ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-856
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Челябинской области о признании частично недействительными пунктов 1 и 3 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 196 "О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование",
установил:
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Челябинской области обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 196 "О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование" (далее - Приказ).
В заявлении указано, что оспариваемый Приказ издан Минсельхозом России с превышением полномочий, противоречит действующему законодательству и затрагивает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя Голубков О.В. уточнил заявленное требование и просил признать недействительными абзацы 2, 3 пункта 1 и абзац 3 пункта 3 оспариваемого Приказа на том основании, что Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а не органом управления лесным хозяйством и не имеет полномочий по организации ведения государственного лесного кадастра, выдаче лесорубочных билетов и передаче лесов в безвозмездное пользование.
Представитель заявителя пояснил, что вышеприведенные полномочия в настоящее время принадлежат только Министерству природных ресурсов Российской Федерации и его территориальным органам.
Представители Минсельхоза России и Минюста России Шустова М.В., Безмолитвенный А.В., Плиев И.А. и Давыдовский И.Н. требование заявителя не признали, пояснив, что оспариваемый Приказ издан в соответствии с действующим законодательством и оснований для его признания недействительным не имеется.
Представитель Министерства природных ресурсов Российской Федерации (привлеченного к участию в деле по инициативе суда) - Зайцев А.В. полагал, что требование заявителя должно быть удовлетворено в части признания недействительными абзаца 3 пункта 1 и абзаца 3 пункта 3 оспариваемого Приказа.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд находит требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье
51 Лесного кодекса Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов", принятым во исполнение статьи
51 Лесного кодекса, установлено, что специально уполномоченными государственными органами управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов определяются положениями о них.
Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации преобразовано в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 901 (далее - Положение).
В соответствии с абзацем 6 пункта 5 указанного Положения Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.
В силу подпункта 7 пункта 6 Положения к основным задачам Минсельхоза России отнесено проведение государственной политики и осуществление государственного управления в области использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.
В подпункте 42 пункта 7 Положения закреплено, что Минсельхоз России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.
Анализ вышеприведенных предписаний нормативно - правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным (федеральным) органом управления в области использования, охраны и защиты определенной части лесного фонда, а именно - лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование (ст. 130
ЛК РФ).
Данный вывод суда подтверждается также и частью 1 статьи
53 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что федеральный орган управления лесным хозяйством обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления.
Правительство Российской Федерации поручило Минсельхозу России осуществлять государственное управление в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.
С учетом изложенного суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что единственным федеральным органом управления лесным хозяйством является Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Минсельхоз России на подведомственных ему участках лесного фонда не имеет полномочий по передаче лесов в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, выдаче лесорубочных билетов и организации ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра (ст. ст.
36,
42,
46,
67,
68 ЛК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи
1 Лесного кодекса Российской Федерации государственные органы управления лесным хозяйством могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации (в частности, подпункт 7 пункта 10 вышеназванного Положения) предоставляет Министру сельского хозяйства Российской Федерации право издавать приказы и распоряжения и обеспечивать контроль за их исполнением.
Оспариваемый Приказ издан с соблюдением требований, установленных для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", и опубликован официально для всеобщего сведения.
В соответствии со статьей
13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку при рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, при наличии которых правовой акт или его часть могут быть признаны недействительными, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Челябинской области в удовлетворении заявления о признании частично недействительными пунктов 1 и 3 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 196 "О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.