НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 20.07.1999 N ГКПИ99-24 "О признании незаконной части 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 11.11.1998 N 48"

"О признании незаконной части 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 11.11.1998 N 48"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 июля 1999 г. N ГКПИ 99-24
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    председательствующего                            Нечаева В.И.,
    при секретаре                                     Ильине А.Ю.,
    с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению А.Н. Петрова о признании недействительным Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48,
установил:
частью 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, в редакции, утвержденной Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48, предусмотрено: "каждому акционеру реорганизуемого акционерного общества должно размещаться целое число акций каждого акционерного общества, создаваемого в результате разделения или выделения, предоставляющих такие же права, что и принадлежащие ему акции в реорганизованном акционерном обществе, пропорциональное числу принадлежащих ему акций".
А.Н. Петров обратился в суд с жалобой на Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48, которым утверждены в новой редакции указанные Стандарты. Заявление обосновано тем, что приведенная выше часть 2 пункта 6.7 Стандартов нарушает его право выбора как акционера, в какое из обществ определить принадлежащие ему акции при реорганизации акционерного общества, и не соответствует требованиям закона. Кроме того, заявитель ссылается на то, что обжалованный нормативный акт Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не был опубликован в порядке, предусмотренном Указом Президента России от 23 мая 1996 г. N 763.
Представители Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России А.Ю. Синенко и Я.В. Номофилова не согласились с заявлением А.Н. Петрова. Возражения против заявления обоснованы тем, что названная комиссия по Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" (ст. ст. 42, 44) вправе была ввести норму, содержащуюся в части 2 пункта 6.7 Стандартов. В деле отсутствуют сведения о нарушении данной нормой прав и интересов А.Н. Петрова. Стандарты были опубликованы в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку", что являлось официальной публикацией.
Заслушав объяснения представителей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг А.Ю. Синенко и Я.В. Номофиловой, исследовав приведенные ими доводы, выслушав заключение помощника Генерального прокурора России, давшего заключение о частичном удовлетворении заявления А.Н. Петрова, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в части признания незаконной части 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций.
Как видно из заявления А.Н. Петрова, он оспаривает по существу лишь часть 2 пункта 6.7 этих Стандартов. По указанной норме, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, исходя из числа принадлежащих акционеру акций, установила для каждого акционера конкретное число акций, которое должно оставаться в реорганизованном акционерном обществе, и конкретное число акций, которое должно размещаться ему в каждом акционерном обществе, создаваемом в результате разделения или выделения.
Между тем установленное Федеральной комиссией в части 2 пункта 6.7 Стандартов правило противоречит Федеральному закону "Об акционерных обществах". Согласно п. п. 3 и 4 ст. 18 настоящего Закона общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме разделения, создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.
Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, порядке и об условиях выделения, о создании нового общества, возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса (п. 3 ст. 19 Федерального закона).
По смыслу приведенных п. п. 3 и 4 ст. 18, а также п. 3 ст. 19 Федерального закона "Об акционерных обществах", порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, а также выделяемого общества, в том числе какое число акций акционеров должно оставаться в реорганизованном акционерном обществе и какое число акций должно размещаться акционерам в каждом акционерном обществе, создаваемом в результате разделения или выделения, определяет общее собрание акционеров реорганизуемого акционерного общества.
Аналогичное правило содержится в Указе Президента России "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера", п. 1, от 18 августа 1996 г. N 1210.
Довод о том, что в деле отсутствуют сведения о нарушении оспариваемой нормой прав и свобод А.Н. Петрова, не может служить основанием к отказу в удовлетворении его требования, так как в соответствии со ст. 239.1 Гражданского процессуального кодекса РСФСР гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями государственного органа, общественной организации или должностного лица нарушены его права и свободы.
Ссылка заявителя А.Н. Петрова на то, что Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций в редакции, утвержденной Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48, не были официально опубликованы, не подтверждается доказательствами и не основана на нормативных актах. Так, из материалов дела видно, что эти Стандарты были опубликованы в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку" 23 ноября 1998 г.
До введения в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 26 ноября 1998 г. N 182-ФЗ, установившего государственную регистрацию для нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, публикация таких актов в информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку" являлась официальным опубликованием.
На основании Федерального закона "Об акционерных обществах", руководствуясь статьями 50, 194, 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, суд
решил:
признать незаконной часть 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций в редакции, утвержденной Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 ноября 1998 г. N 48.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме.