НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 18.08.2022 N АКПИ22-460 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458"

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2022 г. N АКПИ22-460
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458,
установил:
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 (далее - Приказ) утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок). 11 сентября 2020 г. нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), N 59783, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru).
Пунктом 17 Порядка установлено, что прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в пунктах 9, 10 и 12 Порядка, а также проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года (абзац первый). Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение детей, указанных в абзаце первом этого пункта, в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс (абзац второй).
К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими абзац первый пункта 17 Порядка в части установления срока для приема заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в пункте 12 Порядка, в период с 1 апреля по 30 июня текущего года, а абзац второй этого же пункта в части установления срока издания руководителем общеобразовательной организации распорядительного акта о приеме на обучение детей, указанных в абзаце первом этого пункта, в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс, ссылаясь на их противоречие положениям пункта 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также - СК РФ), части 3.1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и нарушение права ее дочери на преимущественный прием на обучение в первый класс в то же образовательное учреждение, в котором в десятом классе продолжит обучение старшая дочь.
В обоснование заявленного требования административный истец указала, что установленные оспариваемыми в приведенной части пунктами Порядка сроки зачисления детей в первый класс лишают права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию детей, полнородные и неполнородные братья или сестры которых в том же году оканчивают обучение по программе основного общего образования (девятый класс) и успешно проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА), поскольку распорядительный акт о прекращении образовательных отношений в связи с завершением обучения старшего ребенка в таком случае будет издан раньше, чем распорядительный акт о возникновении образовательных отношений между образовательной организацией и младшим ребенком. При этом на дату зачисления старших детей в десятый класс при принятии ими решения о продолжении обучения и получении среднего общего образования установленный оспариваемыми положениями Порядка срок зачисления в первый класс младших детей истечет.
Административный истец К. в судебном заседании поддержала заявленное требование и просила его удовлетворить.
Административный ответчик Министерство просвещения Российской Федерации (далее также - Минпросвещения России) и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях (отзыве) на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением установленного порядка, оспариваемые нормы не противоречат актам большей юридической силы и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представители Минпросвещения России А. и Минюста России М. поддержали изложенные в возражениях и письменном отзыве правовые позиции, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом N 273-ФЗ, частью 8 статьи 55 которого установление порядка приема на обучение по основным общеобразовательным программам отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, согласно пункту 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, является Минпросвещения России, которое на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает порядок приема на обучение по основным общеобразовательным программам (подпункт 4.2.21 пункта 4 названного положения).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ).
В силу части 1 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с данным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ (часть 2 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ).
Часть 3.1 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ предоставляет детям право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.
Аналогичное положение содержится также в абзаце втором пункта 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации и абзаце первом пункта 12 Порядка.
По смыслу части 4 статьи 53, части 4 статьи 61 Федерального закона N 273-ФЗ основанием как для возникновения, так и для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение либо, соответственно, об отчислении обучающегося из этой организации.
Согласно части 1 статьи 61 данного закона образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения) либо досрочно по основаниям, установленным частью 2 этой статьи.
Следовательно, предусмотренное указанными выше нормами федерального законодательства право преимущественного приема детей на обучение распространяет свое действие в период обучения в образовательной организации их полнородных и неполнородных братьев и (или) сестер, то есть до издания организацией распорядительного акта об отчислении обучающегося по любому из оснований, предусмотренных данным законом.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное обучение по основным общеобразовательным программам в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Реализация федеральным органом государственной власти возложенных на него полномочий, в свою очередь, должна осуществляться на основе закрепленных в законе принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, максимально учитывать интересы всех детей и исходя из соображений баланса указанных интересов не допускать необоснованного предоставления дополнительных гарантий прав лицам, которым они не предоставлены законом.
Суд считает заслуживающим внимания утверждение административного ответчика о том, что установленные Порядком сроки приема заявлений обеспечивают баланс интересов всех категорий детей, поступающих в первый класс, изменение данных сроков повлечет необоснованное предоставление права преимущественного приема поступающим, чьи полнородные и неполнородные брат и (или) сестра отчисляются из образовательной организации в связи с завершением обучения по образовательным программам основного общего образования без продолжения обучения по образовательным программам среднего общего образования в той же организации или в связи с завершением обучения по образовательным программам среднего общего образования.
Вопреки доводам административного истца оспариваемые в части положения Порядка, устанавливающие общие сроки приема заявлений и издание распорядительного акта о приеме на обучение в первый класс детей, имеющих право преимущественного приема на обучение, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не содержат предписаний, ограничивающих право на получение образования.
Иные доводы административного истца связаны с необходимостью внесения изменений и дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт, что относится к полномочиям Министерства просвещения Российской Федерации, которые в силу принципа разделения государственной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти самостоятельно.
С учетом того, что Порядок в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА