НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2000 N ГКПИ00-547 "О признании недействительным пункта 2 распоряжения ФСФО РФ от 27.08.1999 N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих""

"О признании недействительным пункта 2 распоряжения ФСФО РФ от 27.08.1999 N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2000 г. N ГКПИ 00-547
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Романенкова Н.С., при секретаре Жуковой И.В., с участием прокурора Астафьева С.Т. и адвокатов Попова М.Н.,
Леготкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Плисецкого Павла Григорьевича о признании недействительными: п. 38 "Положения о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих", утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, и п. 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих",
установил:
Заявитель Плисецкий П.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными: п. 38 "Положения о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих", утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, и п. 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих", т.к. оспариваемые нормы противоречат действующему законодательству и нарушают права и интересы граждан.
В судебном заседании Плисецкий П.Г. и его представители Леготкин С.В. и Попов М.Н. поддержали заявленные требования.
Представитель ФСФО России Курочкин А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что надзор за деятельностью арбитражных управляющих является важной функцией ФСФО России. Пунктом 32 "Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1544, определено, что перечень полномочий ФСФО России по надзору за соблюдением арбитражными управляющими условий действия лицензии не является исчерпывающим, ФСФО России в пределах своей компетенции имеет право осуществлять иные полномочия по надзору.
Согласно абзацу 8 п. 32 данного положения арбитражный управляющий обязан обеспечивать условия для проведения ФСФО России проверок, включая предоставление необходимых информации и документов.
В этой связи пунктом 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р установлена обязанность арбитражных управляющих по представлению текущей отчетности в ФСФО России и ее территориальные органы и утверждены формы такой отчетности. Сведения, содержащиеся в них, соответствуют требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Пункт 38 "Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" также соответствует законодательству Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в письменном отзыве возражало против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения заявителя Плисецкого П.Г., его представителей Леготкина С.В., Попова М.Н., представителя ФСФО России Курочкина А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора генеральной прокуратуры Российской Федерации Астафьева С.Т., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р утверждены: 1. "Положение о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" и 2. формы текущей отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления (л.д. 19).
Формы текущей отчетности арбитражных управляющих представляются в территориальный орган ФСФО России на территории субъекта Российской Федерации, где расположена организация - должник. Приложение 2.1 устанавливает форму титульного листа текущей отчетности; приложение 2.2 - отчет о результатах процедуры наблюдения; приложение 2.3 - финансовый план проведения процедуры внешнего управления; приложение 2.4 - информация о ходе внешнего управления; приложение 2.5 - финансовый план проведения процедуры конкурсного производства; приложение 2.6 - информация о ходе конкурсного производства.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Закон "О банкротстве" устанавливают права и обязанности арбитражного управляющего, который осуществляет свои функции в различных процедурах банкротства (наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве).
Так, в ст. 61 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлены обязанности временного управляющего: по окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
В силу п. 2 ст. 74 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" внешний управляющий обязан разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
В соответствии с п. 3 ст. 83 Закона о банкротстве план внешнего управления утверждается собранием кредиторов.
Внешний управляющий по итогам внешнего управления обязан представить собранию кредиторов отчет (ст. 90 Закона о банкротстве).
Составление финансового плана проведения процедуры внешнего управления Законом о банкротстве не установлено.
При открытии конкурсного производства контроль за деятельностью конкурсного управляющего согласно ст. 115 Закона о банкротстве осуществляют комитет кредиторов или собрание кредиторов, которому конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц предоставляет отчет о своей деятельности, а также арбитражный суд.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (ст. 117 Закона о банкротстве).
Составление финансового плана проведения процедуры конкурсного производства Законом о банкротстве не установлено, "Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301, предусматривает, что ФСФО России утверждает требования к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, а также в пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия, предоставленные ей Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 31 "Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1544, установлено, что надзор за соблюдением лицензиатом требований и условий лицензируемого вида деятельности осуществляется ФСФО России.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет понятие надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий как систему мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Права лицензирующих органов при осуществлении ими надзора перечислены в ст. 12 названного Закона. Федеральный закон и "Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих" предусматривают, что лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. Исходя из того, что Закон о банкротстве не устанавливает обязательное составление финансового плана проведения процедуры внешнего управления, финансового плана проведения процедуры конкурсного производства и представление форм отчетности в органы ФСФО России, а "Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих" также не устанавливает в качестве обязательного требования к лицензиату составление такой отчетности, пункт 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, устанавливающий Формы текущей отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления, является недействительным.
Пунктом 38 "Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" установлено, что приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв лицензии влечет прекращение права на осуществление лицензируемого вида деятельности и возврат лицензии. Согласно п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 25 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой ФСФО России в порядке, установленном Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих" определяют лицензию как разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности, в частности, арбитражного управляющего.
Приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв влекут соответственно временное или постоянное прекращение права арбитражного управляющего на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Доводы заявителя о том, что Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в ст. 13 предусматривает возможность установления срока для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не свидетельствуют о недействительности оспариваемой нормы.
То обстоятельство, что арбитражные управляющие по конкретному делу назначаются арбитражным судом, не лишает права лицензирующего органа принять решение о приостановлении действия лицензии.
Учитывая, что пункт 38 положения соответствует действующему законодательству, принят ФСФО России в пределах ее полномочий и не нарушает права физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве арбитражных управляющих, жалоба в этой части не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 191, 192, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Плисецкого Павла Григорьевича удовлетворить частично; признать недействительным пункт 2 распоряжения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих"; заявление о признании недействительным пункта 38 "Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих", утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.