НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2002 N ГКПИ2002-476 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным распоряжения Правительства РФ от 01.11.1993 N 1944-р"

"Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным распоряжения Правительства РФ от 01.11.1993 N 1944-р"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2002 г. N ГКПИ2002-476
Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., при секретаре Бирюковой Е.Ю., с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании 20 июня 2002 г. гражданское дело по заявлению ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" о признании недействительным распоряжения Правительства РФ от 1 ноября 1993 г. N 1944-р.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей, ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" Андреевой Т.Р. и Поповой О.И., представителя Правительства РФ Тарасова С.А., представителя Министерства транспорта РФ Бард К.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации
установил:
1 ноября 1993 года Правительством РФ было принято распоряжение N 1944-р, в соответствии с которым личному составу экипажей российских самолетов, выполняющих международные рейсы, производится выплата иностранной валюты в порядке, предусмотренном для работников, выезжающих в краткосрочные командировки за границу.
ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного распоряжения противоречащим трудовому законодательству, ссылаясь на то, что согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными актами, в том числе постановлениями Правительства РФ.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Из этого заявитель делает вывод о том, что распоряжение Правительства N 1944-р от 01.11.1993 не является нормативным правовым актом и не может регулировать трудовые отношения.
По мнению заявителя, обжалуемым распоряжением Правительства РФ N 1944-р установлены выплаты, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Данный довод обосновывается заявителем тем, что труд членов экипажей носит разъездной характер, следовательно, этот труд отклоняется от нормальных условий труда и согласно ст. 149 ТК РФ оплачивается в повышенном размере. Размеры доплат предусматриваются коллективными договорами, положениями об оплате труда предприятий.
В ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" также предусмотрены соответствующие доплаты членам экипажей воздушных судов. Однако какие-либо доплаты в иностранной валюте за работу в особых условиях ни ТК РФ, ни коллективным договором предприятия не предусмотрены. Не являясь доплатой за особые условия труда, выплата валюты возможно установлена Правительством РФ в качестве возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, однако вылеты экипажей за границу не являются командировками, поскольку согласно ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, командировками не признаются, т.е. установление выплат иностранной валюты членам экипажей в порядке и размерах, предусмотренных для работников, выезжающих в командировки за границу, ничем, по мнению заявителя, не обусловлено. Кроме того, если работник, выезжающий за границу, действительно может нести какие-либо расходы в пути и в месте пребывания, то экипажи воздушных судов находятся на территории других государств очень ограниченное время - 1 - 2 часа и не имеют возможности покинуть режимную зону аэропорта, а значит не несут расходов, сопоставимых с расходами работников, находящихся в командировке.
В судебном заседании представители ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" Андреева Т.Р. и Попова О.И. заявленные требования поддержали.
Представители Правительства РФ Тарасов С.А. и Министерства транспорта РФ Бард К.В. заявление ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" не признали и просят оставить его без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленных ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" требований не усматривает.
В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и других), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
То обстоятельство, что работа членов экипажей воздушных судов происходит в отклоняющихся от обычных условиях, является очевидным и в соответствии со ст. 56 ГПК РСФСР доказыванию не подлежит.
Под иными нормативными правовыми актами, указанными в данной статье Трудового кодекса РФ, понимаются акты органов, указанных в ст. ст. 5 - 10 ТК РФ, в том числе и нормативные правовые акты Правительства РФ.
Таким образом, довод заявителя о том, что Правительство РФ не вправе было издавать нормативный правовой акт, устанавливающий минимальный размер выплат членам экипажей воздушных судов, является необоснованным.
Согласно ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры таких выплат не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета, то есть размеров, установленных действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 г. N 1261.
Обжалуемым распоряжением Правительства РФ не разрешается вопрос о том, является ли нахождение членов экипажей воздушных судов за границей служебной командировкой или не является. Содержание этого нормативного правового акта сводится к тому, что размер дополнительных выплат членам экипажей воздушных судов за время нахождения за границей устанавливается применительно к размеру командировочных выплат.
Такой порядок регулирования на федеральном уровне размера дополнительных выплат членам экипажей воздушных судов за работу в условиях, отклоняющихся от обычных условий труда, федеральному трудовому законодательству не противоречит.
Оспариваемое заявителем распоряжение Правительства Российской Федерации не нарушает прав и свобод граждан, не создает препятствий к осуществлению гражданином его права на труд и на него не возлагается какая-либо обязанность, гражданин не привлекается к юридической ответственности.
Принималось оно тогда, когда действовал КЗоТ РФ, статьей 85.1 которого было предусмотрено, что при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, при совмещении профессий, при работе в сверхурочное время, в ночное время, в праздничные дни и других), предприятия, учреждения, организации обязаны производить работникам соответствующие доплаты. Размеры доплат и условия их выплаты устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством.
Под законодательством в данном случае в силу ст. 4 КЗоТ РФ понимались КЗоТ РФ и иные акты трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, включая нормативные правовые Правительства РФ.
В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
С учетом этого довод заявителя о том, что обжалуемый нормативный правовой акт Правительства РФ принят в форме распоряжения, а не постановления, основанием для признания этого акта, являющегося по содержанию нормативным правовым актом и принятого в пределах полномочий Правительства РФ, недействительным не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ОАО авиакомпания "Челябинское авиапредприятие" о признании недействительным распоряжения Правительства РФ от 1 ноября 1993 г. N 1944-р оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.