ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 июня 1999 г. N ГКПИ 99-396
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Романенкова Н.С.,
при секретаре Суетовой М.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Колова Александра Юрьевича о признании недействительным с момента принятия Временного положения о порядке пропуска и декларирования товаров, являющихся объектами внешнеторговой купли - продажи или мены, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 июля 1992 года N 283, в части возложения обязанности на получателей товара, не являющихся их покупателями, собственниками или владельцами, производить его таможенное декларирование,
установил:
Колов А.Ю. обратился в Верховный Суд России с жалобой о признании недействительным с момента принятия Временного положения о порядке пропуска и декларирования товаров, являющихся объектами внешнеторговой купли - продажи или мены, утвержденного Приказом ГТК России от 28 июля 1992 года N 283, в части возложения обязанности на получателей товара, не являющихся их покупателями, собственниками или владельцами, производить его таможенное декларирование.
Как указывает заявитель, оно не соответствует закону в части возложения обязанности на получателей товара, не являющихся покупателями, собственниками или владельцами, производить его таможенное декларирование.
По смыслу п. п. 9, 10 ст. 18, ст. 172 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанность по декларированию возлагается на:
- российских собственников товара;
- российских покупателей товара;
- российских владельцев товара (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, на правах аренды и т.д.);
- иных лиц, которые вправе совершать с товарами действия, предусмотренные ТК Российской Федерации, от своего имени;
- таможенных брокеров.
Получатель может не состоять в каких-либо договорных отношениях с участниками внешнеторговой сделки и не являться собственником или иным владельцем товара.
Таможенный кодекс Российской Федерации не предусматривает права получателя товара совершать какие-либо действия с товаром от своего имени. Закон предоставляет определенные права перевозчику, например, производить выгрузку товара при аварии, представлять таможенному органу товары и транспортные средства, подавать краткую таможенную декларацию (ст. 39, ч. 4 ст. 143 ТК Российской Федерации).
По смыслу п. п. 1.1, 3.1 Временного положения, в редакции Приказа ГТК Российской Федерации от 2 апреля 1993 года N 120, обязанность по декларированию товара, являющегося объектом внешнеторговой купли - продажи или мены и ввозимого в Российскую Федерацию или вывозимого из нее, лежит на:
- российских отправителях товара;
- российских получателях товара;
- российских организациях, заключивших внешнеторговые договоры. При этом вышеуказанные организации осуществляют декларирование товара самостоятельно или через посредника (таможенного брокера).
Таким образом, согласно Таможенному кодексу Российской Федерации получатель товара обязан декларировать его, если он является его покупателем, собственником или владельцем.
Кроме того, согласно ст. 17 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года таможенный тариф вносится в республиканский бюджет Российской Федерации.
Федеральные налоги и сборы могут устанавливаться только законодательными актами.
В соответствии со ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации на декларанта возлагается обязанность по уплате таможенных платежей.
Таким образом, по смыслу Временного положения обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на получателя товара даже в том случае, если он не является покупателем, собственником или владельцем товара.
Следовательно, Государственный таможенный комитет Российской Федерации не вправе возлагать обязанность по уплате таможенного тарифа на лиц, которые не названы в законе в качестве налогоплательщика.
Он, Колов А.Ю., занимается торгово - закупочной деятельностью и ему создаются препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Заявитель Колов А.Ю. о дне слушания дела извещен, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ГТК России Наумов А.А. возражал против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемое заявителем Временное положение о порядке пропуска и декларирования товаров, являющихся объектами внешнеторговой купли - продажи или мены, принято в установленном порядке, зарегистрировано в Минюсте и официально опубликовано, прав и свобод заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Государственного таможенного комитета Российской Федерации Наумова А.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 июля 1992 года N 283, которым утверждено Временное положение о порядке пропуска и декларирования товаров, являющихся объектами внешнеторговой купли - продажи или мены, зарегистрирован в Минюсте России 4 декабря 1992 года, регистрационный N 96, и опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации N 3 за 1993 год. В последующем в данный нормативный акт вносились изменения и дополнения.
В связи с введением в действие с 21 июля 1993 года Таможенного кодекса Российской Федерации названный Приказ и Временное положение применяются в части, не противоречащей указанному Кодексу и нормативным правовым актам ГТК России, изданным в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 126 ТК Российской Федерации таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Таким нормативным актом является Временное положение о порядке пропуска и декларирования товаров, являющихся объектами внешнеторговой купли - продажи или мены.
Пункт 1.1 предусматривает, что действие настоящего Временного положения распространяется на товары, являющиеся объектами внешнеторговой купли - продажи или мены и ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые из нее для свободного обращения.
Статьей 127 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель или структурное подразделение, и во время работы таможенного органа Российской Федерации, устанавливаемых ГТК России.
Пункт 3 Временного положения устанавливает порядок декларирования товаров, которое может осуществляться российскими отправителями или получателями товаров, а также российскими предприятиями или организациями, заключившими внешнеторговые контракты, самостоятельно или на основании договора с другими предприятиями и организациями, допущенными таможней к декларированию (таможенными брокерами) (в редакции Приказа ГТК России от 2 апреля 1993 года N 120).
В редакции Приказа ГТК России от 28 июля 1992 года N 283 данный пункт предусматривал, что декларирование товаров производится отправителем или получателем товаров самостоятельно или на основании договора другими предприятиями и организациями, допущенными таможней к декларированию.
Законодатель в ст. 172 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, кто может быть декларантом:
1) лицо, перемещающее товары и транспортные средства;
2) таможенный брокер.
Под лицами, перемещающими товары, понимаются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, от собственного имени (п. 9 ст. 18 ТК Российской Федерации).
Временное положение не содержит норм, которые бы возлагали на получателей товара, не являющихся лицами, перемещающими этот товар, обязанность производить его таможенное оформление и уплатить таможенные платежи.
Декларант согласно ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации обязан произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным ТК Российской Федерации, и уплатить таможенные платежи.
Учитывая, что оспариваемый нормативный акт ГТК России принят в пределах полномочий государственного органа, в соответствии с законом и не нарушает права и законные интересы заявителя, жалоба Колова А.Ю. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.
191,
192,
197, 239.7
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Колова Александра Юрьевича о признании недействительным с момента принятия Временного положения о порядке пропуска и декларирования товаров, являющихся объектами внешнеторговой купли - продажи или мены, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 июля 1992 года, с последующими изменениями и дополнениями, в части возложения обязанности на получателей товара, не являющихся их покупателями, собственниками или владельцами, производить его таможенное декларирование - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.