НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 22.12.1998 N ГКПИ98-544 "О признании недействительным распоряжения ГТК РФ от 25.07.1998 N 01-14/838 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации" и об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным распоряжения ГТК РФ от 25.11.1998 N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации""

"О признании недействительным распоряжения ГТК РФ от 25.07.1998 N 01-14/838 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации" и об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным распоряжения ГТК РФ от 25.11.1998 N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 1998 г. N ГКПИ 98-544
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С., при секретаре Емельяновой М.А., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пасько Сергея Александровича о признании недействительными распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 июля 1998 г. N 0830 (01-14/838) "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации" и распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации",
установил:
Пасько С.А. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 июля 1998 г. N 0830 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", которое нарушает его права на свободное использование личного имущества.
В соответствии с этим распоряжением до того, как выехать из Калининградской области в другие регионы России и страны Таможенного Союза, он обязан обратиться в местную таможню, оплатить и заполнить справку специальной формы, подписать гарантию о возврате транспортного средства на территорию особой экономической зоны не позднее двух месяцев после выезда из нее.
Как указывает заявитель, с момента приобретения на территории Калининградской области в личную собственность автотранспортных средств они перестают быть товаром и в отношении их обладателей действуют нормы ст. 1 ГК РФ о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Между тем ГТК РФ рассматривает принадлежащее ему имущество как товар.
ГТК РФ, являясь одним из органов исполнительной власти, не наделен правом регулирования отношений собственности, которые относятся к сфере гражданских прав и регулируются ГК РФ.
Указание в п. 1.3 обжалуемого распоряжения на обязательность внесения записи в графу "Отметки таможенного органа" о запрете использования принадлежащего на праве собственности автомобиля для производственной или иной коммерческой деятельности также не основано на законе и ограничивает его правоспособность.
В судебном заседании Пасько С.А. поддержал заявленные требования и просил признать также недействительным распоряжение Государственного таможенного комитета РФ от 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", зарегистрированное в Министерстве юстиции РФ 21 декабря 1998 года, по изложенным выше основаниям.
Представители заинтересованного лица Государственного таможенного комитета РФ Наумов А.А. и Баландина Г.В. возражали против удовлетворения поданного заявления.
Так, представитель ГТК РФ Баландина Г.В. пояснила, что в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. Таким образом, Закон не содержит исключений и льгот для временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств.
Государственный таможенный комитет РФ на основании ст. 109 Таможенного кодекса РФ установил льготу для жителей Особой экономической зоны, предоставив право физическим лицам, временно выезжающим из Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации на срок не более двух месяцев, ввозить без уплаты таможенных платежей одно транспортное средство, ранее ввезенное на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
В целях осуществления таможенного контроля за перемещением этих транспортных средств таможенный орган, расположенный на территории Калининградской области, выдает удостоверение установленного образца. Уплата каких-либо сборов за выдачу данного удостоверения не предусмотрена.
Учитывая большую социальную значимость разрешения вопросов, связанных с возможностью использования физическими лицами, проживающими на территории Калининградской области, транспортных средств на территории Российской Федерации, Государственный таможенный комитет РФ подготовил распоряжение N 01-14/838 от 25 июля 1998 года и направил его в Калининградское таможенное управление. Однако данное распоряжение не прошло государственную регистрацию в связи с отказом в такой регистрации Минюстом России.
В настоящее время Министерство юстиции РФ зарегистрировало распоряжение ГТК РФ от 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", ссылка заявителя на то, что нарушаются его права в части пользования личным имуществом, является необоснованной и противоречит Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Кроме того, установленные ГТК РФ правила, наоборот, предоставляют льготы для временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств.
Товары - это любое движимое имущество, в т.ч. транспортные средства (п. 1 ст. 18 Таможенного кодекса РФ) и к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством.
Пункт 1.2 распоряжения ГТК РФ от 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 устанавливает порядок осуществления таможенного контроля за перемещением транспортных средств, указанных в п. 1.1. Гражданин может уплатить при таможенном оформлении таможенные платежи в установленном Таможенным кодексом РФ порядке, и тогда правила названного распоряжения о таможенном контроле на него распространяться не будут.
Что касается двухмесячного срока вывоза транспортного средства, то он определен применительно к порядку, предусмотренному для физических лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, установленному Приказом ГТК России от 30 января 1997 г. N 35.
Данный Приказ издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", которое также определяет условия использования транспортного средства.
Выслушав заявителя Пасько С.А., представителей заинтересованного лица ГТК РФ Наумова А.А. и Баландину Г.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что распоряжение ГТК РФ от 25 июля 1998 г. N 0830 (01-14/838) подлежит признанию недействительным с момента издания, в удовлетворении жалобы о признании недействительным распоряжения ГТК РФ от 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 следует отказать.
Как установлено в судебном заседании, Государственный таможенный комитет РФ издал распоряжение 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", которое прошло государственную регистрацию.
В соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров.
Территория свободных экономических зон согласно ст. 3 Таможенного кодекса РФ рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Российской Федерации.
Таможенный кодекс РФ предусматривает возможность перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации наряду с общим порядком ввоза и вывоза в соответствии с таможенными режимами (ст. ст. 19 и 22), специальный порядок перемещения отдельных категорий товаров (ст. ст. 108, 109). Так, ст. 109 Таможенного кодекса РФ установлено, что товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном льготном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в пределах своей компетенции.
На основании данной нормы права Правительство РФ приняло Постановление от 18 июля 1996 г. N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", которым установлено, что при перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, транспортные средства, ввозимые физическими лицами временно, на срок до одного года, освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии, что в течение этого срока такое транспортное средство не будет передаваться в пользование или владение другому лицу (п. 6).
Кроме того, п. 8 указанного Постановления Государственному таможенному комитету РФ поручено установить подробные правила ввоза и вывоза товаров физическими лицами в соответствии с данным Постановлением и нормами таможенного законодательства Российской Федерации.
Так, Приказом ГТК России от 30 января 1997 г. N 35 предусмотрено, что физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут временно ввозить при следовании через таможенную границу Российской Федерации одно транспортное средство на срок до двух месяцев без уплаты таможенных платежей (п. 2.5).
Распоряжением ГТК России от 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 установлено, что физические лица, временно выезжающие из Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, могут временно, на срок не более двух месяцев, ввозить без уплаты таможенных платежей при следовании через таможенную границу Российской Федерации одно транспортное средство (классифицируемое в позиции 8703 ТН ВЭД СНГ), ранее ввезенное на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, зарегистрированное на территории Калининградской области и не выпущенное для свободного обращения, при условии, что такое транспортное средство не будет использоваться для производственной или иной коммерческой деятельности, передаваться в пользование, владение или распоряжение другому лицу за пределами территории Особой экономической зоны в Калининградской области (п. 1.1).
Данное правило предусматривает упрощенный льготный порядок при перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, через таможенную границу Российской Федерации.
Доводы заявителя о нарушении его прав тем обстоятельством, что ГТК России рассматривает транспортное средство, принадлежащее ему на праве собственности, как товар, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством.
Предусмотренный п. 1.2 распоряжения ГТК России от 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 порядок осуществления таможенного контроля за перемещением транспортного средства не может рассматриваться как не основанный на законе и нарушающий права заявителя, т.к. он применяется в случае упрощенного льготного порядка временного ввоза транспортных средств физическими лицами на территорию Российской Федерации.
На граждан, проживающих на территории Калининградской области, в случае уплаты при таможенном оформлении автомобиля таможенных платежей в установленном Таможенным кодексом РФ порядке указанный в п. 1.2 распоряжения порядок таможенного контроля не распространяется.
Что касается распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 июля 1998 г. N 0830 (01-14/838) "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации", то данный акт не прошел государственную регистрацию и был направлен в Калининградское таможенное управление письмом ГТК России от 25 июля 1998 г. N 01-15/15547 (л.д. 11 - 12).
Между тем, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, данный нормативный акт центрального органа государственного управления подлежал государственной регистрации в Министерстве юстиции России. Однако оспариваемое распоряжение Минюстом России зарегистрировано не было.
При таких обстоятельствах в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Поэтому распоряжение ГТК России от 25 июля 1998 г. N 0830 (01-14/838) является недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
распоряжение Государственного таможенного комитета РФ от 25 июля 1998 г. N 0830 (01-14/838) "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации" признать недействительным с момента издания.
Заявление Пасько Сергея Александровича о признании недействительным распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 25 ноября 1998 г. N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ