - чернобыльцам производился на основании статьи 48 "Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей", также в сроки, предусмотренные пунктом 7 Порядка.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований, предусмотренных статьей
13 Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых положений Порядка недействительными.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Псковской областной общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ